Длительнейший по протяженности каменный век традиционно разделен учеными на палеолит, мезолит и неолит (соответственно, древнекаменный, среднекаменный и новокаменный века). Рождение орнамента (как указывалось во вступлении) приходится на неолит (приблизительно - 4 тыс. до н.э). Но орнаментальные законы осваивались и определялись человечеством задолго до этого рубежа. Прежде всего, отметим ритм, который послужил основой для построения орнаментальной информации. Ритм - основа не только орнаментального ряда, но и многих процессов на земле. Когда человек осознал ритм (или был в процессе его осмысления) появился танец, появилась музыка, естественно, в том первоначальном мистическом значении, который сейчас от нас во многом сокрыт. Ритм (в более широком понимании) - гармония, лад (славянский эквивалент слова "гармония") означают равенство орнаментальных знаков в процессе их орнаментального выражения, т.е. равновесие, независимое от их размеров, конфигурации и значимости. Освоение ритма, по мнению многих ученых, чаще всего, "шло" параллельно изучению ритмов астрономических и биологических.
![]() |
Так называемые "жезлы". Верхний палеолит. Полноценный орнамент на предметах утилитарного (сакрального?) назначения. Пещера Истюриц. Франция. Частная коллекция. |
![]() |
Одно из первых известных нам изображений креста. Палеолит. Фиксация общей конфигурации мироздания. Цонская пещера. Грузия. |
![]() |
Поперечные нарезки на кости и роге оленя. Палеолит. Несомненные примеры освоения ритма. Гроты Плакар, Бланшир, Ориньяк. Франция. |
![]() |
Орнаменты на камне. Мезолит. Предположительно насечки, нанесенные в определенном ритме, носят астрономический (календарный) характер. Франция. |
![]() |
Орнаменты на донцах гадательных чаш. Неолит. Пример развития одного из основных орнаментальных знаков - "спираль" (в данном случае-вариант-"двойная спираль"). Также изображение знака-"семя". Трипольская культура. Балканы. |