назад вперёд
Насквозь мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной
идеологии. О том, что церковники питали ненависть к искусству скоморохов,
свидетельствуют записи летописцев. Так, в «Повести временных лет» написано:
«Дьявол лстить, и другыми нравы, всячьскыми лестьми превабляя ны от бога,
трубами и скоморохы, гусльми и русальи». Летописец с негодованием отмечает
успех искусства скоморохов у простого народа в ущерб посещению христианского
богослужения: «Видим бо игрища утолочена и людий много множьство, яко
упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела, а
церкви стоять». Церковные поучения XI—XII веков объявляют грехом и ряжения,
к которым прибегали скоморохи: «Москолудство вам братие нелепо имети».
Особо сильному преследованию скоморохи подверглись в годы татарского ига,
когда церковь, авторитет которой заметно возвысился, стала усиленно проповедовать
аскетический образ жизни. Так, митрополит Кирилл в своем поучении 1274
года запрещал ходить «на русалии скоморохов и прочие диавольские игры».
Рязанская «Кормчая» 1284 года осуждала «скомрахов, гоудцов, свирелников,
глумцов». Летопись Переяславля Суздальского (XIII век) сетовала на распространение
короткого мужского платья: «Начаша... кротополие носити... аки скомраси».
Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Напротив,
оно успешно развивалось, а сатирическое "жало" его становилось
все острее и острее .
Оппозиционный характер творчества скоморохов определялся их социальной
принадлежностью: по данным писцовых книг, скоморохи числились в ремесленниках.
Следует заметить при этом, что противопоставление понятий «ремесленник»,
«ремесло» понятиям «художник», «искусство», не всегда достаточно обоснованное
в наше время, было бы тем более ошибочным для эпохи раннего феодализма.
А. М. Горький не случайно считал ремесленников «основоположниками искусства».
Легендарные Кузьма и Демьян, бывшие некогда кузнецами, считались «святыми»
- покровителями сперва кузнецов, а потом и ремесленников вообще. В одной
из былин («Вавило и скоморохи») говорится, что они были также покровителями
скоморохов.
В Древней Руси были известны ремесла, непосредственно связанные с искусством:
книжные писцы, иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости . Скоморохи
принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки,
пляски, пантомимы, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники,
потешники, «веселые ребята». К тому же их искусство идеологически было
связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно
к правящим классам. С точки зрения феодалов и духовенства, это делало
их мастерами не просто бесполезными, но, и идеологически вредными и опасными.
Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами
и ворожеями. Очевидно, сторонники церкви и сложили такие поговорки, как
«Бог дал попа, черт - скомороха», «Скоморох попу не товарищ».
Первоначально, исходя из характера выступлений скоморохов, им не требовалось
объединения в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры
на инструменте достаточно было только одного исполнителя. До нас дошло
несколько скоморошьих монологов и диалогов. Можно полагать, что игрища
с участием четырех-пяти и более человек - явление позднейшее.
Первоначально и радиус деятельности скоморохов был небольшим. Но позже
они оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка,
переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское,
но и посадское население, а порой и княжеские дворы. Вместе с тем городские
массы сами выделяют из своей среды скоморохов.
Расслоение в скоморошьей среде наблюдалось еще в Киевской Руси.
Известно, что при дворе скоморохи развлекали пением, плясками и игрой
на музыкальных инструментах князей Святополка (1015), Святослава Ярославича
(1073—1076), Изяслава Мстиславича (1146—1154), Всеволода Мстиславича (1135)
и т. д. Больше всех любил веселье, музыку, песни и пляску Владимир Святославич
(978—1015). Во время его пиров, как гласят былины, с песнями и плясками
выступали богатыри, которым, таким образом, народная молва приписывала
искусство скоморохов. Вот как обращается в одной из былин Владимир Святославич
к Добрыне Никитичу:
Ай же, мала скоморошина!
За твою игру за великую,
За утехи твои за нежныя
Без мерушки пей зелено вино.
назад вперёд
|


|