Москва – Крым – Пушкин
18 ноября мы провели четырехстороннюю видеоконференцию с библиотеками Крыма.
Это начало большого проекта, с которым я ношусь последние два месяца – «Москва – Крым – Пушкин».
А 22 ноября Крым обесточили укроповские фашисты. Там нет света, сотовой связи, интернета. Закрыты школы, кинотеатры, театры. Мне пишут оттуда крымские библиотекари: как хорошо, что мы успели.
У нас в Москве в мероприятии участвовал детский сад № 1877 - воспитатель Сумина М.В. и детишки показали занятие с интерактивной доской «Великие имена России. А.С. Пушкин». А в Крыму в библиотеках Симферополя и Черноморска собрались воспитатели детских садов этих городов. И мы пообщались друг с другом, посмотрели на то, что делают наши замечательные российские педагоги дошкольных учреждений. Я уже давно заметила, что именно в детских садах, при мизерных зарплатах и огромных нагрузках, в наибольшей степени сохранился дух беззаветного служения самому важному Государеву Делу – делу воспитания детей. В школах это уже как-то ослаблено. Там превалирует рутина до безобразия раздутого бумагооборота, и какие-то непонятные амбиции, конкуренция, склоки и раздоры. А на работу детскосадовских педагогов никто не обращает внимания, никто не претендует на то, чтобы «подтирать сопливые носы» и укладывать толпу орущих малышей днем в кровати. Поэтому в маленьких, уютно пахнущих манной кашей, зданиях работают настоящие фанаты своего дела, профессионалы высшей пробы. Не знаю, надолго ли их хватит в нынешней ситуации очередного урезания финансирования, уменьшения зарплат, коммерциализации «предоставляемых образовательных услуг», но пока там еще сохранилась жизнь. Хотя есть уже и первые плохие симптомы. Год назад, когда мы проводили апробационное занятие по этому диску, все дети подготовительной группы, перебивая друг друга, составляли текстовый кроссворд – все они умели читать. В этот раз только два или три ребенка могли прочитать простейшие слова кроссворда по творчеству Пушкина. Остальные читать не умели. Я шепотом спросила об этом молоденькую воспитательницу, которая сидела рядом со смной. Она растерянно ответила, что читать с этого года учат только детей, родители которых заплатили за дополнительные занятия. А остальных читать не учат. Остаток занятия я сидела в оцепенении, переваривая полученную информацию. «Все, началось» - пульсировало в голове. И ощущение полнейшей беспомощности, которое последние годы парализует многие хорошие начинания энергичных людей в нашей стране, охватило и меня: я ведь ничего не могу изменить, не могу вдолбить в дубовые головы наших правителей, что именно образование и культура являются гарантом стабильности и безопасности общества, что никакие купленные у заморских торгашей самолеты и машины не спасут страну от разрушения. Пусть не внешнего, но внутреннего. Ведь уже есть угрожающе близкие примеры отсутствия адекватной работы системы образования и культуры – Украина. Не раз писала об этом. Нас не спасут танки и ракеты, если обнищавший полуграмотный народ рванет на какой-нибудь местный «майдан» за социальной справедливостью. Да, этот порыв будет так же бессмыслен и безрезультатен, как и на Украине. Но он будет, если ВСЕ дети в садиках не будут читать Пушкина и танцевать под музыку Чайковского, если в школах родители не в состоянии будут платить за «продленку» и подростки будут слонятся по улицам, не имея возможности пойти в платные кружки, если вузы станут все платными, если коммунальные платежи вырастут настолько, что люди будут пускать на свои жалкие метры приезжих за деньги (а я вчера на выходе из метро Марьино видела бабульку с самодельной табличкой «Сдаю комнату»). Если государство допустит это, то никакие самые продвинутые военные технологии, никакие ура-патриотические внешнеполитические заявления главы государства не удержат толпу. Неужели это непонятно? К кому и каким словами надо прорваться, чтобы быть услышанным? Грустно и страшно.
Только прекрасные слова вечной и мудрой русской поэзии, которая все познала и все поведала нам, поддерживают нас пока в этом страшном и глупом мире…
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.