Театральный сезон 1999-2000. «По страницам испанского «Романсеро», «Генрих», «Руся»

На роль режиссёра театра Л.Н. Михеева предложила мою кандидатуру. Я был категорически против, потому что чувствовал в себе талант именно актёра, но выбора не было – иначе мы бы просто остановились.
В составе труппы произошли изменения: Вячеслав Петрусевич уже не мог принимать участие в новых постановках в связи с занятостью в спектаклях ГИТИСа, а Анна Лопатинская вышла замуж… Тем не менее, ребята по-прежнему продолжали играть в «Даме-невидимке», которая в сезоне 1999-2000 года ещё была в нашем репертуаре.
Встал вопрос о дополнительном наборе в труппу. Мы расклеили объявления по всем факультетам ВУЗа, взяли несколько человек.
Репетиционной базой,кроме квартиры Л.Н. Михеевой,стал теперь зал театра Поэтов музея В. Маяковского.

Л.Н. Михеева предложила обратиться к творчеству И.А. Бунина. Она порекомендовала инсценировать две новеллы из Книги Любви «Тёмные аллеи»: «Генрих» и «Русю». Параллельно, мы обращаемся к средневековой испанской лирике – сборнику песен «Романсеро». Я работал над написанием сценария «Генриха» и современного обрамления подачи «Романсеро». Со сценарием «Руси» работали Артём Животченко и Ольга Катина.

Я поставил спектакль, который назывался «По страницам испанского «Романсеро»».
В нём, помимо старого состава, выступили и новые артисты театра: Андрей Корецкий, Виктория Ягупольская, Павел Очкасов, Зоя Тихомирова, Ольга Баранова, Наталья Ёжикова, Екатерина Горкина. В основе постановки лежали переводы «Романсеро» сделанные Л.Н. Михеевой, которая также участвовала в спектакле, читая на старокастильском языке стихи, что придавало особый шарм и колорит Премьере. Работа была сложной, но все горели, а новые ребята довольно быстро и легко вписались в коллектив.

Для этого спектакля характерно большое количество исторических и современных костюмов, синтез средневекового колорита с реальностью наших дней, зажигательные стилизованные танцы, музыкальное оформление, смесь средневекового пафоса с повседневным юмором.

Особенно интересной и плодотворной стала работа над бунинскими новеллами - «Генрихом» и «Русей». На этом этапе к нам активно подключается Ирина Алфёрова. Также она просит помочь нам своего супруга – известного кинорежиссёра и актёра Сергея Мартынова. Репетиции проходили три раза в неделю по 5-6 часов. Для меня это стало настоящей школой актёрского мастерства. Играть Бунина оказалось намного сложнее, чем казалось на первый взгляд. После репетиций мы буквально теряли сознание. Выматывались больше морально и психологически, хотя физические нагрузки были колоссальными.

Мне очень повезло, потому что работа велась преимущественно с новеллой «Генрих», в которой я играл главную мужскую роль в паре с Марией Ворониной.
Что касается «Руси», где были заняты Артём Животченко с Ольгой Катиной в главных ролях, то Сергей Фёдорович Мартынов с Ириной Алфёровой больше консультировали ребят в плане актёрской игры и темпо-ритма, а меня – в плане режиссуры.

Нам дали очень много, даже слишком. Это был настоящий подарок судьбы и каждый из нас, кто хотел и стремился – получил огромный опыт высокопрофессиональной работы и качественного отношения к своему делу. Я никогда не забуду это замечательное время, которое многому научило. Оно заставило по-новому взглянуть как на актёрское мастерство в целом, так и на постановочное решение спектакля, его внутреннюю линию, на его текст и подтекст, психологическую канву и взаимосвязь героев, а также научиться отличать действие и образ от рисунка роли, даже высокотехничного.

Несмотря на то, что театр достиг высокого исполнительского уровня (для студенческого театра), Сергей Фёдорович Мартынов не разрешил выпустить спектакль, сказав, что ещё много работы.
Объективно, я был с ним согласен, но Университет требовал от нас новой Премьеры…
Мы встали перед выбором: что делать? И как раз в это время И. Алферова уехала с мужем на очередные съёмки. Мне пришлось одному доводить до Премьеры сразу три спектакля: «По страницам испанского «Романсеро»», «Русю» и «Генриха».

Весной 2000 года состоялась Премьера – 2000!
Мы показали спектакль «По страницам испанского «Романсеро»» и две бунинские новеллы.
Для нашего постоянного зрителя видеть нас в средневековой Испании после «Дамы-невидимки» эпохи барокко было довольно привычно.
Спектакль прошёл с успехом. Блестяще дебютировали наши новые артисты, а старый состав добавил ещё одну жемчужину в свой актёрский багаж.


После антракта мы показали бунинский блок.
«Руся». Роли исполняли:
Руся – Ольга Катина;
Павел Игнатьевич – Артём Животченко;
Жена Павла – Зоя Тихомирова;
Мать Руси – Екатерина Горкина;
Коленька – Олег Орлов;
«Возлюбленная нами, как никая другая возлюбленна не будет» - это высказавание героя стало главной мыслью спектакля. Выступление прошло прекрасно. Мы впервые показали, что способны играть русскую психологическую новеллу.

Безусловно, работа над спектаклем «Генрих» дала о себе знать на Премьере. Этот спектакль по-праву можно считать фаворитом сезона.


Для зрителей в этот день мы стали настоящим откровением! Синтез игры с удачно подобранным музыкальным оформлением – главным лейтмотивом героев и Времени («Метель» Г. Свиридова), постановочное решение и правильно расставленные акценты заявили о новом качественном скачке театра «Диалог».
«Генрих». Роли исполняли:
Генрих – Мария Воронина;
Глебов – Роман Акимов;
Наденька – Виктория Ягупольская;
Ли – Зоя Тихомирова;
Посетители ресторана: Артём Животченко, Сергей Паньковец, Андрей Корецкий, Екатерина Горкина.
Звук – Виктор Евсеев;
Свет – Андрей Краснов;
Хореография – Мария Воронина.

Спектакль имел огромнейший успех и выдержал множество показов. В скором времени, «Генрих» был оторван от «Руси» с «Романсеро» и стал показываться автономно.

Кроме плановых спектаклей, сцены из «Генриха» наряду со сценами из «Романсеро» были неоднократно показаны на открытых лекциях по культурологии в рамках изучения культуры серебряного века и эпохи барокко. Таким образом, театр заявил и о научно-практической стороне своей деятельности.

Апрель-май 2000 года стали для театра месяцами побед в ряде номинаций уже на фестивале «Фестос-2000». Мы получили Дипломы по номинациям: «танец», «вокал», «малая художественная форма».
О театре вышел документальный видеофильм «Предвкушая «Диалог»», который получил номинацию «За творческий поиск и новаторство» на международном кинофестивале «Славянская юность: мечты и надежды-2000». Фильм был сделан необычайно талантливым человеком – Вадимом Исаевым, о котором я расскажу чуть позже.

Руководство МГОПУ оценило вклад театра в развитие и пропаганду Университета и с 2000 года я был официально назначен режиссёром студенческого театра «Диалог».
На вторую ставку режиссёра в театр взяли Наталью Медведеву – выпускницу режиссёрского факультета ГИТИСа, лауреата фестиваля «Фестос» (о деятельности Натальи Медведевой я также расскажу чуть позже, когда речь пойдёт о сезоне 2000-2001 года).