Кинофильм «Натали». Лето 2000 года.

Руководство МГОПУ решило взять в штат сотрудников профессионального телевизионщика, который будет снимать, монтировать и составлять архивы летописи событий Университета.
Таким человеком стал Вадим Исаев. С первых дней своего появления в МГОПУ, он проявил огромный интерес к театру, неоднократно снимал наши спектакли. Особенно мы сдружились с ним во время его работы над фильмом «Предвкушая «Диалог»», за который уже вместе получали Диплом Кинофестиваля.
Как-то я спросил у Вадима: «Ты работал практически со всеми отечественными и зарубежными «звёздами», снимал сюжеты о сильных мира сего. Что же тебя привлекает в нас? Зачем мы тебе сдались?» Он ответил: «Потому что, в отличии от них, Вы -… Люди. Этим-то Вы мне и интересны.»

Наступил июнь 2000 года. Сезон закрыт и казалось бы – что может происходить в жизни театра?! Однако, лето 2000 года корифеи театра запомнят на всю жизнь…

Вадим Исаев предложил снять полнометражный, игровой, художественный фильм. Нужен был только сюжет,сценарий и актёры. Мы загорелись этой идеей, а для Университета это обещало стать огромным событием.

Увлечённый психологизмом бунинских новелл, я решил продолжить работу в этом направлении. Вместе с Л.Н. Михеевой, мы остановились на произведении «Натали». Я сел за написание сценария.
Мне безумно понравилась эта новелла, но, на мой взгляд, она не могла точно и полно выразить весь многогранный мир бунинской психологической прозы. Тогда я стал подключать другие новеллы из цикла «Тёмные аллеи».
В конечном итоге, в сценарии «Натали» тесно переплелись около пятнадцати бунинских новелл! (В настоящее время, сценарий кинофильма «Натали» издан и является приложением к моей кандидатской диссертации по Бунину).

Началась работа…
Самым трудным было найти подходящую натуру для предстоящих съёмок, чтобы она не была убита признаками цивилизации.
Мы объездили всё Подмосковье, побывали в Баковке, Мытищах, Переделкино, усадьбах - Кусково, Царицино, Суханово, пересмотрели дачи всех знакомых и их друзей.
Вадим Исаев даже снял документальный фильм: «Прогулки с «Диалогом»» по ходу наших поездок и общения с местным раритетным населением!
Наконец, выбор пал на Горки Ленинские...
Старинная усадьба с великолепными дворянскими интерьерами, пейзажи Заповедника, а также Школа Памяти В.И. Ленина с сохранившимися интерьерами провинциального быта полностью подходили нам. Оставалось одно «но» - как получить разрешение не просто на съёмку, а на съёмку игрового кино в некогда святая-святых Союза Советских Социалистических Республик!
В этом нам помог знакомый Л.Н. Михеевой – блестящий учёный, академик, горкинский старожил и историк-летописец Ким Ефимович Сейненский.
Именно он обратился к руководству Исторического Заповедника и под его имя и авторитет нам выдали соответствующее разрешение.
Теперь дело оставалось только за МГОПУ…Нам выдали соответствующее направление, сопроводительное письмо, в котором подтверждалось, что мы – студенты и занимаемся съёмкой «учебного фильма». Всей команде была выписана командировка, Университет заключил договор с гостиницей Российской Академии Образования.
Состав съёмочной и актёрской команды был следующим:
Л.Н. Михеева - директор, оператор – Вадим Исаев, гримёр и стилист – Юлия Солдатова, техническое обеспечение – Виктор Евсеев. Актёры: Роман Акимов (в роли Виталия Мещерского, режиссура), Мария Воронина (Натали), Ольга Катина (Соня), Виктория Ягупольская (Гаша), а роль дяди Мещерского сыграл сам Вадим Исаев.

Лето было безумно жарким, а работы было слишком много. Нас ограничивали сроки командировки, потому что для проведения съёмок необходимо было проживать в Горках так как съёмки велись круглосуточно…
По сценарию мне было нужно двое детей дошкольного возраста… Как сказал Вадим Исаев: «Роман, никогда не связывайся, по-возможности, с детьми и животными!» (А в моём сценарии были и те и другие!)
Был проведён сельский «кастинг», в результате чего мы отобрали двух «самых коммуникабельных и представительных» детишек! В итоге, фрагмент с их участием на минуту экранного времени мы снимали около восьми часов!..
Работа была проделана потрясающая: раскадровка, дробление по сценам и эпизодам, расписывание костюмов и причёсок для каждого эпизода, постоянные мотания на базу для зарядки аккумуляторов, передеваний, грима и кормёжки. Репетиции шли прямо на месте. Бесчисленное множество дублей…

Особенно технически трудными оказались ночные съёмки. Нам приходилось брать все настольные лампы из номеров гостиницы и тянуть удлинители прямо по лесу для съёмки ночных прогулок. Тут блестяще раскрылся и проявил себя талант Виктора Евсеева, который вытворял такие чудеса, что, попроси я его сделать зиму, – он бы и это устроил!
Отдельные ночные сцены мы снимали при дальнем свете фар моей «шестёрки»…

Забавный эпизод состоялся, когда мы снимали сцену поцелуя с героиней на кровати у Марии Ильинишны, а в этот момент в зал вошла экскурсия китайских студентов, которые приехали поклониться памяти Вождя Мирового Пролетариата…
Экскурсовод оторопел на пару минут, а потом выдал: «Так, не обращайте внимание, пройдёмте в следующий зал… Это студенты… снимают УЧЕБНЫЙ фильм!!!» (! Именно так было написано в наших сопроводительных документах!)

Свой День Рождения я провёл по пояс в воде, где, в течении пяти часов, мы снимали один эпизод фильма, соответствующий погоде, от которой мы сильно зависели и строили съёмочный день исходя из её капризов.
На фоне этой работы, я учился у Вадима операторскому мастерству, нюансам видео и кино-съёмки, работе со светом. Он стал для меня не просто другом и коллегой, а учителем в новом направлении, которое я очень быстро осваивал, вырабатывая, помимо навыков и техники, свой собственный стиль. (Тогда ещё я не знал, что через два года стану руководителем структурного подразделения «Телестудия» и буду преподавать в классах операторов и видеомонтажа…)

Большая часть фильма была снята. Актёры были вымотаны хроническим недосыпанием и огромными физическими нагрузками. Однако, фильм обещал быть достойным.
Сняв около 85% фильма, мы вернулись в Москву.
Вадим Исаев в течении двух дней выпустил замечательный видеоклип по мотивам фильма на песню «Как упоительны в России вечера» (группы «Белый орёл»).
Досъёмка фильма проводилась в Переделкино, также было сделано несколько однодневных досъёмок в Горках.
Оставалось только всё смонтировать,а это уже полностью зависело от Вадима. Все с нетерпением ожидали выхода фильма.
Вадим стал задумываться о коммерческой стороне фильма – продаже, прокате, показу по телевидению, продаже зарубеж… У нас тогда таких планов не было и я не придавал значения этим разговорам.

Что произошло дальше остаётся самой таинственной из загадок в истории театра. Вариантов великое множество, но до конца понять это нам не под силу до сих пор…
Вадим Исаев сказал, что больше не будет работать с нами, а исходники «Натали» - его собственность и он их нам никогда не вернёт, что фильма мы не увидем. Никакие наши просьбы, а также воздействие руководства МГОПУ, которое вложило в это пусть небольшие, но деньги – не помогло.
Вадим расстался с театром и судьба фильма «Натали» осталась загадкой.

Для театра эти дни были настоящим трауром. Мы чувствовали, что потеряли не просто фильм, а человека, который был для нас практически родным...

Между тем, фильму была сделана реклама и студенты МГОПУ с нетерпением ожидали выхода картины. Никто не знал о нашей трагедии.
Театр устроил экстренное собрание. Мы искали пути как дальше быть и что делать.

Взвесив наши возможности и свои полученные знания, я принял сумасшедшее решение, которого от нас никто не ждал – снимать «Натали» второй раз, пока не кончилось лето…
Это было безумие, на которое сейчас я бы уже вряд ли пошёл, но тогда, после долгих споров, ребята поддержали меня и мы стали готовиться к предстоящей повторной съёмке.

Главной проблемой стало – найти хорошего оператора. Нам повезло: Л.Н. Михеева нашла замечательного оператора с РТР – Виктора Фёдоровича Тодыщенко. Съёмку некоторых эпизодов производил и я, а также нам сильно помог Артём Животченко.

В этот раз у нас не было ни денег от ВУЗа, ни сопроводительных писем. Нам помогли отношения, которые мы смогли установить на съёмках «Натали» в июне-июле.
Съёмки начались с первого августа 2000 года. Как раз в этот период «Мосфильм» снимает в Горках «Тельца». Они любезно делят с нами одни и те же интерьеры.


Состав был прежним: я, Мария Воронина, Ольга Катина. Но роль Гаши уже играла Баранова Ольга (Виктория Ягупольская уехала на юг, где с нетерпением ожидала выхода фильма «Натали» со своим участием и ничего не знала…)
Роль моего дяди, – улана, сыграл Ким Ефимович Сейненский.

У меня было время учесть полученный опыт и всё ещё раз проанализировать. Я внёс коррективы в сценарий, усложнив общую канву, и, сделав фильм более насыщенным. По ходу съёмок, я усложнял некоторые мизансцены, вводил персонажей третьего и четвёртого планов.

Так, в процессе работы, пока актриссы гримировались, я взял дочку Л.Н. Михеевой – Катю и снял колоритную эпизодическую сцену в поле, нарядив её в настоящий русский костюм с коромыслом и вёдрами, который позаимствовал из музея!..


У нас появился опыт, отрепетированность с предыдущих съёмок, но по времени мы были ещё более ограниченны.
К тому же, у главной героини фильма – Марии Ворониной закончился отпуск и она вышла на работу в «Сбербанк». Мария делала невозможное: после 12-13 часового напряжённого рабочего дня (в эти часы в Горках снимались сцены без её участия), я приезжал за ней на машине в Москву, забирал её и вёз на съёмку ночных эпизодов и сцен очень раннего утра!.. После съёмки, я отвозил её на работу к 8 утра! И так каждый день, а в выходные мы снимали без остановки…
Виктор Евсеев безостановочно бегал на базу (около пяти километров), чтобы взять новый аккумулятор для камеры и поставить на заряд использованный.
Не выдерживала даже техника…

Как актёр и режиссёр я преклоняюсь перед актёрским Подвигом этих Людей: Мария Воронина, Ольга Катина, Виктор Евсеев…

Фильм был снят полностью…
В начале сентября мы сделали досъёмку нескольких эпизодов в Горкинских интерьерах Главного здания музея.
Дальнейшая судьба «Натали» оказалась по-бунински трагичной.
Все исходники хранятся по сей день у меня. Для монтажа и озвучивания фильма нужна профессиональная телестудия, а это стоит огромных денег. Летом 2003 года мы планируем довести эту работу до конца.

Лето закончилось. Наступил театральный сезон 2000-2001 года.