Новое время. XVII век. Время разочарования в идее всепобедимости абсолютизма и выдвижения на историческую арену третьего сословия - основного заказчика и основного "носителя" новых стилей эпохи.
Барокко и классицизм как формирующие эпоху стили – две противоположные системы - создали и альтернативные орнаменты. Классицизм и барокко, а также развивающийся параллельно с ними реализм, возникли как наследники Ренессанса, поделившие между собою все его приобретения. Если выстроить схему, то это выглядит так: барокко унаследовало приобретения души, эмоциональные выводы Возрождения, а классицизм - рассудочную сторону великой эпохи. Последний, в конечном итоге, фиксировал преобразования социума, барокко - сопротивление этому процессу.

Экспонаты:

1."Падение Фаэтона" Эскиз декорации Жана Берена Старшего к лирической трагедии Люлли "Фаэтон". Фрагмент. Сер. XVII века.
Выполненный в довольно легкой для барокко манере геральдический мотив, тем не менее, является одним из наиболее используемых в декорах и одним из сущностных символов. Он часто встречается в орнаментах, хотя в данной интерпретации к собственно орнаментам его причислить нельзя. Если выявлять символическую сущность этого элемента, то она, несомненно, отражена уже в гадательных чашах Триполья. Две женских фигуры - Мать и Дочь (две спирали, иногда - две змеи) отражают представление древних о проявлении" женского" в природе. Центр - некий Абсолют, проявленное "мужское" (семя, точка, соответственно, линия). В данном декоре - типично геральдический центр с символами определенного человека.
2.Андре Ленотр. Версаль. Южная сторона партерной части парка, Оранжерея. XVII век.
Регулярный характер элементов, образующих парк, является характернейшей особенностью рационалистического классицизма. Для орнамента характерна неподвижность симметрии, тяготение к геометризации без символов.
3.Даниэль Маро. Зал Тревес. 1696-1698г.г. Гаага.
Классицизм духовной своей опорой считал античность, причем в римской ее интерпретации. Он избрал именно рационалистическую, проеобразующую ее сущность.
4. Пьетро да Картона и Чиро Ферри. Палаццо Питти, свод Сала ди Джове. Конец XVII века. Флоренция.
Орнамент, обрамляющий роспись, состоит из человеческих фигур, вписанных в различные орнаментальные элементы. Декоры барокко - всегда отражают представление о насыщенности и даже перенасыщенности мироздания, необозримости Космоса.
5. Гринлинг Гиббсон. Садбери-холл. Орнамент лестницы. XVII век.
Растительные мотивы в орнаментах барокко используются как отзвук чисто барочного прославления "естественного" мира.
6.Братья Азам. Алтарь и верхняя часть нефа церкви св. Иоана Непомука (1733-1746). Мюнхен.
Орнаментальное оформление алтаря в стиле барокко.