Основы композиции Цветовые настроения География букета История флористики Как дарить цветы
     
Из глубокой древности
 
     
Разноцветная античность
 
     
Флористика средневековья
 
     
Флористика и Ренессанс
 
     
Флористика Барокко
 
     
Флористика Рококо
 
     
Флористика Классицизма
 

Флористика Барокко

На смену идеалам ясности и простоты, гармонии и соразмерности ренессанса в эпоху барокко пришли новые идеи. Они заключались в осознании вечной изменчивости мира, противоречий между окружающей действительностью и человеком, разумом и чувством. Даже само название «барокко» означает «искаженный, вычурный, неправильный, странный».

Понятие красоты становится синонимом роскоши, что подкрепляется обилием золотых и серебряных украшений в интерьере, мебели, костюме и, конечно, в композициях из цветов. Чувственность в соединении с грациозностью, а также постоянное желание вдохнуть жизнь в безликую материю стали символами данной эпохи.
Неповторимый стиль барокко проявляется в пышности цветочных композиций. Наиболее
часто в флористических композициях этого периода массивные цветы располагались в форме завитка или волнистой линии, будто обдуваемые ветром. Настроение барокко было динамичным и самоуверенным. В цветочных аранжировках флористы стремились создать последовательное ассиметричное движение справа налево и слева направо. В итоге композиция становилась не просто букетом из цветов, собранных в кучу, а чувственным и грациозным произведением искусства.
На картинах того времени можно увидеть большие банкеты, где на столах стоят вазы с цветами. Реже цветы и фрукты собирали в
фигурные гирлянды для обрамления портретов или в настенные композиции.
Барокко оказало серьезное влияние на флористику и поспособствовало созданию определенного стиля, направления в этом искусстве. Если требуется аранжировка в духе барокко, то самое простое - собрать множество различных видов цветов и неплотно уложить их. Круглая, овальная и квадратная формы наиболее предпочтительны для создания композиций в этом стиле. Самые крупные и яркие цветы необходимо помещать наверх аранжировки, цветы в середине должны быть расположены плотно и густо. В периферийной части букета находятся мелкие цветы, которые наклоняются в стороны и частично прикрывают сосуд и его ручки. Аранжировки в стиле барокко выдержаны в светлых тонах, хотя и поражают своей яркостью и пестротой. В композициях чаще всего встречаются цветы с широкими лепестками, такие как анемон, мальва, пион, ирис, лилия, или растения, отличающиеся интенсивными красками, например канна, наперстянка, касторовое дерево.
Интересно то, что любимым сочетанием тонов в аранжировках эпохи Барокко было соединение белого, розового и красного.
Тема суетности и бренности этого мира также нашла свое отражение в композициях: сломанные стебли цветов, продырявленные листья, испорченные фрукты, и, конечно, особые аксессуары - черепа, сломанные часы, наполовину сгоревший свиток.
За вековую историю букет прошел путь от простого безыскусного пучка цветов до серьезного элемента декорации. В эпоху барокко аранжировки из дорогих экзотических и просто редких цветов стали цениться так же, как живопись и скульптура. При этом «цветком номер один» на достаточно долгое время стал тюльпан. Это удивительное растение из Турции сумело в короткий срок завоевать в Европе огромную популярность.
Особое внимание привлекали растения, цветки которых утром открывались, следовали за солнцем и закрывались, как только светило скрывалось за горизонтом. К этим растениям принадлежали календула, гелиотроп и, конечно, подсолнухи, которые незадолго до этого были завезены из Нового Света.
Новым видам цветов немедленно приписывалось символическое значение, как, например, пассифлоре, которая была открыта в шестнадцатом веке в Южной Америке. Редкостное расположение пестика и тычинок этого растения символизировало копье, которым был убит Иисус на кресте.

 

В начало