Михаил Одесский
Опубликовано: "ЛО", № 3, 1995. (с) М.Одесский. Все права защищены.
Миф о вампире и русская социал-демократия
(литературная и научная деятельность A.А.Богданова)
I
На первый взгляд, трудно отыскать темы более далекие друг от друга.
Идея вампиризма - порождение мифологического сознания, марксизм - рационально-материалистического.
И все же темы эти взаимосвязаны: русские марксисты в поисках решения конкретны
х политических задач обращались к архаическому опыту, традиционно изучавшемуся
маргиналами-оккультистами. На исходе XIX столетия самым популярным "эзотерическим
героем" стал Дракула, позже превратившийся в своего рода символ XX
века, и осмысление его деяний в фольклоре и литературе существенно повлияло
на развитие русской социал-демократической доктрины. I Румынский господарь
Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба
Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость
своего государства от Венгрии/1/.
Дед Дракулы - воевода Мирча Старый (1386-1418) - благодаря своей государственной
мудрости и военным удачам заслужил славу румынского Шарлеманя, хотя в итоге
признал себя вассалом Османской Турции. Но тут уж у него просто не было
выхода. В XV веке православная Валахия ока залась яблоком раздора для двух
супердержав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло тогда все
католичество, предпринявшее очередное наступление на православие, Порта
же, борясь за лидерство в исламском мире, претендовала и на лидерство глобальное.
Сохранить независимость, воюя на два фронта, не представлялось возможным,
однако уступка Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в религиозной
политике отличалась большей терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло,
на его, конечно, взгляд. Борьба двух супердержав реализовывалась в смене
хозяев валашского трона. Как правило, принц из династии Басараба, претендовавший
на трон, уже занятый ставленником одной из держав, получал поддержку (финансовую,
военную и т.п.) от ее соперницы. После чего претендент, опираясь на группу
недовольных бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала, становился
господарем.
Отец Влада III - Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув
двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга.
Но позже, уступая турецкому давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные
обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана
двух сыновей - Влада и Раду. Венгрия, конечно, тоже усилила давл ение,
и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы.
Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского королевства
легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял новый венгерский
ставленник. В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку
захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены
турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III. Но - ненадолго:
венгерский протеже, соб равшись с силами, вернул престол. Он, однако, проявил
излишнюю самостоятельность, и в 1456 году Влад III - теперь уже при поддержке
Яноша Хуньяди - вновь вступил во владение отцовским наследством. На этот
раз Влад III правил, сохраняя верность ро ду Хуньяди, и даже помог утвердиться
на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу. Провенгерская политика пришлась
не по нраву Турции, что и обусловило войну, начавшуюся в 1461 году. Влад
III сам вторгся на территорию противника, и разгневанный султан Мехмед
Завоеватель лично повел войска против взбунтовавшегося васса ла. Влад III
рассчитывал на помощь двоюродного брата молдавского господаря Стефана Великого
и короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник не только
не пришел на помощь, но еще и попытался захватить валашскую пограничную
крепость Килию, а Матьяш Венгерский не счел нужным ввязываться в войну,
хоть и получил от папы Римского деньги на новый крестовый поход против
турок. Оставшись без союзников, Влад III, тем не менее, продолжал войну,
причем даже турки удивлялись его храбрости, жестокости и таланту полководца.
Но силы были не равны: валашский господарь потерпел поражение и бежал во
владения венгерского короля, бросив разгромленную армию. Новым господарем
в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а Влада III Матьяш
Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему союзнику сговор с турками.
Историки спорят о том, насколько обоснованно был о обвинение/2/,
но, в любом случае, Матьяш сумел оставить у себя папские деньги, избежав
под благовидным предлогом нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме
Влад III оставался более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество.
Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью Хуньяди,
в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III удалось захватить столицу,
но вскоре он погиб в бою, причем обстоятельства его смерти до сих пор толком
не выяснены. "Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни.
Главным образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности,
которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической.
Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил
им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал
животы, сажал на кол и т.д. и т.п.
В сажании на кол Дракула особенно преуспел. В зависимости от социального
статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них
составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада
пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад
и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит.
Вот почему в историю Румынии Влад III вошел под прозвищем "Цепеш"
(букв. "Насаживатель-на-кол"). Даже в венгерской тюрьме Влад
III, согласно древнерусскому "С казанию о Дракуле воеводе", оставался
верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал,
сажал на кол и обезглавливал/3/. Неистовость Влада III
(в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый",
"изверг", "лютый"), похоже, изрядно надоела не только
врагам, но и подданным - они и убили Цепеша. Согласно версии XV века, Влада
III в бою приняли за турк а и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив
ошибку, весьма сожалели/4/.
Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых
нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем
"скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю,
послали ее султану? Кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы
обычно воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной
в "цивилизованной" державе. Например, когда Джон Типтофт, граф
Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффекти вных "дракулических"
методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать
на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки
- как гласил приговор - "противные законам данной страны"/5/.
Историки различным образом оценивали роль Влада III. Одни видели в нем
национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца
с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным
тираном, ничем не отлича ющимся от других государей-"макиавеллистов"
Позднего Ренессанса, называли его правителем-"террористом", предтечей
Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску)/6/.
Однако, по общему мнению, репутацию вампира-чернокнижника Дракула
приобрел лишь в конц е XIX века - благодаря воображению и таланту Брема
Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897).
Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве
и вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание специфику
этих источников, то выясняется, что фантазии английского романиста были
отнюдь не беспочвенными. В XV веке, как, впрочем, и ранее, в Валахии не
велись хроники - ни официальные (княжеские), ни монастырские. Сохранились
лишь десятки писем самого Дракулы (на латыни и церковнославянском языке),
да поздние записи фольклорных преданий о жестоком , ироничном, коварном,
но мудром и отважном Цепеше. Что касается иностранных источников, то здесь
наиболее значительны немецкие, венгерские, поздневизантийские и русские.
Среди немецких следует выделить десятки печатных памфлетов XV века,
повествующих о "садистических" деяниях господаря-изверга, а т
акже аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма. Точка
зрения венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором
латинской хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем
отличалась от немецких текстов - о православном государе, сжигавшем католические
монастыри/7/, писали католики. С большей симпатией относятся
к Дракуле византийские историки XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и
они, главным образом, пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На
Руси же было популярно "Сказание о Дракуле воеводе", где основным
преступлением Влада III объявлялась измена православию.
Все истории о Дракуле напоминают анекдоты. Вот Дракула, встретив крестьянина
в ветхой рубахе и узнав, что жена у него ленива, приказывает отрубить ей
руки и посадить на кол: лентяйке руки не нужны - она и так безрукая, а
потому и жить ей
незачем/8/. Или, например, Влад, взойдя на престол, спросил
у бояр, сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой боярин
перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век господарский короток
из-за постыдных боярских интриг, а коль так, т о и бояре не должны жить
дольше, чем их повелители - справедливость господарь восстановил на свой
лад, повелев казнить собравшихся/9/. "Анекдотичность"
сближает письменные источники с народными преданиями о Цепеше, что неудивительно.
Нерумынские авторы, как правило, тоже основывались на рассказах очевидцев
(или выдававших себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших фолькло рное
бытование, ведь тогда повести о "чужой земле" и воспринимались
как легенды. Следовательно, весь корпус "дракулических" текстов
- по сути фольклорен, а у фольклора свои законы. Авторитетный исследователь
С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, ч то фольклор "очень редко сохраняет
точность фактических деталей, но у него есть другое преимущество: эпос
может хранить веками без радикальных изменений ту обобщенную оценку сущности
события, какая отложилась в сознании широкой общественной среды"/10/
. Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом
аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени,
точнее прозвища Влада III Дракула. Федор Курицын, предполагаемый автор
"Сказания о Дракуле воеводе", характеризуя Влада III, прямо говорит,
что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ,
яко же по имени его, тако и житие его"/11/. Тут
русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски
"дьявол" - это "дракул", а "Дракула" - "сын
дьявола". Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако
историки традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем/12/.
Отец Дракулы, еще не заняв престол, вступил при дворе Сигизмунда Люксембурга
в элитарный Орден Дракона, основанный венгерским королем ("по совместительству"
- главой Священной Римской исмперии) для борьбы с неверными, глав ным образом
- турками. Орден этот, его элитарный характер и герб описаны Э.Виндеке,
современником и биографом Сигизмунда Люксембурга/13/.
Став господарем, Влад II по-прежнему относился к рыцарским обязанностям
настолько серьезно, что повелел изобразить дракона - элемент орденской
символики - даже на монетах, хотя изображение на монетах считалось сакральным,
почему, кстати, фальшивомонетчиков и карали так жестоко. Соответственно,
неуемный рыцарь и заработал мрачноватое прозвище: "Дракул" о
значает по-румынски не только "дьявол", но и "дракон".
И все-таки, излагая "эмблематическую" версию, даже её сторонники
Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются: возможно, современники понимали
прозвище господарей буквально. Смысл орденской символики государь не разъяснял
всем и каждому, зато из ображение дракона вызывало у многих вполне определенные
ассоциации. Опять же, Орден Дракона в качестве орудия борьбы с неверными
выглядит довольно странно, а если учесть, что создавался он в эпоху небывалого
распространения всякого рода ересей и че рнокнижничества, то возникает
закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари дракону-дьяволу? Известно
ведь, что прадед Сигизмунда Люксембурга - император Генрих VII - был почитаем
тамплиерами, а после разгрома храмовников - в тайных организациях, пол
агавших себя наследниками тамплиеров, сам же Сигизмунд, хоть и слыл ревностным
защитником чистоты католичества, возвращал к жизни с помощью мага свою
фаворитку графиню Барбару фон Чилли/14/.
Прямых свидетельств того, что Влад II считался колдуном, нет, однако,
если прозвище "Дьявол", немыслимое для христианского государя,
все же закрепилось (вне зависимости от причин его появления), значит, в
народном сознании сложилось соответству ющее представление. То же самое
можно сказать и о Владе III. Чем бы ни было обусловлено прозвище господаря,
оно сохранилось в фольклоре, т.е. информация, в нем заложенная, оставалась
актуальной. Имя "Дракула" можно понимать и как "сын человека
по прозвищу Дьявол" (Халкокондил именует "Дракулой" и Цепеша,
и Раду Красивого - другого сына Влада II/15/), и как
"приверженец Дьявола, следующий путями тьмы". Такого рода указания
вовсе не обязательно относятся к области морали, чаще всего имеется в виду
связь с не чистой силой. Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о
романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым/16/.
Примечательно и то, что многие "дракулические" предания
повествуют о кладах, спрятанных валашским господарем, который непременно
убивал ни в чем не повинных свидетелей, а подобные эпизоды характерны для
легенд о колдунах и разбойниках. Клад не эквивалент банка, а ценность золотых
монет и украшений опредляется не только их реальной стоимостью. Это, как
указывает В.Я.Пропп, "утратившие свою магическую функцию предметы
из потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие"/17/.
В русском "Сказ ании о Дракуле воеводе" все прямо названо своими
именами: жестокий властитель приказал мастерам изготовить специальные бочки,
сложить туда золото и опустить на дно реки, после чего Дракула "мастеровъ
тех посеща повеле, да никто ж увесть съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты
ему диаволъ"/18/. Автор как бы расшифровывает миф,
подчеркивая, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует
словно колдун, по определению с дьяволом связанный. В контексте "колдовства"
Дракулы стоит вспомнить об уже упоминавшемся нападении молдавского господаря
Стефана Великого на крепость своего кузена Влада III. При осаде Стефан
был ранен стрелой, тяжело заболел и отступил. Рана не заживала сорок лет,
а врачи, выписанные из Италии и Германии, по таинственным причинам ко двору
господаря добраться не могли, и в результате причиной смерти Стефана стала
именно валашская стрела. История, по меткому замечанию исследователей,
"дракулескная"/19/, т .е. анекдотически-загадочная,
колдовская. Прямых свидетельств вампиризма Дракулы тоже нет, но зато есть
немало косвенных. Так, в ирои-комической поэме Й.Будай-Деляну "Цыганиада"
(опубликованной после смерти автора в 1875-1876 гг.) Дракула, возглавив
армию цыган, борется с турками , злокозненными боярами и - вампирами/20/.
Известно, что Будай-Деляну использовал в поэме фольклорные сюжеты,
потому указания на связь Дракулы с цыганами и вампирами особенно важны.
Цыгане издревле считались народом мистическим, народом гадалок и кол дунов,
а в том, что будай-деляновский Дракула не вампир, но противник вампиров,
ничего удивительного нет: обычный для мифологического сознания сюжет-"перевертыш"
- герой сражается с собственной ипостасью. Соответствующие намеки нетрудно
найти и в описании гибели Дракулы. Разумеется, есть основания предполагать,
что воины Влада III обратили копья против господаря по сообржениям страха
и мести или ради турецкой награды, а голову отрубили, дабы по слать султану
и тем самым выслужиться или наглядно подтвердить выполнение "заказа"
- голова Цепеша была выставлена в Стамбуле на всеобщее обозрение. Но при
всем том воины Дракулы действовали именно так, как обычай предписывал поступать
с вампирами : тело кровопийцы надлежало пробить острым оружием/21/,
а голову - непременно отделить от туловища. С этой точки зрения хварактерна
также история могилы Дракулы/22/. Влад III был похоронен
недалеко от места гибели - в православном Снаговом монастыре, которому
его род покровительствовал. Кстати, согласно местному преданию, на территории
м онастыря располагалась пыточная тюрьма Цепеша. В 1930-е гг. археологи
провели официальное вскрытие могилы, но нашли там только следы осквернения
- мусор и ослиные кости. Зато неподалеку обнаружилась идентичная по размерам
безымянная могила, гд е лежали скелет без черепа и остатки одеяния, подобающего
валашскому господарю. Интересно, что первый раз Дракулу похоронили напротив
алтаря, а второй - под каменными плитами пола, похоже, с той целью, чтобы
входящие попирали прах Цепеша. По мне нию исследователей, осквернили могилу
и "перезахоронили" Дракулу монахи Снагова монастыря, причем сделали
это на рубеже XVIII-XIX веков - как раз тогда, когда Й.Будай-Деляну и писал
"Цыганиаду". Не исключено, что, почитая Цепеша - национального
ге роя, соотечественники не забывали о другом его лике - Дракуле, кровопийце
и чернокнижнике. Впрочем, если б не было мифологически-фольклорных указаний
на вампиризм Цепеша, все равно было бы правомерно соотнести имя Дракулы
с легендами об упырях. У румын существует поверье: православный, отрекшийся
от своей веры (чаще всего принявший католичество), непременно становится
вампиром/23/, переход же в католичество Влада III, некогда
грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма впечатляющим
событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно, возникновение
этого верования обусловлено механизмом своеобразной "компенсации":
переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение
Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков
двойное причастие - привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен
был стремиться компенсировать "ущерб", а коль скоро измена вере
не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ "компенсации"
выбирается по дьявольской подсказке. Кстати, логика "компенсации"
провоцирует и ныне появление "хоррорных" сюжетов о вегетарианцах-убийцах,
палачах-активистах "Общества защиты животных" и т.п. В XV веке
тема вероотступничества особенно актуальна: это эпоха наиболее интенсивной
католической экспансии, что уже отмечалось выше. Именно тогда гуситы воевали
со всем католическим рыцарством, отстаивая "право Чаши" (т.е.
право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что
их и прозвали "чашниками". Борьбу с "чашниками" возглавил
император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал
"рыцарем Дракона", главным противником Ордена были не тур ки,
а мятежники-гуситы/24/.
Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать,
что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося
благодаря литературе "ужасов" и кинематографу и восходящего к
романтичской и неороманти ческой литературе, а также к преданиям XVII-XVIII
веков. В XV веке упыря считали не разносчиком вампирической "эпидемии"
(который, в свою очередь, был ранее заражен другим вампиром), но колдуном,
чернокнижником, обязательно заключившим союз с дья волом ради благ мирских/25/.
Такому колдуну-вампиру кровь нужна еще и для совершения магических обрядов/26/.
К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший
в историю изуверскими казнями и пытками, подозревался в колдовстве: предполагалось,
что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено,
что и "кровавые гекатомбы" Влада III воспринимались аналогично
- колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким,
сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная
параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Н.В.Гоголя
"Страшная месть" - вероотступник, причем именно перешедший в
католичество, и он хранит в земле несметные с окровища. Итак, в основе
стокеровской версии Дракулы-вампира - опора на реконструкцию мифа и реальные
исторические документы. Практически каждой черте, приписанной Дракуле,
можно найти то или иное обоснование, мотивировку. Вот, например, называет
Сток ер своего героя "берсерком", объясняя это - не вполне убедительно
с исторической точки зрения - родством Дракулы со скандинавскими витязями,
известными беззаветной отвагой.
Но, с другой стороны, здесь легко увидеть переосмысление эпитета "wutrich",
ко торый в немецких источниках используется как по отношению к Дракуле,
так и для характеристики "лютой" храбрости берсерков. Образы
же Дракулы-предводителя отряда цыган, Дракулы, ведающего тайны древних
кладов, Дракулы-упыря и чернокнижника - не прос то вымысел, но результат
синтеза интуиции ученого и фантазии литератора.
2. Напр., Р.Флореску и Р.Макнелли полагают письмо Дракулы венгерской подделкой (Op.cit. P.108), в то время как Ф.Бабингер - подлинным документом (Babinger F. Mehmed der Eroberer und seine Zeit. Munchen, 1953. S.223).
3. Цит. по изд.: Сказание о Дракуле воеводе// Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. М., 1982. С.564. См. монографическое исследование: Повесть о Дракуле/ Изд., подгот. текста Я.С.Лурье. М.; Л., 1964; а также из новейших работ: Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.
4. Вeheim M. Von ainem wutrich Trakle waida von der Walachei//Beheim M.Die Gedichte. Berlin, 1968. V.1.
5. Florescu R., Mcnally R. Op.cit. P.4.
7. Beheim M. Op.cit., стихи 211-216.
8. Сказание о Дракуле воеводе... С.560.
9. Beheim M. Op.cit., стихи 459-476.
10. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982. С.36.
11. Сказание о Дракуле воеводе... С.554.
12. Florescu R., McNally R. Op.cit. P.9-10.
13. Windecke E. Leben Konig Sigmunds. Lpz., 1886. S.105 (гл.136).
14. Ambelain R. Le vampirism. P., 1977. P.29.
15. См. греческий текст в изд.: Laonic Chalcocondil. Expuneri istorice. Bucuresti, 1958 (516,13).
16. Florescu R., McNally R. In Search of Dracula: А True History of Dracula and Vampire Legends. L., 1979. P.102.
17. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С.297.
18. Сказание о Дракуле воеводе... С.562.
19. Florescu R., McNally R. Dracula... P.200.
20. Budai-Deleanu I. Tiganiada. Bucuresti, 1967 (V, 74-77).
21. Ambelain R. Op.cit. P.217-221.
22. Florescu R., McNally R. Dracula... P.125-127.
23. Florescu R., McNally R. In Search of Dracula... P.150.
24. Windecke E. Op.cit. S.96 (гл.111-112).
25. См. обзор исторических сведений о вампирах в изд.: Summers M. The Vampire: His Kith and Kin. N.Y., 1960; Ambelain R. Op.cit.
26. Ср. рассказ А.Калмета о священнике, который совершал все образцовые грехи - сожительствовал с "воображаемой женой", во время литургии не произносил нужных слов, "для какого-то безбожного употребления сосал кровь детей" (Калмет А. О явлениях духов. М., 1866. Т.2).