Все ли мы вышли из «Шинели» Гоголя? Или открытое письмо учителю литературы
Сегодня некоторые уверены, что они вышли из парчовых с золотным шитьём кафтанов Зайцева и Юдашкина. Другие - из типа «брендовых» изделий с китайского вещевого рынка «Садовод». Кто-то гордо заявляет, что одевается в дорогих бутиках на Пикадилли или Тверской (см. рынок «Садовод»). Быть «лузером» в шинельке с котовым воротником позорно и вообще даже не рассматривается современными молодыми людьми.
А моей дочери задали написать сочинение по «Шинели» Гоголя со стандартной темой про «маленького человека». Сначала она бодро начирикала что-то про убогость «жизненной позиции» и мелочность мечтаний. Короче говоря, «джентльменский набор» штампов, вполне уместный в советской школе в то время, когда каждый первый ребёнок в детском саду хотел стать космонавтом и пожарником, когда строились грандиозные ГЭС, железнодорожные магистрали, целинные колхозы, запускались спутники и луноходы, а наша команда по хоккею побеждала всех на любых соревнованиях.
Мы с дочерью стали разговаривать. Вспомнили и то, как она плакала, когда смотрела фильм «Судьба человека», и там её больше всего потрясло то, что немцы походя, мимоходом, убивали русских военнопленных, без всякой причины и повода. Дочь тогда всё не могла понять: ведь это же люди, у них семьи, друзья, как можно вот просто так их, безоружных, не в бою, убивать. Зачем? Для немцев это были просто маленькие, ничтожные, безликие существа. Вот они и постреливали по ним по дороге в сортир. Так же походя сейчас стреляют по обычным безоружным людям бендеровские сволочи в Киеве: они для снайперов — маленькие безликие фигурки в прорези прицела на фоне каштанов и акаций. И московский школьник хладнокровно всадил две пули в обычного учителя географии — чего там, одним маленьким незначительным человеком станет меньше, никто и не заметит. Да, учитель был небогатым, не участвовал в реалити-шоу, не колесил по миру с псевдо-географическими новорусскими ТВ-проектами. Был простым учителем в обычной школе. У него были любящие родители и любимая женщина. Друзья, которые его ценили, и ученики, которые его уважали. Он был маленьким человеком. И по нынешним временам, горьким для нашего отечества, это очень достойно! Более достойно, чем быть президентом, обворовывающим свою страну. Чиновником, уничтожающим своими указами отечественную культуру и образование. Врачом, рекламирующим вредное лекарство и отказывающим в помощи умирающему ребёнку только потому, что у того нет денег на операцию. Знаменитым спортсменом, предающим Родину за легионерские гонорары НХЛ. В наше время быть маленьким, но честным, с любовью выполняющим свою работу человеком, это очень достойно и престижно. Об этом мы и поговорили с дочерью. Она задумалась и ушла перечитывать Гоголя. Перечитала. Пришла зачитать мне самые понравившиеся ей фрагменты и со слезами на глазах сказала, какой чудесный Акакий Акакиевич, как он любит свои буковки, как это мило и нежно. Пусть хотя бы так. Мелковато, но лучше, чем ничего. Потом она переписала сочинение.
«У меня вызывает восхищение то, что Акакий Акакиевич так страстно увлекается таким, казалось бы незначительным делом, как переписывание текстов. Его коллеги по работе, юноши, временно подрабатывающие в канцелярии, издеваются над ним. Они не понимают, что он видит особую прелесть в написании некоторых особо им любимых букв. Он даже отказывается от предложенной более высокой должности, говоря, что он лучше бы переписал что-нибудь».
Да, это не «в тренде». Представляете «менеджер» магазина отказывается от повышения до должности «эксклюзивного дистрибьютера». Это просто невозможно! Карьерный рост, добавка к зарплате, похвастаться этим на корпоративной тусовке — это самое главное в современной жизни. Неважно, что и кому ты «менеджеришь» и «дистрибьютишь». Главное — см. выше (карьера, деньги, корпоратив). Мантра современного молодого «россиянина».
«Многие говорят, что Акакий Акакиевич «маленький человек» с маленькой душой, но я так не считаю. Мне кажется, что его душа была очень даже велика, просто она уживалась в крохотном мирке этого человека, в маленьком космосе».
А вот учительница литературы, прочитав сочинение дочери, поставила «4» за содержание, перед всем классом заявив, что никакого внутреннего мира, космоса, у ничтожного чиновника нет и быть не может. Всё это пафос и возрастной идеализм. Весь класс в едином порыве написал о ничтожестве Акакия Акакиевича — и ты, Иудушка, иди по волнорезу и не выпендривайся (помните, старый анекдот про Иисуса, шагающего по воде и его учеников, идущих за ним след в след).
«Таким образом, я хочу сказать, что Гоголь в своей повести раскрывал тему «маленького человека» с большой душой, которого стоит уважать и которому надо сочувствовать, потому что этот человек мал только по своему социальному статусу, по которому оценивают людей только глупые, надменные и жестокие. Я же, помимо сострадания и уважения, испытываю ещё и восхищение Акакием Акакиевичем за его добрую и наивную душу, за непоколебимую веру в значимость своего дела».
Я счастлива, что моя дочь оказалась в этом вопросе в компании замечательных людей. Рядом с ней известный исследователь творчества Гоголя Б.М. Эйхенбаум. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть — это подготовлено всей повестью, тут — вся ее суть, все ее целое. «Душевный мир Акакия Акакиевича ... не ничтожный ..., а фантастически замкнутый, свой... В этом мире — свои законы, свои пропорции.» (Б. М. Эйхенбаум "Как сделана «Шинель» Гоголя" - 1919 г.)
Здесь же Белинский, Чернышевский, Герцен, которые высоко оценивали творчество Гоголя - «... мы в Гоголе видим более важное значение для русского общества, чем в Пушкине: ибо Гоголь более поэт социальный, следовательно, более поэт в духе времени, он также менее теряется в разнообразии создаваемых им объектов и более даёт чувствовать присутствие своего субъективного духа, который должен быть солнцем, освещающим создания поэта нашего времени» (В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II Статьи и рецензии. 1841-1845 ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948 ).
Гениальный советский мультипликатор Юрий Норштейн вот уже 20 лет пытается разобраться в космосе внутреннего мира Акакия Акакиевича. И ему не скушно возиться с этим «маленьким человеком». Сейчас он рисует сцену бала букв. Тех самых, особо любимых Акакием Акакиевичем. Они будут приходить к нему в виде роскошных дам с веерами, «дыша духами и туманами», прямо в его холодную и грязную каморку, улыбаться и разговаривать с ним на равных. Чудесно.
Уважаемая учительница литературы. Меня совершенно не волнуют оценки, которые вы ставите. Меня волнует то, чему вы учите. Меня волнует абсолютная несинхроничность учителей литературы в нашей стране. Как можно не видеть и не понимать того, что нас с вами окружает? Неужели вы думаете, что всё, происходящее вокруг нас сегодня, вас не касается? Неужели вы надеетесь, что мы все куда-то денемся из этой страны? В течение 50-60-ти послереволюционных лет в России ещё можно было говорить о ничтожности мелкого канцеляриста царского чиновничьего аппарата: вокруг возводились заводы-гиганты, строились дороги и колхозы, выигрывались грандиозные войны, запускались в космос ракеты. Вы видите что-нибудь из этого арсенала грандиозной государственности сейчас? Я — не вижу. И мне стыдно и страшно. Страшно быть настолько социально незащищённой, насколько незащищены сейчас мы с вами. А ожидают нас ещё более горькие моменты. На сайте министерства образования и науки летом 2013 г. была размещена федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" и объявлен конкурс на финансирование различных образовательных проектов в рамках этой программы.
И вот в начале февраля 2014 г. на сайте министерства появилось "Уведомление об отказе от проведения конкурсного отбора организаций на предоставление субсидий из федерального бюджета в рамках реализации ФЦП". Что означает, что государство не будет финансировать никаких образовательных программ. Действительно, зачем этим маленьким ничтожным людишкам образование какое-то. Что они с ним делать-то будут, убогие? Вы думаете об этом? Вы говорите своим ученикам правду? Вы учите их милосердию и умению думать, анализировать? Вы хоть раз попросили их законспектировать статьи Белинского или Чернышевского? Нет. Вы говорите, что вам сверху программы спускают, где этого нет. Есть имена Солженицына и Набокова в списках рекомендуемой к изучению литературы, а Белинского, Николая Островского, Макаренко — нет. Вы лжёте. Последние несколько месяцев я занимаюсь анализом новых ФГОС, которые являются для вас руководством к действию. И там, среди гор словесного и смыслового хлама, есть то, что позволяет вам не плыть по течению помойной современной образовательной системы:
III. 16. Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 ).
То есть вы можете, но не хотите учить детей быть людьми, а не бессмысленным и безмозглым планктоном. Знаете, чем это кончится для вас лично?
Когда через пару десятков лет, вы, старая и дурно одетая пенсионерка с нищенской пенсией в кармане, будете идти по улице, а из ночного клуба выплеснутся ваши ученики с воплями «ок», «норм», и начнут кидаться в вас жвачкой и пустыми банками из-под пепси, дразня вас «лузер» за то, что вы не в джипе мимо проезжаете, за то, что у вас не норковое манто и не бриллиантовые серьги, вам будет не на кого пенять за это. Это вы не научили ваших учеников тому, что, как говорил великий русский критик В.Г. Белинский, задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Тому, что по словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя».
Герцен назвал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского):
«Все мы вышли из гоголевской «Шинели».