И.Ковалева
МИФ: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОБРАЗ И ИМЯ
Проблема отношений
мифа и ритуала в современной культурологии во многом представляет собой
пресловутую проблему курицы и яйца: исследователи мифологии спорят, что
возникло раньше – миф или обряд – и, соответственно, миф объясняется через
обряд – или обряд объясняется мифом.(1) Между тем само
существование этой проблемы вызвано, как кажется, не в последнюю очередь
тем, что если под "ритуалом" все понимают примерно одно и то
же, и этот предмет не требует строгих дефиниций, то природа мифа сама является
объектом оживленных дискуссий. Теория мифа, несмотря на свою почтенную
историю, продолжает оставаться in statu nascendi,и однозначной и общепринятой
дефиниции мифа не существует. Это вполне объяснимо: достаточно посмотреть,
например, на определение мифа, которое дает такой крупнейший знаток мифологии,
как Клод Леви-Строс,(2) чтобы убедиться в том, что понятие
"миф"охватывает целый комплекс явлений, относящихся к разным
(хотя и смежным) областям деятельности человека. Пишущие об отношении мифа
к ритуалу в большинстве случаев под "мифом" понимают повествование,
рассказ о, мифологический сюжет.Но по нашему глубокому убеждению, повествовательная,
нарративная составляющая мифа не является ни единственной, ни первичной
в мифологической структуре.
Миф в том виде, в каком он известен
нам из наиболее классической – греческой – мифологии, представляет собой
прежде всего мифологический образ. Греческая мифология изобилует
яркими образами, сочетающими имя и облик: Кентавры – это
полулюди-полукони, но на четырех конских ногах, а Силены – тоже полулюди-полукони,
но на двух ногах. Сирены – полуженщины-полуптицы, чудесным пением заманивающие
мореходов на скалы, а Сфинкс – чудовище с телом льва и птичьими крыльями,
губящее путников своими загадками , и т.п. Уже из этих описаний видно,
что имя и облик первичны, что рассказ вырастает из попытки описать
называемое существо (а мифология имеет дело сплошь с живыми существами,
которых как-то зовут). Если мы хотим описать Сфинкса, то в это описание
должны как-то вместиться не только голова женщины,тело льва и крылья, но
и смертоносные загадки, потому что сущность Сфинкса выражается в них не
меньше, чем в облике. Здесь уже недалеко до истории с Эдипом, т.е. до "мифа"
в привычном смысле, до мифа-повествования, мифа-рассказа. Но если мы не
описываем, а изображаем Сфинкса (например, делаем статую), то мы
изобразим, разумеется только тело, но это изображение некоторым образом
будет содержать и информацию о загадках (недаром знатоки греческой скульптуры,
видя фрагмент статуи – торс или плечо и руку, уверенно определяют: "Это
Посейдон", или "Это Аполлон"). Более того, если мы просто
произнесем слово "Сфинкс" – и этого будет довольно, ибо имя содержит
информацию и о теле с крыльями, и о загадках. "Афина" прежде
всего не какой-то рассказ о ней, но образ светловолосой богини с
копьем, щитом и эгидой, с совой и змеей, как являет ее знаменитая статуя
Фидия(3). Однако этот образ содержит в себе, в свернутом
виде, и рассказ о рождении Афины – о появлении из головы Зевса тяжеловооруженной
воительницы, и ее зооморфную ипостась, и ее хтоническое, змеиное "прошлое".
Содержится же все это – и образ, и мифологические сюжеты – в мифологическом
имени. По известному определению А.Ф.Лосева, "миф есть развернутое
магическое имя".(4) Само древнегреческое слово
mythos означает "слово". Что же это за "слово" и что
оно, с точки зрения мифологического сознания, выражает?
Mythos есть мифологическое имя,
определяющее данную мифологическую сущность и отграничивающее ее от других
мифологических сущностей; это и составляет первичное содержание мифа. В
известной нам греческой мифологии классического периода центральное место
принадлежит уже чрезвычайно развитым мифологическим структурам – ярким
мифологическим образам с богато развернутыми мифологическими сюжетами.
Однако в той же греческой мифологии, на периферии ее, зафиксированы более
архаические этапы развития мифа. Миф рождается прежде всего как имя. Древнейшие
мифологические структуры до-сюжетны и даже еще до-образны, их мифологическое
содержание исчерпывается их мифологическим именем. Харибда и Скилла, Тифон
и Тартар едва ли имеют детализированный, описуемый облик, они суть
только интуиция чего-то – неразличимого как вид, лик , но чрезвычайно
отчетливого, от-личного от других таких же интуиций. Эту ощутимую отличность
и фиксирует мифологическое имя. Трудно изобразить Тартар – но благодаря
имени он четко отграничен от всего другого и понятен. Иконографический
материал свидетельствует: греческое искусство не знает изображений Харибды
или Тартара.(5) Единственное представленное в Lexicon
Iconographicum Mythologiae Classicae изображение Хаоса – очень
позднее, чисто аллегорическое и совершенно антропоморфное(6)
(сама антропоморфность изображения прямо свидетельствует о не-архаичности
данного мифологическогосубъекта).(7)
Следующая – и для греческой
мифологии, как уже сказано, центральная – ступень объединяет имя и облик
и представлена мифологическим образом. Древнейшие мифологические
образы зафиксированы в так называемой хтонической мифологии: Горгона, Химера
и Сфинкс легко изобразимы, у них есть определенные черты (змеиные волосы,
львиное тело, драконий хвост). Характернейшим признаком,свидетельствующим
об архаичности этих мифологических персонажей, наряду с неантропоморфностью
обликаявляется отсутствие у них определенных функций. Они не божества чего-либо,
они – божественные (демонические по-гречески) сущности просто. Наделение
их специально смертоносными качествамипроисходит вболее позднюю, героическую
эпоху мифологии, и тогда же появляются мифы – рассказы об истреблении этих
существ героями. Первоначально же Горгона старше Персея, Химера
старше Беллерофонта, а Сфинкс – Эдипа. Иконографический материал
подтвеждает это с большой убедительностью: не говоря уже о том, что египетское
искусство знает Сфинксов, но не знает никакого Эдипа, в искусстве собственно
античном количество Горгон и Химер, изображенных отдельно, в количественном
отношении многократно превосходит изображения их с героями-победителями.(8)
Мифологические образы этой
ступени принадлежат к тому древнейшему уровню человеческого сознания, которому
соответствует магическое отношение с миром.(9) Роль
имени в магии общеизвестна. Суть магических операций, действий заключается
в том,чтобы знать, "как обращаться" с той или иной мифологической
сущностью, примеры их во множестве находятся в сказках ( "Жар-птицу
бери, а клетку не тронь") и в мифологии (" не есть быков Гелиоса",
"иметь волшебную траву moly, чтобы Кирка не навредила"(10)).
Эти магико-мифологические акты и табу обладают своей собственной логикой,
непонятной уже не только нам, но и современникам Гомера (когда бы он ни
жил), ибо уходят корнями в глубочайшую, первобытную древность. Известно,
что надо – вот так, а вот так – строго запрещено, но рациональных объяснений
нет, а где они даются, там они очевидно вторичны. Классический пример этому
– традиционные пифагорейские табу ("не есть бобов") и их позднейшие
рационалистические объяснения ("потому что они похожи на человеческие
зародыши").
Эти магико-мифологические законы
отражены в ритуале. Ритуал представляет собой комплекс актов, надлежащих
для почитания той или иной мифологической сущности, актов строго определенных
(кому приносится в жертву черная овца, а кому – супоросая свинья, где нельзя
присутствовать женщинам, а где мужчинам, надевается ли венок и т.п.), но
далеко не всегда объясняемых. Почему жертвоприношение Гераклу совершается
с проклятиями, неизвестно Аполлодору, а почему Гераклом не клянутся под
кровлей, не знает Плутарх,(11) но этого не знали и
их далекие предки. Для объяснения ритуала ( причин установления его, деталей
обряда, или места, или времени, или культового имени) излагается
миф-рассказ, мифологическое повествование, мифологический сюжет.(12)
Таким образом, понятие "миф",
как мы старались показать, складывается из мифологического имени, мифологического
обаза и мифологического повествования. Древнейшей и первичной мифологической
структурой является имя. Имя отражается в образе (которому соответствует
изображение) и в ритуале. Ритуал соответствует до-нарративному,
образному мифу. Мифологическое повествование соответствует той стадии,
когда древнейшая логика мифа (и древнейшего ритуала) забывается, и возникает
нужда в переобъяснении становящегося непонятным обряда.
Мы предложили, разумеется, всего
лишь логическую схему развития мифологических структур. Однако эта схема,
разграничивающая в мифе имя, образ и повествование, позволяет, как нам
представляется, выбраться из тупика описания мифа через ритуал и ритуала
через миф. Миф как имя и образ древнее ритуала и порождают его. Миф как
повествование младше ритуала и порождается им.
Конечно, у мифологического повествования
есть и иные источники, например, возможно прямое эксплицирование мифологического
имени (миф о пребывании Диониса в Нисе). Сами мифологические
имена также очень различны, и особенно различна "мифологическая история"
культовых эпитетов. Так, например, "Зевс Трофоний" представляет
собой интеграцию в культ Зевса культа другой мифологической сущности ("Трофония"),
а "Зевс Ктесий" или "Зевс Фратрий" представляют аспекты
Зевса в родовых и полисных культах, — но зато нет и мифа-рассказа, мифологического
повествования о Зевсе-Фратрии. Однако специальное исследование мифологических
имен должно стать предметом другой работы.
Опубликовано: "Литературное обозрение",
№ 3, 1995. С. 92 – 94.