История театра «Диалог»: Люди, Премьеры,
события…
(Рассказывает Роман
Акимов – главный режиссёр и актёр театра «Диалог». )
Мне безумно дорого
то время и Люди с которыми мне пришлось работать вместе. Большинства
из них уже нет в театре, но именно с ними мы собирали по крупицам,
то, без чего сейчас многие из нас не представляют своей жизни…
Этим Людям я и хотел посвятить данный раздел.
Накануне создания. Театральный
сезон 1998-1999 годов. «Дама-невидимка» Педро Кальдерона.
История театра началась
с 1998 года.
В то время я, будучи студентом одновременно двух дневных отделений
– филфака МГОПУ (4 курс) и вокального (АМУ при Консерватории, 2 курс),
вёл обширную концертную и гастрольную деятельность. Я выступал как
певец с романсами, песнями, ариями из опер, играл в КВН, был артистом
театра им. А.В. Неждановой, приносил филологическому факультету победы
на различных конкурсах, в то время как мои сокурсники готовились стать
учителями русского языка и литературы…
Октябрь 1998 года был
очень насыщенным. Колличество выступлений разных жанров значительно
превышало колличество дней в месяце.На этом фоне успешно прошли также
две КВНовские игры. Помню, что я заболел и выступал с температурой
39,8, запивая аспирином анальгин за кулисами...
Отступать было некуда – конец месяца: 27, 28, 30, 31-ое – были концерты
и игры КВН. Всего один день был свободный – 29-ое октября. Я планировал
отлежаться и прийти хоть немного в себя. Однако, вечером 28 октября
мне звонит проректор и говорит: «Роман, выручай! Очень ответственное
мероприятие – завтра вечером в УСК «Самбо-70» нужно показать шоу-программу
из стаинных русских романсов с танцами…Будут важные гости! Горим!»
Ночью ко мне приехала «скорая» и я дал расписку, что врачи не несут
ответственности за мой отказ от госпитализации…
Началась работа…Программа-то у меня была наработана с блестящими ребятами-гитаристами
филфака – Красовым Ильёй и Батыгиным Сергеем, но танцев у нас не было.
С 8.30 до 18.00 мы работали с экстренно набранными танцорами, а в
19.30 уже выступали в «Самбо-70». Нашими «хитами» того времени были
«Дорогой длинною» и «Москва златоглавая».
После
успешного выступления, я спускаюсь со сцены. Температура подскочила
до 40,2. Всё плывёт перед глазами и тут… проректор подводит ко мне
экстравагантную женщину и представляет: «Член Союза Писателей России,
академик, завкафедрой теории и истории культуры, профессор Людмила
Николаевна Михеева». Я улыбнулся на автопилоте, обменялся любезностями
и, вдруг, она сказала: «Я хочу создать театр. Мы репетируем пьесу
Кальдерона «Дама-невидимка» в моём переводе. Не могли бы Вы сыграть
у нас одну роль?»
В том состоянии, что
я находился не было ни сил, ни возможности что-либо объяснять или
отказываться. Я дал согласие. Первая репетиция-читка пьесы была назначена
на 1 ноября 1998 года дома у Л.Н. Михеевой.
В перерывах между своими выступлениями, я нашёл время попасть в библиотеку
и прочесть «Даму-невидимку» в двух существующих переводах.
На первой репетиции
у Л.Н. Михеевой, кроме меня, было ещё два человека – Мария Воронина
(студентка Банковского Лицея) и Ольга Катина (студентка факультета
иностранных языков). Главную мужскую роль играл Слава Петрусевич (тогда
ещё студент ГИТИСа, а сейчас – артист музыкального театра им.Н. Сац).
Слава в этот день на репетиции не был, но мы познакомились с ним и
провели читку пьесы по…селекторной связи!
Режиссёром спектакля «Дама-невидимка» был доцент МГОПУ Евгений Белов
– заслуженный артист Хорватии, солист Хорватской Оперы и Большого
Театра.
Немного позже, Мария Воронина подключила к постановке своих однокурсников
– Анну Лопатинскую и Виктора Евсеева. Вскоре, к нам пришёл Сергей
Паньковец.

Таким образом, сложился состав первого спектакля «Дама-невидимка»:
Донья Анхела – Мария Воронина;
Дон Мануэль – Вячеслав Петрусевич;
Исабель – Ольга Катина;
Донья Беатрис – Анна Лопатинская;
Косме (слуга) – Виктор Евсеев;
Дон Луис – Роман Акимов;
Дон Хуан – Сергей Паньковец;
В роли Поэтессы выступила сама Л.Н. Михеева – автор перевода, а Евгений
Белов сыграл самого дона Педро Кальдерона в поэтическом обрамлении.
В танцевальных сценах
спектакля была занята Мария Николишина (ныне – мастер международного
класса по бальным танцам, обладательница Кубка «Орхидей», бронзовый
призёр Кубка Европы, спортсменка из десятка лучших пар Европы).
У нас не было ни зала
ни сценической площадки, репетиции проходили у Л.Н. Михеевой дома.
Работая над пьесой, мы разнесли весь паркет в её квартире! Сцены фехтования
отрабатывали на лестничной площадке! Помню изумлённые лица соседей,
которым это доводилось видеть и слышать...
Л.Н. Михеева на свои деньги покупала и шила костюмы эпохи барокко
по собственным эскизам, доставала необходимый реквизит, шпаги. Это
было сплошное безумие - образец истинного альтруизма и огромной любви
к искусству.
Мне нравилось работать
в театре, но, уже имея немалый сценический опыт, и продолжая профессионально
выступать, я иногда не понимал, что меня тут держит. Будущего, на
мой взгляд, у нас не было. Нужно было искать финансирование, зал,
актёров и прочее, а вместо этого мы имели дружную семью, которая репетировала
в квартире, после чего все пили чай и, с песнями, шли до метро «Чистые
пруды». А спектакль при этом планировалось показать в зале на 100
мест, снятом опять же на свои деньги и для своего зрителя, которого
у нас тогда вообще не было! Парадокс! Но тем не менее, не знаю почему,
но я ходил на всё
репетиции, продолжая выступать со своими программами и гастролировать,
учась в двух местах.
Л.Н. Михеева решила
попробовать пробить вариант – сделать театр при МГОПУ. Это было естественно
и логично, но требовалось понимание и согласие Ректора, который не
знал о нашей деятельности.
Людмила Николаевна провела с ним беседу, рассказав о наших проблемах,
но Ректор ответил неоднозначно, сказав, что хочет увидеть пару сцен
из спектакля на ближайшем Учёном Совете МГОПУ. Там же и должно было
состояться обсуждение увиденного и принятие решения о создании или
несоздании театра.
Учёный
Совет проходил в Выхино 13 января 1999 года.
Мы приготовили три сцены из готовящейся Премьеры «Дамы-невидимки».
Л.Н. Михеева где-то чудом нашла профессиональных гримёров, которые
отлично поработали с нами. Мы волновались, потому что на карту была
поставлена судьба будущего театра.
В это день выступали
всего три человека: Мария Воронина, Роман Акимов и Ольга Катина. Выступление
прошло отлично и единогласным решением Учёного Совета было принято
решение о создании студенческого театра (впервые в истории МГОПУ!).
Директором театра была назначена Л.Н. Михеева, а режиссёром – Е.Е.
Белов.
Наша радость была беспредельной,
хотя объективно, - мало что изменилось от этого. Просто сам факт легализации
и признания с утверждением стал для нас на данном этапе необходимой
формальностью и своеобразным атрибутом.
Осталось только придумать название нашему театру, а нам это никак
не удавалось. Лично мне было вообще всё равно – как всё это будет
называться, а варианты других ребят были спорными. Наконец, Л.Н. Михеева
предложила: «А давайте назовём наш театр… «Диалог»?»
Возражений не последовало – действительно – название демократичное,
с философским подтекстом (диалог актёра со зрителем, диалог различных
эпох и современности…)
Так у театра появилось имя…
Мы продолжали работу
над «Дамой-невидимкой». В свет вышел сборник – поэтический перевод
пьесы сделанный Л.Н. Михеевой.
Премьера была намечена на 27 марта 1999 года.
У меня возникла идея
– если театр утвердили и он есть, значит нужно устроить Презентацию
театра!
Однако театр должен быть разноплановым и многопрофильным, поэтому
я предложил сделать Презентацию по таким направлениям как: драма,
вокал, КВН, танец, театр моды.
Кроме имеющегося состава актёров, я пригласил своих однокурсников
по вокальному отделению: Сергея Ефремова (ныне – солист ансамбля «Аве
Мария»), Олега Корша (в 2003 году Олег заканчивает ГИТИС). Также мною
был приглашён замечательный актёр Артём Животченко (профессиональный
КВНщик, мой друг детства).

В считанные дни таким составом была сделана «визитная карточка» КВН
на 20 минут, приготовлена номинация «вокал». Номинация «драма» и без
того была, в «танце» выступила Мария Николишина, а «театр моды» мы
показали театрализованно все вместе.
Выступление прошло в главном здании МГОПУ на Таганке 3
марта 1999 года при полном аншлаге. Презентация отличалась
хорошим уровнем подготовки, исполнительского мастерства и лаконизмом.
Театр окончательно укрепил свои позиции в рамках Университета.
Судьба свела нас с
Народной артисткой России Ириной Алфёровой. Позже я расскажу о работе
с ней в нашей следующей постановке, но на этапе работы с «Дамой-невидимкой»,
она преподнесла нам несколько незабываемых, бесценных мастер-классов,
любезно согласившись стать художественным руководителем и консультантом
театра «Диалог».
27 марта 1999
года в здании музея В.В. Маяковского на Лубянке, в театре Поэтов состоялась
Премьера
спектакля
Педро Кальдерона «Дама-невидимка». В зале, рассчитанном всего на 120
мест, негде было сесть! Конечно же, с позиций времени и опыта начинаешь
объективно понимать, что не всё в спектакле было гладко и идеально,
да
и зритель был в подавляющем большинстве свой: «мамы-папы», как говорится!
Но тем не менее это был наш первый крупный спектакль, который имел
в ту пору огромный успех.
Костюмером театра «Диалог»
стала Светлана Константиновна Эльяшова. И по сей день она работает
в нашем театре, выполняя сложнейшие заказы по эскизам Л. Н. Михеевой,
готовит костюмы к спектаклю и находится на протяжении всего выступления
за кулисами, помогая артистам переодеваться. Это человек удивительной
выдержки и спокойствия, которое, безусловно, передается всем артистам.
В апреле
1999 года мы приняли участие в фестивале «Студенческая весна-1999».
Это
стало своего рода звёздным часом молодого театра, потому как мы пробили
все номинации, в которых приняли участие: «драма» - 1 место по Москве
«Дама-невидимка», «танец» - 1 место Мария Николишина, «классический
вокал» - 1 место Роман Акимов с песней «Скажите, девушки…», «КВН»
- 1 место команда КВН театра «Диалог».
На такой мажорной ноте
мы закончили свой первый театральный сезон 1998-1999 года.
В 1999 году Евгений
Белов, заключив контракт, уехал в Югославскую оперу. В театре встал
вопрос о новом репертуаре и режиссёре.