Длительнейший по протяженности каменный век традиционно разделен учеными на палеолит, мезолит и неолит (соответственно, древнекаменный, среднекаменный и новокаменный века). Рождение орнамента (как указывалось во вступлении) приходится на неолит (приблизительно - 4 тыс. до н.э). Но орнаментальные законы осваивались и определялись человечеством задолго до этого рубежа. Прежде всего, отметим ритм, который послужил основой для построения орнаментальной информации. Ритм - основа не только орнаментального ряда, но и многих процессов на земле. Когда человек осознал ритм (или был в процессе его осмысления) появился танец, появилась музыка, естественно, в том первоначальном мистическом значении, который сейчас от нас во многом сокрыт. Ритм (в более широком понимании) - гармония, лад (славянский эквивалент слова "гармония") означают равенство орнаментальных знаков в процессе их орнаментального выражения, т.е. равновесие, независимое от их размеров, конфигурации и значимости. Освоение ритма, по мнению многих ученых, чаще всего, "шло" параллельно изучению ритмов астрономических и биологических.

Так называемые "жезлы". Верхний палеолит. Полноценный орнамент на предметах утилитарного (сакрального?) назначения. Пещера Истюриц. Франция. Частная коллекция.
Одно из первых известных нам изображений креста. Палеолит. Фиксация общей конфигурации мироздания. Цонская пещера. Грузия.
Поперечные нарезки на кости и роге оленя. Палеолит. Несомненные примеры освоения ритма. Гроты Плакар, Бланшир, Ориньяк. Франция.
Орнаменты на камне. Мезолит. Предположительно насечки, нанесенные в определенном ритме, носят астрономический (календарный) характер. Франция.
Орнаменты на донцах гадательных чаш. Неолит. Пример развития одного из основных орнаментальных знаков - "спираль" (в данном случае-вариант-"двойная спираль"). Также изображение знака-"семя". Трипольская культура. Балканы.