BACK

История театра «Диалог»: Люди, Премьеры, события…

(Рассказывает Роман Акимов – главный режиссёр и актёр театра «Диалог». )

Мне безумно дорого то время и Люди с которыми мне пришлось работать вместе. Большинства из них уже нет в театре, но именно с ними мы собирали по крупицам, то, без чего сейчас многие из нас не представляют своей жизни…
Этим Людям я и хотел посвятить данный раздел.

Накануне создания. Театральный сезон 1998-1999 годов. «Дама-невидимка» Педро Кальдерона.

История театра началась с 1998 года.
В то время я, будучи студентом одновременно двух дневных отделений – филфака МГОПУ (4 курс) и вокального (АМУ при Консерватории, 2 курс), вёл обширную концертную и гастрольную деятельность. Я выступал как певец с романсами, песнями, ариями из опер, играл в КВН, был артистом театра им. А.В. Неждановой, приносил филологическому факультету победы на различных конкурсах, в то время как мои сокурсники готовились стать учителями русского языка и литературы…

Октябрь 1998 года был очень насыщенным. Колличество выступлений разных жанров значительно превышало колличество дней в месяце.На этом фоне успешно прошли также две КВНовские игры. Помню, что я заболел и выступал с температурой 39,8, запивая аспирином анальгин за кулисами...
Отступать было некуда – конец месяца: 27, 28, 30, 31-ое – были концерты и игры КВН. Всего один день был свободный – 29-ое октября. Я планировал отлежаться и прийти хоть немного в себя. Однако, вечером 28 октября мне звонит проректор и говорит: «Роман, выручай! Очень ответственное мероприятие – завтра вечером в УСК «Самбо-70» нужно показать шоу-программу из стаинных русских романсов с танцами…Будут важные гости! Горим!» Ночью ко мне приехала «скорая» и я дал расписку, что врачи не несут ответственности за мой отказ от госпитализации…
Началась работа…Программа-то у меня была наработана с блестящими ребятами-гитаристами филфака – Красовым Ильёй и Батыгиным Сергеем, но танцев у нас не было. С 8.30 до 18.00 мы работали с экстренно набранными танцорами, а в 19.30 уже выступали в «Самбо-70». Нашими «хитами» того времени были «Дорогой длинною» и «Москва златоглавая».

После успешного выступления, я спускаюсь со сцены. Температура подскочила до 40,2. Всё плывёт перед глазами и тут… проректор подводит ко мне экстравагантную женщину и представляет: «Член Союза Писателей России, академик, завкафедрой теории и истории культуры, профессор Людмила Николаевна Михеева». Я улыбнулся на автопилоте, обменялся любезностями и, вдруг, она сказала: «Я хочу создать театр. Мы репетируем пьесу Кальдерона «Дама-невидимка» в моём переводе. Не могли бы Вы сыграть у нас одну роль?»

В том состоянии, что я находился не было ни сил, ни возможности что-либо объяснять или отказываться. Я дал согласие. Первая репетиция-читка пьесы была назначена на 1 ноября 1998 года дома у Л.Н. Михеевой.
В перерывах между своими выступлениями, я нашёл время попасть в библиотеку и прочесть «Даму-невидимку» в двух существующих переводах.

На первой репетиции у Л.Н. Михеевой, кроме меня, было ещё два человека – Мария Воронина (студентка Банковского Лицея) и Ольга Катина (студентка факультета иностранных языков). Главную мужскую роль играл Слава Петрусевич (тогда ещё студент ГИТИСа, а сейчас – артист музыкального театра им.Н. Сац). Слава в этот день на репетиции не был, но мы познакомились с ним и провели читку пьесы по…селекторной связи!
Режиссёром спектакля «Дама-невидимка» был доцент МГОПУ Евгений Белов – заслуженный артист Хорватии, солист Хорватской Оперы и Большого Театра.
Немного позже, Мария Воронина подключила к постановке своих однокурсников – Анну Лопатинскую и Виктора Евсеева. Вскоре, к нам пришёл Сергей Паньковец.


Таким образом, сложился состав первого спектакля «Дама-невидимка»:
Донья Анхела – Мария Воронина;
Дон Мануэль – Вячеслав Петрусевич;
Исабель – Ольга Катина;
Донья Беатрис – Анна Лопатинская;
Косме (слуга) – Виктор Евсеев;
Дон Луис – Роман Акимов;
Дон Хуан – Сергей Паньковец;
В роли Поэтессы выступила сама Л.Н. Михеева – автор перевода, а Евгений Белов сыграл самого дона Педро Кальдерона в поэтическом обрамлении.

В танцевальных сценах спектакля была занята Мария Николишина (ныне – мастер международного класса по бальным танцам, обладательница Кубка «Орхидей», бронзовый призёр Кубка Европы, спортсменка из десятка лучших пар Европы).

У нас не было ни зала ни сценической площадки, репетиции проходили у Л.Н. Михеевой дома. Работая над пьесой, мы разнесли весь паркет в её квартире! Сцены фехтования отрабатывали на лестничной площадке! Помню изумлённые лица соседей, которым это доводилось видеть и слышать...
Л.Н. Михеева на свои деньги покупала и шила костюмы эпохи барокко по собственным эскизам, доставала необходимый реквизит, шпаги. Это было сплошное безумие - образец истинного альтруизма и огромной любви к искусству.

Мне нравилось работать в театре, но, уже имея немалый сценический опыт, и продолжая профессионально выступать, я иногда не понимал, что меня тут держит. Будущего, на мой взгляд, у нас не было. Нужно было искать финансирование, зал, актёров и прочее, а вместо этого мы имели дружную семью, которая репетировала в квартире, после чего все пили чай и, с песнями, шли до метро «Чистые пруды». А спектакль при этом планировалось показать в зале на 100 мест, снятом опять же на свои деньги и для своего зрителя, которого у нас тогда вообще не было! Парадокс! Но тем не менее, не знаю почему, но я ходил на всё репетиции, продолжая выступать со своими программами и гастролировать, учась в двух местах.

Л.Н. Михеева решила попробовать пробить вариант – сделать театр при МГОПУ. Это было естественно и логично, но требовалось понимание и согласие Ректора, который не знал о нашей деятельности.
Людмила Николаевна провела с ним беседу, рассказав о наших проблемах, но Ректор ответил неоднозначно, сказав, что хочет увидеть пару сцен из спектакля на ближайшем Учёном Совете МГОПУ. Там же и должно было состояться обсуждение увиденного и принятие решения о создании или несоздании театра.

Учёный Совет проходил в Выхино 13 января 1999 года. Мы приготовили три сцены из готовящейся Премьеры «Дамы-невидимки». Л.Н. Михеева где-то чудом нашла профессиональных гримёров, которые отлично поработали с нами. Мы волновались, потому что на карту была поставлена судьба будущего театра.

В это день выступали всего три человека: Мария Воронина, Роман Акимов и Ольга Катина. Выступление прошло отлично и единогласным решением Учёного Совета было принято решение о создании студенческого театра (впервые в истории МГОПУ!). Директором театра была назначена Л.Н. Михеева, а режиссёром – Е.Е. Белов.

Наша радость была беспредельной, хотя объективно, - мало что изменилось от этого. Просто сам факт легализации и признания с утверждением стал для нас на данном этапе необходимой формальностью и своеобразным атрибутом.
Осталось только придумать название нашему театру, а нам это никак не удавалось. Лично мне было вообще всё равно – как всё это будет называться, а варианты других ребят были спорными. Наконец, Л.Н. Михеева предложила: «А давайте назовём наш театр… «Диалог»?»
Возражений не последовало – действительно – название демократичное, с философским подтекстом (диалог актёра со зрителем, диалог различных эпох и современности…)
Так у театра появилось имя…

Мы продолжали работу над «Дамой-невидимкой». В свет вышел сборник – поэтический перевод пьесы сделанный Л.Н. Михеевой.
Премьера была намечена на 27 марта 1999 года.

У меня возникла идея – если театр утвердили и он есть, значит нужно устроить Презентацию театра! Однако театр должен быть разноплановым и многопрофильным, поэтому я предложил сделать Презентацию по таким направлениям как: драма, вокал, КВН, танец, театр моды.
Кроме имеющегося состава актёров, я пригласил своих однокурсников по вокальному отделению: Сергея Ефремова (ныне – солист ансамбля «Аве Мария»), Олега Корша (в 2003 году Олег заканчивает ГИТИС). Также мною был приглашён замечательный актёр Артём Животченко (профессиональный КВНщик, мой друг детства).


В считанные дни таким составом была сделана «визитная карточка» КВН на 20 минут, приготовлена номинация «вокал». Номинация «драма» и без того была, в «танце» выступила Мария Николишина, а «театр моды» мы показали театрализованно все вместе.
Выступление прошло в главном здании МГОПУ на Таганке 3 марта 1999 года при полном аншлаге. Презентация отличалась хорошим уровнем подготовки, исполнительского мастерства и лаконизмом. Театр окончательно укрепил свои позиции в рамках Университета.

Судьба свела нас с Народной артисткой России Ириной Алфёровой. Позже я расскажу о работе с ней в нашей следующей постановке, но на этапе работы с «Дамой-невидимкой», она преподнесла нам несколько незабываемых, бесценных мастер-классов, любезно согласившись стать художественным руководителем и консультантом театра «Диалог».

27 марта 1999 года в здании музея В.В. Маяковского на Лубянке, в театре Поэтов состоялась Премьера спектакля Педро Кальдерона «Дама-невидимка». В зале, рассчитанном всего на 120 мест, негде было сесть! Конечно же, с позиций времени и опыта начинаешь объективно понимать, что не всё в спектакле было гладко и идеально, да и зритель был в подавляющем большинстве свой: «мамы-папы», как говорится! Но тем не менее это был наш первый крупный спектакль, который имел в ту пору огромный успех.

Костюмером театра «Диалог» стала Светлана Константиновна Эльяшова. И по сей день она работает в нашем театре, выполняя сложнейшие заказы по эскизам Л. Н. Михеевой, готовит костюмы к спектаклю и находится на протяжении всего выступления за кулисами, помогая артистам переодеваться. Это человек удивительной выдержки и спокойствия, которое, безусловно, передается всем артистам.

В апреле 1999 года мы приняли участие в фестивале «Студенческая весна-1999». Это стало своего рода звёздным часом молодого театра, потому как мы пробили все номинации, в которых приняли участие: «драма» - 1 место по Москве «Дама-невидимка», «танец» - 1 место Мария Николишина, «классический вокал» - 1 место Роман Акимов с песней «Скажите, девушки…», «КВН» - 1 место команда КВН театра «Диалог».

На такой мажорной ноте мы закончили свой первый театральный сезон 1998-1999 года.

В 1999 году Евгений Белов, заключив контракт, уехал в Югославскую оперу. В театре встал вопрос о новом репертуаре и режиссёре.