назад в
начало
В 1571 году скоморохи были взяты в придворный штат,
чтобы обслуживать зрелища в специальном Потешном чулане. К сожалению,
сколько-нибудь точных сведений о характере потех XVI века не сохранилось.
Мало сведений об этом дает и первая половина XVII века. Через полгода
после воцарения Михаила Романова, в 1613 году, Потешный чулан был заменен
Потешной палатой. (Это было первое театральное помещение в России.) Скоморохи
вошли в ее штат. Как и в Киевской Руси, придворные представления имели
преимущественно цирковой характер. Так, известно, что в 1634 году тешил
царя ношением бревен зубами некий Петр Иван-городец, а в 1637—1638 годах
его тешили метальники (то есть прыгуны) Макар и Иван Андреевы; в 1619
году рязанец Григорий Иванов впервые показал дрессированного льва. Известны
выступления скоморохов и при дворе Алексея Михайловича.
Вслед за царским двором интерес к скоморохам и их искусству проявили в
начале XVII века и бояре. Скоморохи находились на службе у бояр Шейдякова
(в 1625 году), И. И.Шуйского и Д.М. Пожарского (в 1633 году). Позже, в
начале 70-х годов XVII века, скоморохов содержит боярин А. С. Матвеев.
До нас дошли даже имена многих боярских скоморохов. Однако скоморохи не
могли быть и не были надежными слугами царя и бояр. Можно думать, что
в связи с участием скоморохов в восстаниях 1648 года царская власть отступилась
от них и подвергла жестоким преследованиям.
Деятельность Потешной палаты замерла, царя Алексея Михайловича на свадьбе
вместо скоморохов и шпильманов (дословно: «игрецов», иноземных скоморохов)
увеселяли церковные певчие. Грамота 1648 года, направленная против скоморохов,
гласила: «Ведомо нам учинилось, что... умножилось в людех... всякое мятежное
бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми...
многие люди, забыв бога... тем прелестником скоморохом последствуют на
бесчинное их прелщение сходятся по вечером и во всенощных позорищах на
улицах и на полях и богомерзких и скверных песней и всяких бесовских игр
слушают...» В грамоте содержался приказ, чтобы «личин на себя никаких
не накладывали и кобылок бесовских [не наряжали]... А где объявятся домры,
и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды,
и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел
жечь». Аналогичным было содержание грамоты 1654 года.
По свидетельству Адама Олеария, эти грамоты, направленные против скоморохов,
исполнялись буквально: музыкальные инструменты и маски скоморохов свозили
на берег реки Москвы и там предавали сожжению.
От православного духовенства, преследовавшего скоморохов, не отставали
и старообрядцы. Протопоп Аввакум, по его собственным словам, «изгнал»
скоморохов с «плясовыми медведями», «с бубнами и с домрами... и ухари
и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, -
одного ушиб, и паки ожил, а другого отпустил в поле».
Характерен следующий эпизод из жития другого старообрядческого священника:
«Бе же в граде... научением дьявольским множество скомрахов, иже хождаху
по стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми. Иоанн же непрестанно
запрещаше им, да останутся таковаго злаго обычая и смехотворных игралищ,
яже не суть угодна богу и сокрушаше их бубны и домры. Они же, гнева нань
и ярости исполняющиеся, бияху божия. И многа страдания от скомрахов онех,
яко от слуг сатанинских, подъемляше... Многожды же исхождаше Иоанн противу
скомрахов с ученики своими... в ты дни, иже нарицаются святки; понеже
тогда множество игр бываше в вечер и в нощи. Того ради Иоанн в вечер позден
и в полунощи хождаше по стогнам града и стражахуся с бесовскими слугами,
и повелеваше ученикам свои орудия игр бесовских разбивати и сокрушати».
Вместе со скоморохами, естественно, эволюционировали и сами игрища. Они
вызывали все больший интерес среди присутствовавших на праздниках, оказывавшихся
на положении более или менее активных зрителей. В связи с этим в игрищах
стали усиленно развиваться зрелищные черты; «игрища» перерастали в «позорища».
Разделение на зрителей и исполнителей вызывало необходимость сооружать
особые приспособления - сценические коробки, сценические площадки, что
впервые было осуществлено в народном кукольном театре; при дворе строились
специальные помещения со сценой или эстрадой и зрительным залом.
Таким образом, позорища постепенно становились самостоятельным видом искусства,
средством отражения, оценки действительности и воздействия на нее. Все
это обусловливало общественное значение позорищ.
Комедия о Петрушке
Все описанные комедии можно причислить к малой форме. К числу ранних пьес
большой формы относится популярная комедия о Петрушке. Эта комедия наиболее
типична для творчества скоморохов.
Заключение.
Феномен скоморошества в Древней Руси неразрывно связан и органически вытекает
из всего развития общества от родовой общины и до современного государственного
устройства. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом
и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и
совершенствовании. Как исконно народное явление, скоморошество представляет
- образец естественного, ненасильственного, неидеологизированного развития
творческой сущности народа.
назад в
начало |