Историю развития античного орнамента можно рассматривать с точки зрения его изменений в процессе зафиксированных в истории событий: миграции, завоеваний и ассимиляции местного населения. Фиксирующий все преломления сознания народа, орнамент является своеобразным кодом, раскрывающим внутренние смыслы каждого исторического этапа. Условимся, что наше деление на исторические и культурные этапы не будет отличаться от академического.

1. Крито-микенский период.(эгейская культура, до XII века до н.э). На орнаменты оказала огромное влияние культура догреческих племен, живущих на исторической территории. Орнаменты Крита - прекрасные вариации на тему моря. Это не просто особенность культуры приморского народа (хотя орнамент всегда отражает природную среду, в которой живут люди), это- глобальное восприятие и отражение Стихии воды во всех ее аспектах (от океанов, омывающих материки до небесных вод- дождя, всегда ассоциирующегося у древних с небесным материнским молоком, до внутренних вод, омывающих человеческого зародыша). Крито- микенская культура явилась колыбелью античной.

2. К концу II тыс. до н.э. дорийские племена, вторгшиеся на территорию Греции и прилегающих островов, резко изменили ее историческое развитие. Имея иное, только складывающиеся патриархальное мировоззрение, они (по праву всего нового) коренным образом изменили культуру народа (конечно, исторически этот процесс был длительным и трагическим). "Звериный стиль" в орнаменте появился как подражание этико- эстетическим патриархальным нормам древневосточных деспотий. (Стиль характерен и для других скотоводческих племен, населявших территорию Евразии в эпоху раннего железа). Воинственные скотоводы и охотники, потерявшие уже, в силу иных представлений о жизни, первоначальное сакральное отношение к природе, изображали животных в своих декорах как отражение различных сил и стихий.

3. Период складывания античного полиса. VI-V века до н.э. до 338 г. Олимпийская система богов возникла как "компромисс между эллинскими и доэллинскими представлениями" (Эв. Грейвс). Воцарилась гармония короткого лучезарного периода становления, а затем и расцвета (VI-V века до н.э.) греческого полиса. Для орнаментов характерна антропоморфность, центральность человека, показанного в различных жизненных ситуациях.

4. Период эллинизма. (обобщенно- конец IV по I в. до н.э.) Для орнамента характерна излишняя помпезность, акцент на внешней форме, увлечение декором из драгоценных камней.

5. Римская эстетика.Является антиподом древнегреческой. Символы потеряли уже сущностное свое звучание. Для орнаментов Древнего Рима характерны жесткость и эклектичность.

Экспонаты:

Пифос из Феста. Около 1800г. до н.э
Ваза из Феста. Около 1800г. до н.э. В орнаменте сосудов эгейского мира выделяется спираль -символическое изображение водной стихии. Волнообразные линии, развернутые спирали- элементы, сопутствующие плоской спирали. Исполнены свободно, нет четкого деления самого изделия на сектора
Амфора из Дипилона. 2-я четверть VIII в. до н.э. Пример геометрического стиля, отражающего сакральные представления о мире. Здесь необходимо выделить меандр - самый узнаваемый знак орнаментов античности. Он является несомненной вариацией спирали, точнее - это синтез спирали и квадрата (Квадрат - символ Земли). Геометрический орнамент, как правило, отражает определенный этап изменений сущностных представлений о мире.
Килик. Нач. VII в. до н. э.
Кратер. Нач. VII в. до н.э. Ярко выделяется в орнаменте его зависимость от ассирийских, финикийских декоров. Сам сосуд относится к родосско-ионийской керамике. Вариации "звериного стиля".
Онос.6 в.до н.э. Чернофигурная керамика. Прекрасный ритм, гармоничное деление сосуда на орнаментальные сектора.
Композиция: Силен и спящий мальчик. Конец IV в. до н.э. Декор периода эллинизма.
Напольная мозаика из виллы в Альбанских холмах. Рим. Астрологическая символика здесь выступает как модный атрибут интерьера. Жесткая симметрия, четкие линии, случайное деление самого пространства декора на сектора.
Гробница Панкрициев. Рим. II век н.э. Мотивы орнамента очень разнообразны, но элементы здесь, естественно, не являются уже символами, им не придавалось никакого хоть сколько- нибудь сущностного значения.