Средние
века. Сознание живущих посвящено Иисусу Христу. Его жизнь, его свобода,
его смерть-распятие и воскресенье явились резонансом, который изменил мир.
Самоощущение человечества стало иным, отличным от античного, с его попытками
уравновесить мирское и небесное, внести гармонии неба в мир земной. Римский
мир и "опекаемое"им окружающее пространство раздробилось до той
степени, что возникла возможность появления Индивидуальности, способной
родить новый миф и новую идею.
Самоощущение средневекового жителя отразилось, конечно, в культуре.
Христианство омыло и вернуло изначальный смысл многим орнаментальным знакам,
внеся привкус близости и, одновременно, тоскливой дальности Небесных высот
для людей, почти безвозвратного грехопадения, одиночества Человека и в
то же время, потенциальную его возможность Постижения и Спасения, его внутреннюю
Красоту. Эти свойства вылились в неудержимой Вертикализации всех символов
и изображаемых предметов, в преображении Треугольника (как символа Троицы),
в преображении Креста (как символа распятия), в обновлении пяти стихий
Мира (Огня, Воды, Земли, Воздуха и Эфира).
Орнамент таким образом, явился и в эту эпоху важнейшим носителем новых
или обновленных идей.
Зал средневекового орнамента разделен на следующие темы:
ЭКСПОНАТЫ:
![]() |
Портреты персонажей Нового завета в обрамлении орнаментов.
Деталь фрески. 235 г. Вилла под базиликой св. Себастьяна на виа Аппиа.
Рим. В росписях катакомб юное христианство, еще не создавшее своей архитектурной формы, использует интерьеры римлян. Изображения же - резкая и принципиальная альтернатива римскому орнаментальному миру. Живописность, гибкость, в то же время строгость, отсутствие роскоши. Тайная символика христианства присутствует среди орнаментов катакомб. |
![]() |
Настенный мозаичный сюжет. VI век Равенна. Северная
Италия. Символико-орнаментальный сюжет с древнейшими образами, имеющими огромное значение и для раннего христианства. Голуби - символ свободы и любви, вернее даже - свободы Любви, чаша - символ испитого страдания Иисуса Христа, виноградная лоза - радость земной жизни, знак Райского Сада. Цвета - самые радостные, отражающие цветение. Зеленый, довольно редко присутствующий в орнаменах язычески - здесь олицетворяет "земное" бытие Христианства. |
![]() |
Евангелист Марк. Миниатюра Остромирова евангелия.
1056-1057г.г. Государственная Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
В орнаментах средневековья всегда присутствует крест, древнейший для человечества знак. В данном случае крест симметричен, он закрепляет крепкие устои Храма и учения Христа. Православный сюжет. |
![]() |
Феодосий, сын Дионисия. Евангелист Иоанн. Миниатюра
Евангелия 1507г. В данном сюжете, более живописном и пластичном, в сравнении с предыдущим, отражен древнейший мотив "арки" - символа Райских врат пред Небесами, который внимательно и подробно будет разработан в средневековой архитектуре, особенно, готического западного мира. |
![]() |
Страница из Тверской летописи. Россия. XIV век. Принесшее новую культуру и новую мораль средневековье огромное значение придает письменным источникам мудрости, христианской заповеди и христианской истории. Каждый листок "от руки " писавшейся летописи похож на орнаметальную композицию, даже не содержащий орнаментальной гармонии, он должен был нести определенный порядок и настрой. Красный цвет в христианстве - продолжение темы "земного отзыва на небесный свет" - символ жертвенности или подвига во имя Веры. |
![]() |
Золотые врата собора во Фрайберге. Ок. 1230 г. Верущий должен был заходить в храм, как в земную"модель" Райского сада, в особый мир, организованный всем устройством Храма. Каждая арка символизирует особую небесную область, каждый слой несет свою орнаментальную нагрузку. |
![]() |
Фронтон на фасаде готического собора. Принципиально новая христианская разработка треугольника - символа устремленного движения к идее, огня. В данном случая, скорее язык пламени, чем собственно треугольник характерен для сводов храма. |
![]() |
Собор в Реймсе. Интерьер. XIII век. Средневековая
Франция. Здесь также мотив пламени Небесного, устремленности всего земного христианского мира ввысь (свеча). |