ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ОПК) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.
Начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире. Именно начальную школу в первую очередь затрагивают все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится и компетентностный подход и применение ИКТ.
Анализ знаний, востребованных современным обществом, подводит к пониманию необходимости компетентностного подхода в образовании. Типичная проблема школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Применение компетентностного подхода означает, что приоритет должен быть отдан знаниям, основанным на определенных практических навыках, т.е. «деятельностным» знаниям.По мнению некоторых авторов [1] такой подход в образовании появился в результате сложивших противоречий между программными требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности в образовании.
Формирование образовательных компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования,
И по сей день нет однозначных ответов на вопросы о степени влияния мультимедийных и компьютерных технологий на структуру урока, на компетентность учителя.
Ключевой проблемой остается модернизация не содержания предмета, а расширение использования современных образовательных технологий при его изучении, поскольку качество образования невозможно обеспечить только путем увеличения объемов учебной информации, подлежащей освоению, или ее особого изменения и структурирования.
Ссылаясь на [1] компетенции – это знания, навыки и особые личностные качества человека (специалиста), важные для профессиональной деятельности. Компетенции формируются в течение всей жизни человека по мере накопления профессионального опыта и опыта социального взаимодействия. Поэтому следует отличать «взрослые» компетенции от компетенций, которые моделируют деятельность ученика. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности[2,3].
Формирование образовательных компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Такая ситуация возникла из-за рассогласованности между стандартами образования и требованиями информационного общества, между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.
В 2001 году была опубликована «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», где подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать так называемые ключевые компетенции учащихся, определяющие современное качество образования.
В данном исследовании были использованы рекомендации «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001г.), где подчеркивается, что ключевые компетенции должны закладываться у школьников уже на начальном этапе образования. Это требует разработки особой информационной среды обучения. В частности, одно из направлений разработок – компьютерные технологии обучения, которые в свою очередь требуют особого программного обеспечения. Программные продукты, используемые в процессе обучения, должны соответствовать целям «поискового образования». Они становятся инструментом как для обучаемого, так и для преподавателя. Важно, чтобы такой инструмент не ограничивал, не навязывал жестко заданную последовательность операций в процессе обучения. Обучаясь и обучая в такой активной среде, субъекты образовательного процесса сами наполняют ее специфическими объектами своей предметной области, изучают их свойства и создают на этой основе соответствующие информационные модели. На основе этих моделей происходит формирование и закрепление у обучающихся полезных для решения конкретных задач компетенций, которые и определяют степень владения содержанием, уровень достигнутого понимания, навыков социального взаимодействия.Актуальность проблемы построения модели формирования образовательных компетенций, характерных для детей младшего школьного возраста, заключается в том, что необходимо выявить оптимальное (с точки зрения формирования образовательных компетенций школьников) соотношение между профессиональными компетенциями учителя, возможностями компьютерных технологий и сложившейся структурой содержания предмета.
Структура компетенций
Чтобы реализовать на практике применение компетентностного подхода при изучении выбранной дисциплины, необходима разработка специальных частных методик обучения с использованием специализированных дидактических материалов, адекватных изучаемому предмету.
Рассмотрим иерархию ключевых компетенций.
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Очень важным вопросом является роль преподавателя в новой системе обучения. Совершенно ошибочным является мнение о том, что можно полностью заменить преподавателя компьютером. Цель информатизации не в «оттеснении» преподавателя на «обочину» учебного процесса путем передачи возможно большего числа его функций компьютерам, а в изменении характера взаимодействия преподавателей и студентов в сторону большей интеллектуальной насыщенности, в создании для студентов возможности перехода от чисто исполнительских пассивных задач к творческим, таким, как постановка и решение все более сложных проблем. Не просто учить предмету, а учиться самостоятельно работать под руководством преподавателя - главная задача современного образования.
Литература