Средние века. Сознание живущих посвящено Иисусу Христу. Его жизнь, его свобода, его смерть-распятие и воскресенье явились резонансом, который изменил мир. Самоощущение человечества стало иным, отличным от античного, с его попытками уравновесить мирское и небесное, внести гармонии неба в мир земной. Римский мир и "опекаемое"им окружающее пространство раздробилось до той степени, что возникла возможность появления Индивидуальности, способной родить новый миф и новую идею.
Самоощущение средневекового жителя отразилось, конечно, в культуре.
Христианство омыло и вернуло изначальный смысл многим орнаментальным знакам, внеся привкус близости и, одновременно, тоскливой дальности Небесных высот для людей, почти безвозвратного грехопадения, одиночества Человека и в то же время, потенциальную его возможность Постижения и Спасения, его внутреннюю Красоту. Эти свойства вылились в неудержимой Вертикализации всех символов и изображаемых предметов, в преображении Треугольника (как символа Троицы), в преображении Креста (как символа распятия), в обновлении пяти стихий Мира (Огня, Воды, Земли, Воздуха и Эфира).
Орнамент таким образом, явился и в эту эпоху важнейшим носителем новых или обновленных идей.

Зал средневекового орнамента разделен на следующие темы:

ЭКСПОНАТЫ:

Портреты персонажей Нового завета в обрамлении орнаментов. Деталь фрески. 235 г. Вилла под базиликой св. Себастьяна на виа Аппиа. Рим.
В росписях катакомб юное христианство, еще не создавшее своей архитектурной формы, использует интерьеры римлян. Изображения же - резкая и принципиальная альтернатива римскому орнаментальному миру. Живописность, гибкость, в то же время строгость, отсутствие роскоши. Тайная символика христианства присутствует среди орнаментов катакомб.
Настенный мозаичный сюжет. VI век Равенна. Северная Италия.
Символико-орнаментальный сюжет с древнейшими образами, имеющими огромное значение и для раннего христианства. Голуби - символ свободы и любви, вернее даже - свободы Любви, чаша - символ испитого страдания Иисуса Христа, виноградная лоза - радость земной жизни, знак Райского Сада. Цвета - самые радостные, отражающие цветение. Зеленый, довольно редко присутствующий в орнаменах язычески - здесь олицетворяет "земное" бытие Христианства.
Евангелист Марк. Миниатюра Остромирова евангелия. 1056-1057г.г. Государственная Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
В орнаментах средневековья всегда присутствует крест, древнейший для человечества знак. В данном случае крест симметричен, он закрепляет крепкие устои Храма и учения Христа.
Православный сюжет.
Феодосий, сын Дионисия. Евангелист Иоанн. Миниатюра Евангелия 1507г.
В данном сюжете, более живописном и пластичном, в сравнении с предыдущим, отражен древнейший мотив "арки" - символа Райских врат пред Небесами, который внимательно и подробно будет разработан в средневековой архитектуре, особенно, готического западного мира.
Страница из Тверской летописи. Россия. XIV век.
Принесшее новую культуру и новую мораль средневековье огромное значение придает письменным источникам мудрости, христианской заповеди и христианской истории. Каждый листок "от руки " писавшейся летописи похож на орнаметальную композицию, даже не содержащий орнаментальной гармонии, он должен был нести определенный порядок и настрой.
Красный цвет в христианстве - продолжение темы "земного отзыва на небесный свет" - символ жертвенности или подвига во имя Веры.
Золотые врата собора во Фрайберге. Ок. 1230 г.
Верущий должен был заходить в храм, как в земную"модель" Райского сада, в особый мир, организованный всем устройством Храма. Каждая арка символизирует особую небесную область, каждый слой несет свою орнаментальную нагрузку.
Фронтон на фасаде готического собора.
Принципиально новая христианская разработка треугольника - символа устремленного движения к идее, огня.
В данном случая, скорее язык пламени, чем собственно треугольник характерен для сводов храма.
Собор в Реймсе. Интерьер. XIII век. Средневековая Франция.
Здесь также мотив пламени Небесного, устремленности всего земного христианского мира ввысь (свеча).