Почему орнамент? - спрашивали меня - такая сухая, такая ничего не выражающая тема. Сейчас все еще спрашивают, как и десять лет назад, хотя ситуация качественно изменилась, и тяга к так называемым корневым знаниям является одной из примет времени. Тяга эта "перекочевывает" в самые "демократические слои" общества, которые и несут в себе (пассивно и изначально) все знания об орнаменте ("народная память" и создала, и развивает то, что мы сегодня называем "народным творчеством"). Желание понять что-то изначально сущее толкнуло меня на изучение этого предмета когда-то, на возможность написания нескольких статей сейчас, а может быть, создание рубрики под названием "Тайны орнамента".
Что такое орнамент? Это обязательное сообщение знаков, развернутое в пространстве, причем, во всех трех его измерениях.
Когда-то орнамент явился как бы одной из возможностей к спасению от надвигавшихся перемен, наступивших для нашего предка (не славянского, а евразийского) как катастрофа. Время перетекало из фазы статической в фазу динамическую, от материнских культур к культурам сыновьим и, далее, к патриархальной действительности. Оторвавшись от материнского, матриархального, надежного, казавшегося вечным, человек стал почти судорожно, с тем самым творческим рвением, с тем знакомым нам чувством непокоя фиксировать потерянное, гармоничное, вечное, статичное. После ярчайшей по динамике "графики" мезолита, ознаменовавшей новое время и новый стиль жизни, появился орнамент. Он обрамлял ритуал, "обитал" на глиняных сакральных сосудах. (Любой ритуал, как известно, последняя непременная стадия каждой веры.)


Орнамент фиксировал знания, претендовал на вечность. Он и оказался явлением вечным, гармонично ужился в современном мире, мы даже не замечаем его. Тем не менее, каждый его знак, каждое сочетание знаков поддается расшифровке, каждая орнаментальная полоса несет в себе целый пласт информации.
Например, этот антропоморфный знак, в котором мы явно (и без академического названия) угадываем человеческую фигуру. Назовем его "женщина с воздетыми руками" (таковое название используется в некоторых источниках). Можно проследить его эволюцию от появления знака, который несомненно увековечил изначальный символ, до современных интерпретаций, до современного нашего понимания или полного его непонимания. Этот знак всегда присутствовал в основном русле течения культуры, независимо от изменения стилей, только в форме подвластный этому изменению.

Так называемый "антропоморфный знак", встречается повсеместно. Женская фигура дана очень схематично, "приблизительно". Специалисты по йоге, по энергетике, несомненно, обьясняют, как она распределяется в этой позе. Я отмечу только изначально охранительный смысл этого знака , даже более - знака- гарантии продолжения жизни, основных ее параметров.
Русская вышивка часто содержит наш знак, специалисты именуют женскую фигурку тем или иным именем из славянских женских божеств (Макошь, Берегиня, т.д.) Тем не менее - это ипостаси одного Женского божества. На вышивках женская фигура чаще изображается с существами, предстоящими перед нею - олицетворяющими природу, ее силы, это могут быть кони или птицы. Женская богиня сама является главным олицетворением этой природы, все той же гарантией жизни, которая в разных своих проявлениях (Дева, Мать, Старуха) и дала возможность этой безграничной множественности женских богинь у всех народов.
Богоматерь Великая Панагия. ХП-ХШ века. Данный иконографический образ обладает, как мы видим, более глубокими корнями, чем принято считать. Христианство вернуло человечеству "космическую ипостась" женского, утеряного с начала мира. (Развитое язычество интерпретировало женский культ чаще всего в культы плодородия, т.е. давало женскому чисто земную трактовку.)
Современная фотография женщины в народном костюме. Непроизвольно полученная поза женщины демонстрирует нам, быть может, потрясающую зависимость пластики человека от внутренней его сосредоточенности, которой несомненно помогает внешнее оформление.