Основы композиции Цветовые настроения География букета История флористики Как дарить цветы
     
Из глубокой древности
 
     
Разноцветная античность
 
     
Флористика средневековья
 
     
Флористика и Ренессанс
 
     
Флористика Барокко
 
     
Флористика Рококо
 
     
Флористика Классицизма
 

Флористика средневековья

Столетия, последовавшие за упадком и распадом Римской империи, были весьма неспокойным временем. Орды варваров сеяли страх и ужас, наполняя Европу нищими и грабителями - не до цветов было жителям средневековой Европы. Однако это не единственная причина отхода от флористических традиций и обычаев. Важнее была роль церкви, пытающейся освободиться от всяких воспоминаний о венках и гирляндах Античности. Цветы как дар Всевышнему напоминали о ритуалах жертвоприношений, поэтому считались недопустимыми и расценивались как «нечистые». Языческие традиции были еще живы, и церковь для укрепления своего авторитета запретила всякие знаки идолопоклонения. Христиане вынуждены были отказаться от цветов не только во время религиозных обрядов, но и в обыденной жизни. Запрет распространялся даже на срывание диких цветов. Людям внушалось осознание собственной виновности, если они бросали восторженный взгляд на цветы.
Однако в последующие времена сама церковь стала выступать ангелом-хранителем цветов. В средние века монастыри занимались искусством садоводства. Для обеспечения братии продуктами питания и врачевания монахи высаживали овощи, травы, а также цветы, разведение которых считалось приемлемым из-за их полезности: ноготки, мальва, нигелла и лилия.
Постепенно цветы стали считаться подарком Бога, поэтому радоваться их красоте больше не возбранялось, это уже не расценивалось как грех. Некоторые цветы вновь вернулись на алтарь теперь уже христианской.
церкви. Их использовали чисто в декоративных целях как алтарные украшения, но ни в коем случае не придавали им литургического значения. Это объяснялось тем, что, хотя на переднем плане стояло представление о них как о полезных растениях, которые лечат и питают, все же многие цветы с давних времен были связаны с колдовством и чародейством.
С течением времени цветы стали вновь приобретать символическое значение, но на этот раз уже с опорой на христианство. Наиболее распространенными цветами стали белая лилия - символ чистоты и непорочности, считавшаяся цветком девы Марии, и ирис - знак страдания и боли; красно-оранжевые лилии символизировали кровь Христа, аквилегия (водосбор) - святой дух. Букеты из этих цветов можно увидеть на картинах Симоне Мартини, Гуго ван дер Гуса. Женщины на сельских праздниках прикрепляли к корсажу небольшие букетики, главным образом из душистых трав - мяты, руты, укропа, лаванды, базилика, чабреца.
Цветочные украшения наконец-то вышли за пределы церковных стен благодаря крестовым походам. Когда встречали рыцарей, в их честь рассыпали лепестки цветов на улице, а дома украшали прелестными аранжировками из цветов: венки на столах, двери в красочных гирляндах. Платья придворных дам теперь были либо белые с золотыми цветами, либо фиолетовые с многочисленными маленькими серебряными.

С возвращением цветов на пьедестал славы и почета вернулся и культ розы. Она была «нагружена» символами, ее изображали стилизованно в камне, на стекле, круглые окна в виде роз украшали готические соборы. Важная роль розы в готике знаменует начало флористической реставрации, специфические обычаи и традиции которой будут существовать вплоть до Ренессанса. Одним из лучших примеров тому является мода на «цветочные шляпы». Соревноваться с ними по популярности могли только «рассыпанные цветы» и «цветочные ковры».

 

В начало