Зал современного орнамента обширен. Прежде всего, конечно, модерн, т.е. орнаментальные мотивы этого странного, этого кажущегося беспрецедентным мира, эпохи, которая попыталась воскресить сущностное, примирить современность с древними знаниями и практиками. Художники модерна, окрыленные идеей "обновления символов", открыли Европе восточную эстетику, а также переосмысленные ими в творчестве древнеассирийскую, египетскую, славянскую культуры. Модерн, если помнить о ритмичности в смене эстетических ориентаций, по механизму и темам схож с барокко (деятели этого стиля, аналогично художникам модерна, называли себя мастерами "нового направления"). Стиль барокко отразил весь мир в экстатическом его взаимопроникновении, в золотом обрамлении, в ожидании деятельного нового существования в нем человека. Барокко раскрылся в предверии жизни - модерн же трагичен в большинстве своих проявлений. Он выносил в себе почти все идеи последующего XX века, века потрясений.
На орнамент падает одна из основных информационных нагрузок модерна.

Экспонаты:

1.М.К. Чюрленис. Композиция. Орнамент. 1907-1908г.
Все мировоззрение модерна проникнуто мотивами ЕСТЕСТВЕННОГО, ЖЕНСКОГО, ПРИРОДНОГО, КОЛДОВСКОГО, идеями симфонического единства всего сущего. Женщина "с воздетыми руками", (в православной эстетике "Оранта") олицетворяет мистическую оберегающую силу мира.
2. Артур Макмардо. Декоративная ткань. Ок. 1884г.
Здесь типичные для модерна темы "растительные и водные", а также общее настроение "тревожной красоты", временности ее, мимолетности. Несомненны здесь восточные мотивы, свободная их импровизация.
3. М.А. Врубель. Орнаментальная роспись боковых приделов Владимирского собора. 1888-1889г.
У Михаила Врубеля отражен мотив "небесных вод", древнейший сакральный символ, присутствующий еще в неолитической эстетике. Данная тема часто встречается в русском деревянном зодчестве.
4.Проект С.В. Малютина. Ларец-теремок. Деталь. Дуб. Осина. 1914-1915г.
Импровизация темы "предстоящие", части геральдической композиции. Фантастические птицы олицетворяют собою "силы природы", и мы возвращаем Вас в зал славянского орнамента или барокко, где нами затронута эта тема. Так называемый "русский стиль" в модерне.
5.Антонио Гауди. Церковь Саграда Фамилиа. Барселона. Начата в 1883г.
Для модерна, претендующего на преобразование мира, характерен синтез видов искусства. Архитектура Гауди - пространственные орнаментальные гармонии, поражающие свойственными для всего модерна органичностью естественного и фантастического. (Здесь само архитектурное сооружение может рассматриваться как знак).
6. С.В. Малютин, Н. С. Жуков. Доходный дом Перцова. Фрагмент фасада. 1905-1907г.г.
Орнамент на фасаде здания также выполнен в "русском стиле". Модерн космополитичен, работа с разными национальными традициями сочетается в нем с кропотливым изучением русской темы.
7. Густав Климт. Поцелуй. Ок. 1910 г.
Орнаментальный фон у Климта обрамляет вечные мотивы, которые являются сюжетами его произведений. Орнаменты Климта метафизичны, энергетичны, это - импровизации мистика, отражение богатства ритмов мироздания.