4. Карелия в эпоху средневековья
В
XII -XV веках территория Карелии входила в состав Новгородской феодальной
республики. Деревни находились во владении новгородских бояр, которым
местные крестьяне платили подати. Новгородское время было периодом активного
военного противостояния со Швецией. Территория проживания карел - Карельский
перешеек - оказалась в эпицентре военных действий. Это явилось одной из
причин оттока карел во внутренние районы Карелии, в том числе и в Обонежье.
Источники сообщают об участии местного карельского населения в военных
походах в составе новгородского войска.
Важная страница новгородского времени связана с началом христианизации
местного карельского населения. Летопись сообщает, что в 1227 году князь
Ярослав Всеволодович предпринял попытку крестить карел, однако она оказалась
неудачной. Тем не менее, в XIV веке в Обонежье основываются первые монастыри
- Муромский и Палеостровский.
В 1478 году, вместе с другими новгородскими владениями, территория Карелии
вошла в состав Московского государства. В это время земли вокруг Онежского
озера являлись частью Обонежской пятины - одной из пяти административных
образований новгородской земли. Подчинение Москве коренным образом изменило
положение местных крестьян. На этих землях не было помещичьего землевладения
и отсутствовало крепостное право. Крестьяне были "отписаны на государя"
и платили подати только в государственную казну.
Конец XVI -начало XVII века, смутное время российской истории, явилось
тяжелым периодом и в истории Карелии. Военные набеги шведских интервентов
на местные селения следовали один за другим. В 1611 году пала крепость
Корела. После заключения Столбовского мира 1617 года территория проживания
карел отошла к Швеции. С этого времени начался массовый отход карел со
своей исторической родины и их расселение во внутренних районах Карелии,
а также на территории современной Тверской области. Смутное время нанесло
сильный удар по хозяйственному развитию края. Опустели сотни крестьянских
хозяйств, было заброшено большинство земельных угодий.
Церковная реформа XVII века патриарха Никона и последовавший за этим раскол
повлекли приток на территорию Карелии новой категории переселенцев, которые
не приняли церковных нововведений. Удаленные северные деревни становятся
прибежищем для бежавших от преследований властей старообрядцев. В XVIII
-XIX веках Выговская пустынь становится крупнейшим центром приверженцев
старой веры на Севере. Культура староверов отразилась на образе жизни
деревень Карелии.
|