12. Транспортные
средства
С древности главными путями сообщения
на территории Карелии служили реки и озера. Поэтому основными транспортными
средствами были лодки разных типов. Наиболее распространены были "шитые"
лодки, имевшие названия от места их изготовления (кижанки, пряжинки
и т.п.), которые особым образом сшивались из досок при помощи сосновых
или еловых корней. На небольших внутренних водоемах использовались сделанные
из цельного ствола дерева лодки-долбленки. На мелководных озерах использовались
плоты.
Особенно развито судоходство было на побережье Белого моря. Поморы славились
как опытные судостроители и мореплаватели. Их суда совершали длительные
плавания к Новой Земле и на Шпицберген. Кроме использовавшихся в рыболовном
промысле карбасов в Поморье было известно около десяти видов морских
судов.
Водные пути связывали деревни и в зимнее время. По замерзшим озерам
и рекам передвигались на санях и лыжах. Сани бытовали разных видов:
выездные, которые обычно украшались расписным орнаментом, и дровни -
для перевозки грузов Лыжи различались по ширине: узкие дорожные и широкие
лесные. Использовали и специальные болотные лыжи - для ходьбы по рыхлому
снегу и топким болотам.
Из упряжных транспортных средств, следует назвать волокушу, которая
состояла из двух оглобель длиной 2-3 метра, одни концы которых крепились
к хомуту, а другие волочились по земле. Использовались волокуши для
перевозки грузов по бездорожью. Для перевозки людей использовалась олонецкая
люлька - конные носилки, которые крепились к хомутам и седелкам двух
лошадей, шедших в упряжке одна за другой.
Ввиду отсутствия дорог колесные транспортные средства были мало распространены.
Следует назвать телеги, тарантасы и кабриолеты. Последние были распространены
в Олонецком уезде, у отдельных зажиточных крестьян.