назад вперёд
Развитие нового, светского искусства разрушало художественные каноны
средневековья, хотя еще и не порывало с ними.
На рубеже XVI и XVII веков возрастает роль скоморохов. Однако термин «скоморох»
сохраняется преимущественно за музыкантами, плясунами, певцами. Cпециальностью
скоморохов было «плясание и сопели, песни бесовские». Стоглавый собор
констатирует, что скоморохи «играли» на кладбищах. Кроме того, под их
музыку плясал народ. Документы свидетельствуют о запрещении скоморохам
«играть» по волостям. Так, в XVI веке Сильвестр осуждает «скомрахи и их
дела: плясания и сопели». Грамота 1648 года запрещает пускать в дом скоморохов
с домрами, гуслями, волынками и со всякими играми. В «Наказной памяти»
патриарха Иосафа (1636) запрещается «скомрахом на улицах и на торжищах
и распутиях сотонинские игры творити и в бубны бити и в сурны ревети и
руками плескати и плясати». «Свиряющими в трубы» или «сопцами», то есть
«играчами» на пищальнике, сурне, сопели, дубе, жалейке, называют скоморохов
азбуковники XVI—XVII веков. О том же говорят и произведения народного
творчества. Так, известная былина-скоморошина «Вавило и скоморохи» точно
определяет, что «скоморошить» - это значит петь песни и играть в гудок.
Документы XVII века вместе с тем называют рядом со скоморохами «медвежьих
поводчиков», дрессировщиков собак, «кукольников», «кобыльников», глумотворцев,
бесчинников, сквернословов на свадьбах, «веселых», «потешных» ребят.
В 1628 году патриарх указал, «чтоб с кабылками не ходили». В 1636 году
он подтвердил: «Медведчиком и скоморохом на улицах и на торжищах» сатанинских
игр не творить. Адам Олеарий (30-е годы XVII века) рассказывает о русских
народных музыкантах, которые явились потешить посольство с лютней и гудком:
«Они пели и играли про великого государя и царя Михаила Федоровича; заметив,
что нам это понравилось, они сюда прибавили еще увеселение танцами, показывая
разные способы танцев, употребительные как у женщин, так и у мужчин».
В репертуаре скоморохов Олеарий отмечает также всякого рода комические
песни и сценки, которые «показываются молодежи и детям в кукольных театрах
за деньги». Он рассказывает, что «плясуны - вожаки медведей имеют при
себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол устраивают
представления». Он так объясняет устройство зарисованного им кукольного
театра: «Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют
его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносный театр, с которым
они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить
кукольные игры».
Запретительная грамота 1648 года предписывала, чтобы «скоморохов с домрами
и с гусли и с волынками и со всякими игры... в дом к себе не призывали...
и медведей (не водили)... и с сучками не плясали и никаких бесовских див
не творили». «Память», посланная в Сибирь в 1649 году, констатирует, что
среди населения «умножилось... всякое мятежное бесовское действо, глумление
и скоморошество со всякими бесовскими играми... да в городех же и в уездех...
сходятся многие люди... по зорям и в ночи чародействуют... медведи водят
и с собачками пляшут». В 1657 году митрополит Иона требует, чтобы не смели
«мирские люди тех скоморохов и медвежьих поводчиков с медведьми в домы
своя пускати». Это дает основание полагать, что в XVI-XVII веках происходит
отраслевая специализация скоморохов. Аналогичный процесс наблюдается и
в истории западных скоморохов (гистрионов, жонглеров).
Интересны документальные данные о том, что скоморохи не только давали
кукольные представления, показывали ученых медведей и собак, но и сами
рядились и маскировались и в таком виде творили «бесовские игры», «бесовские
дивы» (то есть зрелища - от глагола дивиться, смотреть), сопровождавшиеся
«празднословием и смехотворением и кощунанием». Но особенно важно, что
запретительная грамота 1648 года прямо указывает на «пагубное», с ее точки
зрения, влияние скоморохов на массы: «И от тех сатанинских учеников в
православных крестьянах учинилось многое неистовство».
Наряду с возникновением различных скоморошьих специальностей наблюдалась
и социальная дифференциация скоморохов. Скоморохи появлялись в крестьянской,
посадской, стрелецкой, а затем солдатской среде.
Антицерковные и антибоярские выступления скоморохов привлекали к себе
внимание царской власти по мере усиления ее борьбы с церковной знатью
и боярством. Царь Иван IV широко пользовался услугами скоморохов. Прежде
всего он обратился к скоморохам в целях политической борьбы с «князьями
церкви». Разгром новгородской епархии сопровождался тем, что царь нарядил
архиепископа Пимена скоморохом и в таком виде заставил возить его по городу.
Скоморошьи потехи с явно выраженной антиклерикальной окраской происходили
и в Александровской слободе. Здесь по указу царя воспроизводился ритуал
монастырской жизни, а во время попоек царь и придворные рядились в маски
и плясали вместе со скоморохами Скоморохи участвовали и в придворных свадебных
празднествах (так, например, они веселили царский двор и самого царя Ивана
IV на свадьбе его дочери Марии).
назад вперёд
|
 
 
 
 |