Почему
орнамент? - спрашивали меня - такая сухая, такая ничего не выражающая тема.
Сейчас все еще спрашивают, как и десять лет назад, хотя ситуация качественно
изменилась, и тяга к так называемым корневым знаниям является одной из
примет времени. Тяга эта "перекочевывает" в самые "демократические
слои" общества, которые и несут в себе (пассивно и изначально) все
знания об орнаменте ("народная память" и создала, и развивает
то, что мы сегодня называем "народным творчеством"). Желание
понять что-то изначально сущее толкнуло меня на изучение этого предмета
когда-то, на возможность написания нескольких статей сейчас, а может быть,
создание рубрики под названием "Тайны орнамента". |
 Что
такое орнамент? Это обязательное сообщение знаков, развернутое в пространстве,
причем, во всех трех его измерениях.
|
Когда-то
орнамент явился как бы одной из возможностей к спасению от надвигавшихся
перемен, наступивших для нашего предка (не славянского, а евразийского)
как катастрофа. Время перетекало из фазы статической в фазу динамическую,
от материнских культур к культурам сыновьим и, далее, к патриархальной
действительности. Оторвавшись от материнского, матриархального, надежного,
казавшегося вечным, человек стал почти судорожно, с тем самым творческим
рвением, с тем знакомым нам чувством непокоя фиксировать потерянное, гармоничное,
вечное, статичное. После ярчайшей по динамике "графики" мезолита,
ознаменовавшей новое время и новый стиль жизни, появился орнамент. Он обрамлял
ритуал, "обитал" на глиняных сакральных сосудах. (Любой ритуал,
как известно, последняя непременная стадия каждой веры.) |
Орнамент
фиксировал знания, претендовал на вечность. Он и оказался явлением вечным,
гармонично ужился в современном мире, мы даже не замечаем его. Тем не менее,
каждый его знак, каждое сочетание знаков поддается расшифровке, каждая
орнаментальная полоса несет в себе целый пласт информации. 
Например, этот антропоморфный знак, в котором мы явно (и без академического
названия) угадываем человеческую фигуру. Назовем его "женщина с воздетыми
руками" (таковое название используется в некоторых источниках). Можно
проследить его эволюцию от появления знака, который несомненно увековечил
изначальный символ, до современных интерпретаций, до современного нашего
понимания или полного его непонимания. Этот знак всегда присутствовал
в основном русле течения культуры, независимо от изменения стилей, только
в форме подвластный этому изменению. 
|
Так
называемый "антропоморфный знак", встречается повсеместно. Женская
фигура дана очень схематично, "приблизительно". Специалисты по
йоге, по энергетике, несомненно, обьясняют, как она распределяется в этой
позе. Я отмечу только изначально охранительный смысл этого знака , даже
более - знака- гарантии продолжения жизни, основных ее параметров.
|
Русская
вышивка часто содержит наш знак, специалисты именуют женскую фигурку тем
или иным именем из славянских женских божеств (Макошь, Берегиня, т.д.)
Тем не менее - это ипостаси одного Женского божества. На вышивках
женская фигура чаще изображается с существами, предстоящими перед нею -
олицетворяющими природу, ее силы, это могут быть кони или птицы. Женская
богиня сама является главным олицетворением этой природы, все той же гарантией
жизни, которая в разных своих проявлениях (Дева, Мать, Старуха) и дала
возможность этой безграничной множественности женских богинь у всех народов.
|
Богоматерь
Великая Панагия. ХП-ХШ века. Данный иконографический образ обладает, как
мы видим, более глубокими корнями, чем принято считать. Христианство вернуло
человечеству "космическую ипостась" женского, утеряного с начала
мира. (Развитое язычество интерпретировало женский культ чаще всего в культы
плодородия, т.е. давало женскому чисто земную трактовку.)
|
Современная
фотография женщины в народном костюме. Непроизвольно полученная поза женщины
демонстрирует нам, быть может, потрясающую зависимость пластики человека
от внутренней его сосредоточенности, которой несомненно помогает внешнее
оформление. |