Кинофильм «Натали». Лето 2000 года.
Руководство МГОПУ
решило взять в штат сотрудников профессионального телевизионщика,
который будет снимать, монтировать и составлять архивы летописи событий
Университета.
Таким
человеком стал Вадим Исаев. С первых дней своего появления в МГОПУ,
он проявил огромный интерес к театру, неоднократно снимал наши спектакли.
Особенно мы сдружились с ним во время его работы над фильмом «Предвкушая
«Диалог»», за который уже вместе получали Диплом Кинофестиваля.
Как-то я спросил у Вадима: «Ты работал практически со всеми отечественными
и зарубежными «звёздами», снимал сюжеты о сильных мира сего. Что же
тебя привлекает в нас? Зачем мы тебе сдались?» Он ответил: «Потому
что, в отличии от них, Вы -… Люди. Этим-то Вы мне и интересны.»
Наступил июнь
2000 года. Сезон закрыт и казалось бы – что может происходить
в жизни театра?! Однако, лето 2000 года корифеи театра запомнят на
всю жизнь…
Вадим Исаев предложил
снять полнометражный, игровой, художественный фильм.
Нужен был только сюжет,сценарий и актёры. Мы загорелись этой идеей,
а для Университета это обещало стать огромным событием.
Увлечённый психологизмом
бунинских новелл, я решил продолжить работу в этом направлении. Вместе
с Л.Н. Михеевой, мы остановились на произведении «Натали». Я сел за
написание сценария.
Мне безумно понравилась эта новелла, но, на мой взгляд, она не могла
точно и полно выразить весь многогранный мир бунинской психологической
прозы. Тогда я стал подключать другие новеллы из цикла «Тёмные аллеи».
В конечном итоге, в сценарии «Натали» тесно переплелись около пятнадцати
бунинских новелл! (В настоящее время, сценарий кинофильма «Натали»
издан и является приложением к моей кандидатской диссертации по Бунину).
Началась работа…
Самым трудным было найти подходящую натуру для предстоящих съёмок,
чтобы она не была убита признаками цивилизации.
Мы объездили всё Подмосковье, побывали в Баковке, Мытищах, Переделкино,
усадьбах - Кусково, Царицино, Суханово, пересмотрели дачи всех знакомых
и их друзей.
Вадим Исаев даже снял документальный фильм: «Прогулки с «Диалогом»»
по ходу наших поездок и общения с местным раритетным населением!
Наконец, выбор пал на Горки Ленинские...
Старинная усадьба с великолепными дворянскими интерьерами, пейзажи
Заповедника, а также Школа Памяти В.И. Ленина с
сохранившимися интерьерами провинциального быта полностью подходили
нам. Оставалось одно «но» - как получить разрешение не просто на съёмку,
а на съёмку игрового кино в некогда святая-святых Союза Советских
Социалистических Республик!
В этом нам помог знакомый Л.Н. Михеевой – блестящий учёный, академик,
горкинский старожил и историк-летописец Ким Ефимович Сейненский.
Именно он обратился к руководству Исторического Заповедника и под
его имя и авторитет нам выдали соответствующее разрешение.
Теперь дело оставалось только за МГОПУ…Нам выдали соответствующее
направление, сопроводительное письмо, в котором подтверждалось, что
мы – студенты и занимаемся съёмкой «учебного фильма». Всей команде
была выписана командировка, Университет заключил договор с гостиницей
Российской Академии Образования.
Состав съёмочной и актёрской команды был следующим:
Л.Н. Михеева - директор, оператор – Вадим Исаев, гримёр и стилист
– Юлия Солдатова, техническое обеспечение – Виктор Евсеев. Актёры:
Роман Акимов (в роли Виталия Мещерского, режиссура), Мария Воронина
(Натали), Ольга Катина (Соня), Виктория Ягупольская (Гаша), а роль
дяди Мещерского сыграл сам Вадим Исаев.
Лето было
безумно жарким, а работы было слишком много. Нас ограничивали сроки
командировки, потому что для проведения съёмок необходимо было проживать
в Горках так как съёмки велись круглосуточно…
По сценарию мне было нужно двое детей дошкольного возраста… Как сказал
Вадим Исаев: «Роман, никогда не связывайся, по-возможности, с детьми
и животными!» (А в моём сценарии были и те и другие!)
Был проведён сельский «кастинг», в результате чего мы отобрали двух
«самых коммуникабельных и представительных» детишек! В итоге, фрагмент
с их участием на минуту экранного времени мы снимали около восьми
часов!..
Работа была проделана потрясающая: раскадровка, дробление по сценам
и эпизодам, расписывание костюмов и причёсок для каждого эпизода,
постоянные мотания на базу для зарядки аккумуляторов, передеваний,
грима и кормёжки. Репетиции шли прямо на месте. Бесчисленное множество
дублей…
Особенно технически
трудными оказались ночные съёмки.
Нам приходилось брать все настольные лампы из номеров гостиницы и
тянуть удлинители прямо по лесу для съёмки ночных прогулок. Тут блестяще
раскрылся и проявил себя талант Виктора Евсеева, который вытворял
такие чудеса, что, попроси я его сделать зиму, – он бы и это устроил!
Отдельные ночные сцены мы снимали при дальнем свете фар моей «шестёрки»…
Забавный эпизод состоялся,
когда мы снимали сцену поцелуя с героиней на кровати у Марии Ильинишны,
а в этот момент в зал вошла экскурсия китайских студентов, которые
приехали поклониться памяти Вождя Мирового Пролетариата…
Экскурсовод оторопел на пару минут, а потом выдал: «Так, не обращайте
внимание, пройдёмте в следующий зал… Это студенты… снимают УЧЕБНЫЙ
фильм!!!» (! Именно так было написано в наших сопроводительных документах!)
Свой День Рождения
я провёл по пояс в воде, где, в течении пяти часов, мы снимали один
эпизод фильма, соответствующий погоде, от которой мы сильно зависели
и строили съёмочный день исходя из её капризов.
На фоне этой работы, я учился у Вадима операторскому мастерству, нюансам
видео и кино-съёмки, работе со светом. Он стал для меня не просто
другом и коллегой, а учителем в новом направлении, которое я очень
быстро осваивал, вырабатывая, помимо навыков и техники, свой собственный
стиль. (Тогда ещё я не знал, что через два года стану руководителем
структурного подразделения «Телестудия» и буду преподавать в классах
операторов и видеомонтажа…)
Большая часть фильма
была снята. Актёры были вымотаны хроническим недосыпанием и огромными
физическими нагрузками. Однако, фильм обещал быть достойным.
Сняв около 85% фильма, мы вернулись в Москву.
Вадим Исаев в течении двух дней выпустил замечательный видеоклип по
мотивам фильма на песню «Как упоительны в России вечера» (группы «Белый
орёл»).
Досъёмка фильма проводилась в Переделкино, также было сделано несколько
однодневных досъёмок в Горках.
Оставалось только всё смонтировать,а это уже полностью зависело от
Вадима. Все с нетерпением ожидали выхода фильма.
Вадим стал задумываться о коммерческой стороне фильма – продаже, прокате,
показу по телевидению, продаже зарубеж… У нас тогда таких планов не
было и я не придавал значения этим разговорам.
Что произошло дальше
остаётся самой таинственной из загадок в истории театра. Вариантов
великое множество, но до конца понять это нам не под силу до сих пор…
Вадим Исаев сказал, что больше не будет работать с нами, а исходники
«Натали» - его собственность и он их нам никогда не вернёт, что фильма
мы не увидем. Никакие наши просьбы, а также воздействие руководства
МГОПУ, которое вложило в это пусть небольшие, но деньги – не помогло.
Вадим расстался с театром и судьба фильма «Натали» осталась загадкой.
Для театра эти дни
были настоящим трауром. Мы чувствовали, что потеряли не просто фильм,
а человека, который был для нас практически родным...
Между тем, фильму
была сделана реклама и студенты МГОПУ с нетерпением ожидали выхода
картины. Никто не знал о нашей трагедии.
Театр устроил экстренное собрание. Мы искали пути как дальше быть
и что делать.
Взвесив наши возможности
и свои полученные знания, я принял сумасшедшее решение, которого от
нас никто не ждал – снимать «Натали» второй раз, пока не кончилось
лето…
Это было безумие, на которое сейчас я бы уже вряд ли пошёл, но тогда,
после долгих споров, ребята поддержали меня и мы стали готовиться
к предстоящей повторной съёмке.
Главной проблемой
стало – найти хорошего оператора. Нам повезло: Л.Н. Михеева нашла
замечательного оператора с РТР – Виктора Фёдоровича Тодыщенко. Съёмку
некоторых эпизодов производил и я, а также нам сильно помог Артём
Животченко.
В этот раз у нас
не было ни денег от ВУЗа, ни сопроводительных писем. Нам помогли отношения,
которые мы смогли установить на съёмках «Натали» в июне-июле.
Съёмки начались с первого августа 2000 года. Как раз в этот период
«Мосфильм» снимает в Горках «Тельца». Они любезно делят с нами одни
и те же интерьеры.
Состав был прежним: я, Мария Воронина, Ольга Катина. Но роль Гаши
уже играла Баранова Ольга (Виктория Ягупольская уехала на юг, где
с нетерпением ожидала выхода фильма «Натали» со своим участием и ничего
не знала…)
Роль моего дяди, – улана, сыграл Ким Ефимович Сейненский.
У меня было время
учесть полученный опыт и всё ещё раз проанализировать. Я внёс коррективы
в сценарий, усложнив общую канву, и, сделав фильм более насыщенным.
По ходу съёмок, я усложнял некоторые мизансцены, вводил персонажей
третьего и четвёртого планов.
Так,
в процессе работы, пока актриссы гримировались, я взял дочку Л.Н.
Михеевой – Катю и снял колоритную эпизодическую сцену в поле, нарядив
её в настоящий русский костюм с коромыслом и вёдрами, который позаимствовал
из музея!..
У нас появился опыт, отрепетированность с предыдущих съёмок, но по
времени мы были ещё более ограниченны.
К тому же, у главной героини фильма – Марии Ворониной закончился отпуск
и она вышла на работу в «Сбербанк». Мария делала невозможное: после
12-13 часового напряжённого рабочего дня (в эти часы в Горках снимались
сцены без её участия), я приезжал за ней на машине в Москву, забирал
её и вёз на съёмку ночных эпизодов и сцен очень раннего утра!.. После
съёмки, я отвозил её на работу к 8 утра! И так каждый день, а в выходные
мы снимали без остановки…
Виктор Евсеев безостановочно бегал на базу (около пяти километров),
чтобы взять новый аккумулятор для камеры и поставить на заряд использованный.
Не выдерживала даже техника…
Как актёр и режиссёр
я преклоняюсь перед актёрским Подвигом этих Людей: Мария Воронина,
Ольга Катина, Виктор Евсеев…
Фильм был снят полностью…
В начале сентября мы сделали досъёмку нескольких эпизодов в Горкинских
интерьерах Главного здания музея.
Дальнейшая судьба «Натали» оказалась по-бунински трагичной.
Все исходники хранятся по сей день у меня. Для монтажа и озвучивания
фильма нужна профессиональная телестудия, а это стоит огромных денег.
Летом 2003 года мы планируем довести эту работу до конца.
Лето закончилось.
Наступил театральный сезон 2000-2001 года.