Ангел в ожидании снега
На улице грязь московской поздней осени. Растаял первый снег и неряшливые клочья пожухлой травы выглядывают из-под раскисших снежных кучек печально и обреченно. Это не весенняя оттепель, даже своей грязностью вызывающая приступы веселого ожидания цветения черемухи и пения соловьев. Это ноябрьская муть, раздражающая тем, что мы никак не можем дождаться чистого снега на газоне и инея на деревьях.
И вот сквозь это серое уныние меня привели в махонький уголок чистого и свежего пространства, населенного светлолицыми ангелами и голубоглазыми девочками. Здесь даже тетушки и слоники выглядят дружелюбно и по доброму. Это выставка кукол из папье-маше Галины Чаяновой, которая уже завершает свою работу в выставочном зале Измайлово. Когда я увидела несколько фотографий ее кукол, я сразу подумала о том, что хорошо бы поговорить и с автором этих дивных созданий. Галина Николаевна Чаянова работает в жанре скульптурной куклы, является автором книг по декаративно-прикладному искусству, является почетным членом Ассоциации гильдии французских художников. Является победителем, лауреатом и дипломантом многочисленных конкурсов. Галина принимает участие в выставочных проектах в России и за рубежом, благотворительных мероприятиях, ярмарках, телевизионных и радиопередачах. Работы художницы находятся в музейных и частных собраниях всего мира.
Вы обратили внимание, как в последние годы вспыхнул интерес к куклам и кукольному делу? С чего бы это? В ЦДХ на Крымском валу регулярно выставляются роскошные фарфоровые куклы, на Тишинке проходят постоянные выставки мишек Тедди. И даже в центральном Манеже в прошлом году я была на огромной международной выставке кукол. Но, как правило, когда говорят о мастерах кукол, то показывают именно изящные фарфоровые произведения кукольного искусства в обрамлении дорогих тканей и аксессуаров. Мне кажется, что наши люди пытаются уйти в мир красивых и неизменных в своей неподвижности человекоподобных существ, изящных и безмятежных. И спрятаться там от нестабильности и тотальной нищеты здесь и сейчас. Я тоже хочу этого. В моем доме в последние годы появилось много самодельных тряпичных кукол, кошек, мишек, ангелочков… Мне забавно наблюдать над собственными ощущениями и смеяться над собой – такая крутая и брутальная… и в окружении игрушек. Даже в детстве у меня не было такого. Но я всегда отличалась синхроничностью мировосприятия, поэтому то, что я наблюдаю сейчас у себя, является определенным симптомом социально-психологического состояния общества в целом: на пижамах для взрослых популярны принты детей-ангелочков Гапчинской, появились целые полки в книжных магазинах с книжками и другой полиграфией аналогичного содержания, бесконечные выставки кукол везде, модные селфи с губами кукольносердечковыми, увлечение аниме и пр. Но в ряду такой лакированной и сладкой кукольности встречаются и другие веяния. Например, народная кукла. Или то, что я увидела у Галины Чаяновой в экспозиции “Ты узнаешь ее из тысячи”. Вглядитесь в эти чуть угловатые фигуры подростково-нескладных ангелов, мосластых девчонок, задиристых тетушек и нежно-беспомощных мальчишек. Их голубые глаза доверчиво смотрят на вас. Их узкие плечи готовы поддержать вас в ваших жизненных трудностях и передрягах. Недаром когда я спросила Галину об утилитарном использовании ее работ, она рассказала множество эпизодов, когда ее ангелы просто помогали людям выжить! И, прикасаясь к протянутым ко мне ладошкам ее существ, я верю ей.