Зал современного орнамента обширен. Прежде всего, конечно,
модерн, т.е. орнаментальные мотивы этого странного, этого кажущегося беспрецедентным
мира, эпохи, которая попыталась воскресить сущностное, примирить современность
с древними знаниями и практиками. Художники модерна, окрыленные идеей "обновления
символов", открыли Европе восточную эстетику, а также переосмысленные
ими в творчестве древнеассирийскую, египетскую, славянскую культуры. Модерн,
если помнить о ритмичности в смене эстетических ориентаций, по механизму
и темам схож с барокко (деятели этого стиля, аналогично художникам модерна,
называли себя мастерами "нового направления"). Стиль барокко
отразил весь мир в экстатическом его взаимопроникновении, в золотом обрамлении,
в ожидании деятельного нового существования в нем человека. Барокко раскрылся
в предверии жизни - модерн же трагичен в большинстве своих проявлений.
Он выносил в себе почти все идеи последующего XX века, века потрясений.
На орнамент падает одна из основных информационных нагрузок модерна.
Экспонаты:
![]() |
1.М.К. Чюрленис. Композиция. Орнамент. 1907-1908г. Все мировоззрение модерна проникнуто мотивами ЕСТЕСТВЕННОГО, ЖЕНСКОГО, ПРИРОДНОГО, КОЛДОВСКОГО, идеями симфонического единства всего сущего. Женщина "с воздетыми руками", (в православной эстетике "Оранта") олицетворяет мистическую оберегающую силу мира. |
![]() |
2. Артур Макмардо. Декоративная ткань. Ок. 1884г. Здесь типичные для модерна темы "растительные и водные", а также общее настроение "тревожной красоты", временности ее, мимолетности. Несомненны здесь восточные мотивы, свободная их импровизация. |
![]() |
3. М.А. Врубель. Орнаментальная роспись боковых приделов
Владимирского собора. 1888-1889г. У Михаила Врубеля отражен мотив "небесных вод", древнейший сакральный символ, присутствующий еще в неолитической эстетике. Данная тема часто встречается в русском деревянном зодчестве. |
![]() |
4.Проект С.В. Малютина. Ларец-теремок. Деталь. Дуб. Осина.
1914-1915г. Импровизация темы "предстоящие", части геральдической композиции. Фантастические птицы олицетворяют собою "силы природы", и мы возвращаем Вас в зал славянского орнамента или барокко, где нами затронута эта тема. Так называемый "русский стиль" в модерне. |
![]() |
5.Антонио Гауди. Церковь Саграда Фамилиа. Барселона.
Начата в 1883г. Для модерна, претендующего на преобразование мира, характерен синтез видов искусства. Архитектура Гауди - пространственные орнаментальные гармонии, поражающие свойственными для всего модерна органичностью естественного и фантастического. (Здесь само архитектурное сооружение может рассматриваться как знак). |
![]() |
6. С.В. Малютин, Н. С. Жуков. Доходный дом Перцова. Фрагмент
фасада. 1905-1907г.г. Орнамент на фасаде здания также выполнен в "русском стиле". Модерн космополитичен, работа с разными национальными традициями сочетается в нем с кропотливым изучением русской темы. |
![]() |
7. Густав Климт. Поцелуй. Ок. 1910 г. Орнаментальный фон у Климта обрамляет вечные мотивы, которые являются сюжетами его произведений. Орнаменты Климта метафизичны, энергетичны, это - импровизации мистика, отражение богатства ритмов мироздания. |