Новое время. XVII век. Время разочарования в идее всепобедимости
абсолютизма и выдвижения на историческую арену третьего сословия - основного
заказчика и основного "носителя" новых стилей эпохи.
Барокко и классицизм как формирующие эпоху стили – две противоположные
системы - создали и альтернативные орнаменты. Классицизм и барокко, а также
развивающийся параллельно с ними реализм, возникли как наследники Ренессанса,
поделившие между собою все его приобретения. Если выстроить схему, то это
выглядит так: барокко унаследовало приобретения души, эмоциональные выводы
Возрождения, а классицизм - рассудочную сторону великой эпохи. Последний,
в конечном итоге, фиксировал преобразования социума, барокко - сопротивление
этому процессу.
Экспонаты:
![]() |
1."Падение Фаэтона" Эскиз декорации Жана Берена
Старшего к лирической трагедии Люлли "Фаэтон". Фрагмент. Сер.
XVII века. Выполненный в довольно легкой для барокко манере геральдический мотив, тем не менее, является одним из наиболее используемых в декорах и одним из сущностных символов. Он часто встречается в орнаментах, хотя в данной интерпретации к собственно орнаментам его причислить нельзя. Если выявлять символическую сущность этого элемента, то она, несомненно, отражена уже в гадательных чашах Триполья. Две женских фигуры - Мать и Дочь (две спирали, иногда - две змеи) отражают представление древних о проявлении" женского" в природе. Центр - некий Абсолют, проявленное "мужское" (семя, точка, соответственно, линия). В данном декоре - типично геральдический центр с символами определенного человека. |
![]() |
2.Андре Ленотр. Версаль. Южная сторона партерной части
парка, Оранжерея. XVII век. Регулярный характер элементов, образующих парк, является характернейшей особенностью рационалистического классицизма. Для орнамента характерна неподвижность симметрии, тяготение к геометризации без символов. |
![]() |
3.Даниэль Маро. Зал Тревес. 1696-1698г.г. Гаага. Классицизм духовной своей опорой считал античность, причем в римской ее интерпретации. Он избрал именно рационалистическую, проеобразующую ее сущность. |
![]() |
4. Пьетро да Картона и Чиро Ферри. Палаццо Питти, свод
Сала ди Джове. Конец XVII века. Флоренция. Орнамент, обрамляющий роспись, состоит из человеческих фигур, вписанных в различные орнаментальные элементы. Декоры барокко - всегда отражают представление о насыщенности и даже перенасыщенности мироздания, необозримости Космоса. |
![]() |
5. Гринлинг Гиббсон. Садбери-холл. Орнамент лестницы.
XVII век. Растительные мотивы в орнаментах барокко используются как отзвук чисто барочного прославления "естественного" мира. |
![]() |
6.Братья Азам. Алтарь и верхняя часть нефа церкви св.
Иоана Непомука (1733-1746). Мюнхен. Орнаментальное оформление алтаря в стиле барокко. |