Топор и кружева
Давненько не брал я в руки пера, как говаривали раньше. Всё дела, да заботы. О красоте впору и позабыть вовсе. Мы все крутимся, как белки в колесе... Ха, вспомнил недавнюю мерзостную рекламку по ТВ: вокруг белки-мутанты огроменные колёса крутят, а один мужик просто лежит в колесе. Ему хвостатый мутант шоколадку какую-то суёт и мужик сразу снова белкой в колесе бегает. Во дела-то! Это за шоколадку-то скотиной безмолвной нынче мужики становятся — оттого и гадостно вокруг так. Теперь понятно. А я вот тут на красоту загляделся, ибо к зиме уж много лет подряд в столице разные красивые толкучки собираются. И фестиваль «Ладья», и рождественские ярмарки, и новогодние забавы. В энтот раз особливо занятно было: узнал о нескольких новых русских ремёслах. Вернее, я о них и раньше слыхал, но вот так чтобы руками пощупать, да самому прикоснуться — такого не было. А узнал я о мазыкской рубленой игрушке, о михайловском численном цветном кружеве, о петровской глиняной игрушке, о романовской вышивке «по тюле».
Русь — страна, рубленная топором. Это знают все. Но уже несколько веков русские презирают себя за всё, чем отличаются от Запада, и поэтому не ценят и не знают самих себя. Выражение «топорная работа» стала нарицательным для всего, что сделано грубо. И почему-то ни у кого не появилось мысли, что за столько веков владения топором русские должны были мастерски овладеть этим орудием.
Топорная работа становится грубой только в руках того, кто избрал другой жизненный путь. Настоящий же русский человек мог не только рубить топором многоэтажные (до восьми этажей!) здания, вроде царского дворца Алексея Михайловича, но и украсить его деревянными же кружевами. Рубили топором и посуду, и игрушки.
Некоторые школы русской деревянной игрушки, вроде богородской, стали знамениты, некоторые ещё ждут своих исследователей. Например, мазыкская игрушка.
Мазыки или масыги — это те самые коробейники, они же ходебщики или офени, про которых поётся в знаменитой песне: эх, полным-полна моя коробущка! Офени — мазыки жили на землях теперешних Савинского, Южского, Ковровского и Суздальского районов бывшей Владимирской губернии. Теперь Савино и Южа принадлежат Ивановской области Именно там и сохранялась деревянная резьба до последнего времени. Под Савином существовала даже фабрика деревянной игрушки. И до сих пор дома там изукрашены резными наличниками и подзорами удивительной красоты. Но всё уходит. Уходят и мастера. Пока ещё остались мужики, которые делают замечательную топорную игрушку! Посмотрите на эту мышку-принцессу, на маму с сыночком и папу с дочкой. Какое тепло и простая человеческая радость бытия исходит от этих незатейливых фигурок. Так хочется самому взять в руки небольшой ухватистый топорик и сделать что-нибудь для своих деток.
А рядом жарким солнечным узором раскинулось необыкновенное нитяное кружево, не пенно-белое, как вологодское, и не золотное шитьё из Торжка. Это михайловское численное цветное кружево. Надо отметить, что Рязанская губерния отличилась в истории несколькими видами кружев: Скопинское, Рязанское и Михайловское. Техника численного Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Михайловские кружевницы используют порой до 60 (!) пар коклюшек. Основные цвета — красный, белый, чёрный. Иногда всплывает зелёная или жёлтая нить. Кроме разнообразия цветовой гаммы Михайловское кружево отличается ещё и самой техникой плетения. С первой половины XIX века, с самого мамонта зарождения кружевного промысла в рязанской земле, Михайловское кружево плелось исключительно численным приемом, т.е. изделия плелись исключительно без сколков, мастерица создавала кружево, держа в голове уникальную схему плетения и подсчитывая количество нитей. Из-за этой специфической особенности Михайловское кружево традиционно выполняется из несложных веерообразных мотивов фестонов, разнообразных решеток и округлых розеток. Но эти, казалось бы, простые узоры, выполненные в тончайшем многоцветье безукоризненно гармоничных переплетений множества нитей, производят неизгладимое впечатление!
Редкая и прекрасная петровская (или, как её называют иногда «сусанинская» игрушка - почти погибший промысел. Главные её особенности: изысканный, утонченный силуэт, точность и гармоничность пропорций, однотонная зеленоватая или коричневая полива (глазурь - свинцовый сурик), декор гравировкой. Петровские мастера смешивали два сорта глины - коричневую и красную. Для игрушек глину берут в определенном месте за Святым озером - там самая лучшая. Декоративные орнаменты: "елочки", вертикальные вмятинки, точки. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием (тиснением) археологи называют "ямочным", он существует тысячелетия и в петровской игрушке сохранился до наших дней. На груди у коней и птиц находим также солярные знаки.
Сюжеты: конь, петух, олень, лось, баран, гусь, козел, медведь, собака, мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи. Изображения людей особенно архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками, как в орнаментах северной вышивки. Лепной декор и гравированный орнамент дают представление и о местном костюме - высокий кокошник, ожерелье, тонкий пояс, коса, собранная в пучок. Игрушки на трех или четырех опорах. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Возрождением этого почти утерянного промысла занимается в деревне Петровское Костромской области студия керамики «Весна», которая и привезла на «Ладью» образцы сусанинской игрушки.
Областной центр Романовской игрушки был создан в селе Троицкое Липецкой области в январе 2012 года. Но задолго до этого местные энтузиасты заставили уважать себя за свой кропотливый и неустанный труд по возрождению старинного промысла. Традиции романовского промысла имеют глубокие корни. В XVII веке И.Н. Романов, дядя царя Романова, построил на берегу реки Воронеж город-крепость. Богатство края разными глинами способствовало развитию гончарного промысла и игрушечного. Именно город Романов дал название этому уникальному промыслу. Одно из самых ранних официальных упоминаний об игрушечном промысле в Тамбовской губернии, а именно туда входила нынешняя Липецкая область, относится к 1858 году. «Тамбовские губернские ведомости» на своих страницах рассказывали о характерных для промысла игрушках. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек того времени составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре. Игрушка покрывалась жёлтой, зелёной, коричневой поливой (глазурью) или красились краской. Наибольшего расцвета романовский промысел достигает во второй половине XIX века. В 30-х годах XX века промысел постепенно угасал. Перестали делать большие куклы, которые раньше готовили к Егорьевской ярмарке в Липецке. Делали лишь свистульки. Со временем и они исчезли. И вот сейчас романовский промысел вновь возрождается. Но кроме чудных игрушек-свистулек, край этот имеет и самобытные традиции вышивки «тамбурным швом по тюле» с атласными вставками «червончиками». Романовские мастерицы крючком выполняют сказочные узоры: растительные мотивы, деревья, чаще представленные в два цвета — чёрный и красный. Они являются основой старинного свадебного романовского костюма. А сейчас текстильные куклы в таких нарядак прямо-таки завораживают своей яркостью и самобытностью.