Maленька, рогатенька,
Головой не вертит,
На зубах хрустит...
Вот уже несколько лет я делаю на Рождество тонкие фигурные имбирные пряники, разрисованные белой глазурью. Делаю их по достаточно простому рецепту из Скандинавии. Но знаю, что в России есть богатые прянишные традиции: печатные пряники, знаменитые Тульские, северные козули. Вот о козулях я и хотела рассказать сегодня.
Совершенно случайно познакомилась с интереснейшей женщиной из Архангельска – она называет себя в ВК Козулей Поморской. Я выложила свои фото неумело раскрашенных рождественских пряничков, которыми очень горжусь, ибо никто из моих многочисленных знакомых и таких не делает. А она очень уважительно удивилась: это вы сами сделали? И выяснилось, что она специалист по архангельским козулям. Очень я захотела с ней лично познакомиться: интересный человек из горячо мною любимого северного города, да еще и ее знакомый поп когда-то играл в рок-группе «Аутодафе», с которой у меня связаны самые теплые воспоминания. Вокалист и создатель этой группы Дмитрий Леонтьев был барабанщиком легендарного «Облачного Края»! И первые (и единственные, насколько я знаю) концерты «Аутодафе» в Москве, в том числе на фестивале "Сырок" в 1988, делала я. Драйвовая была команда! Так много и разного сплелось в один сложный узор, связанный с Козулей Поморской – Натальей Матониной. И тут вдруг выяснилось, что она приезжает на несколько дней в Москву для участия в Рождественских чтениях. Здорово! Сразу предложила ей выпить кофе в столовой ГУМа. А потом возникла идея сделать наше недолгое общение более насыщенным и плодотворным: а почему бы не провести мастер-класс по росписи северных козуль в библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова? Тем более, что в этой библиотеке мы сейчас поддерживаем интересный высокотехнологичный прокт Боголюбовских вечеров с трансляцией их в сеть. Там так красиво! Мы с Натальей все обговорили в письмах (насыщенный эпистолярный роман, как в давние времена!) и вот 26 января в Зале редкой книги библиотеки мы встретились в красивом зале с красивой идеей в окружении красивых людей делать красивые штуки! Наталья оказалась прекрасным лектором: были и презентации, и видео, и яркое слайд-шоу, много информации и удивительных фактов. Перескажу вам, что запомнила.
Архангельск – давний российский порт. И Немецкая слобода там там была одной из самых старейших и бурно живущей. Там архангелогородцы и увидели еще в начале XIX века первые расписные пряники. Просто они были по-немецки скушные и однотипные – попообразные сердечки с виньетками белой глазурью. Наши же русские рукодельницы не могли оставаться на таком примитивном уровне. И вот в городе появились свои изделия из специфического, темного от патоки, пряничного теста, ароматного от заморских пряностей, которых в портовом городе было завались. И каждая хозяйка стала перед соседкой гордиться своими творениями: а я вот так могу! а я вот этак! а я еще вот так-сяк! И пошло – поехало. Называться ароматные прянички стали тоже по-своему – КОЗУЛИ. Почему козули? Отчего? Неизвестно. Просто козули и все.
И бывают они трех видов. И внешне и по рецепту теста различные.
- Лепные козули. Они напоминают архаичную лепную глиняную игрушку. Даже тесто для них напоминает глину. Делаются они из грубой ржаной муки, соли и воды и лепят фигурки руками, как и игрушки. Это обычно коняшки, коровы, козы, олени, разные архаичные образы русской мифологии. Наталья показала фотографию здоровенного лепного оленя, украшенного белыми крылышками из белого пшеничного теста. Пеклись такие пряники в русской печи. Она привезла лепной колокольчик – совсем как настоящий! Даже с маленьким язычком на веревочке, который при потряхивании издавал шебуршащий звук. Дивное творение!
- Витые козули – «тетерки». Это такие кружева из теста. Их делали в Каргопольской земле на праздник весеннего равноденствия. Смотрятся они потрясающе: кружева из ржаного теста! Вживую я этих пряников (их еще называют «витухи», «кокурки») не видела, только на фотографиях. Не представляю, как эту красоту можно есть. Но обязательно попробую сделать их как-нибудь, когда вокруг особо нудно и тоскливо будет. Тем более, что тесто для них тоже должно быть очень простым: ржаная мука, вода, соль, иногда конопляное семя добавляется.
- И, наконец, фигурные силуэтные пряничные козули – это как раз те, что мы расписывали с Натальей на мастер-классе. Тесто для них делается, по моему мнению, сложновато. Но я выкладываю видео Натальи именно с тем, как его делать. Эти пряники пахнут так, что в самом начале мастер-класса я опасалась, что мы все съедим их неразрисованными! Среди роскошных фолиантов на полках красного дерева витали ароматы имбиря, мускатного ореха, корицы – казалось, что мы вернулись на века назад, в Россию книг и ароматов заморских стран. Возникло странное ощущение нездешности, нереальности. Еще по ходу нашей переписки с Натальей, у нас возникла идея сыграть фрагмент Рождественского вертепа рождественскими пряниками. Я играю вертепные представления уже много лет, видела множество вариантов вертепных действ на фестивалях и празднествах. Но никогда не видела и не слышала о пряничных куклах, участвующих в таких вертепах. Было безумно интересно посмотреть, что и как у нас получится. Наталья привезла пряничные заготовки для росписи именно в этом ключе: пастухи, волхвы, барашки, снежинки, ангелы и одна Рождественская звезда. И после того, как все присутствующие разрисовали козули из фунтиков с разноцветной глазурью в меру своих способностей и таланта, они же и стали участниками вертепного действа. К аромату заморских специй и благородной патине старинной мебели и книг добавилось таинственное мерцание свечей. И все вообще уплыло куда-то в далекое нереальное прошлое! Зазвучали старинные русские песни, слова волхвов и пастухов, «сканые» и «завитые» в единый сюжет о рождении Дитя, сопровождались покачиванием пряничных снежинок и ангелов в руках парящих среди бликов и корично-имбирных запахов людей, прислоненные к свечкам пряничные овечки нагревались и усиливали ароматы. Шуршал пряничный колоколец, перезванивал валдайский колокольчик. Шелестели одежды пряничных волхвов и пастухов. Красота и вечность соприкоснулись. Как прекрасно, что мы были рядом в эти мгновения. Именно ради таких мгновений и стоит жить.