В содержание

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

В литературе описаны особенности коммуникации в Интернете. В частности,  С.В. Бондаренко  выделяет следующие формы  коммуникативных взаимодействий в киберпространстве: безличную, межличностную, и гиперперсональную. «Безличная форма представлена взаимодействием пользователя с контентом, межличностная — коммуникационными взаимодействиями одних акторов с другими, а гиперперсональная форма отражает атмосферу, позволяющую делать выводы о степени искренности участвующих в коммуникативных практиках акторов». Помимо названного упомянутый автор различает (в зависимости от типа субъектов, с которым осуществляется коммуникация): общение реального субъекта с реальным партнером; общение реального субъекта с субъективированным объектом как иллюзорным партнером (взаимодействия с почтовыми роботами, компьютерные игры, веб-сайты и т.д.); общение воображаемых партнеров (взаимодействия компьютерных интеллектуальных агентов, взаимодействия с DNS-cepверами и т.д.).
Мы вполне согласны с С.В. Бондаренко по поводу выделения первых двух типов коммуникации, однако общение с компьютерными программами мы бы выделили как особый тип коммуникации, который мы предлагаем назвать коммуникацию виртуальной. 
Помимо типов коммуникации выделяются и ее формы. Среди всех имеющихся форм, несомненно, самой распространенной до сих пор является текстовая коммуникация.
Приведем обобщенную характеристику основных подходов, описывающих текстовую коммуникацию.
Текстовая коммуникация онлайн — не то же самое, что  традиционное письмо:  визуальная конструкция текстового сообщения (частота перерывов линии, размер параграфов, вставка указанного текста, и т.д.) показывает настроение человека. Даже очень простые высказывания, такие  как «привет», могут быть выражены многими различными, тонкими способами.
Использование эмотиконов, заглавных букв, и акронимов — целого нового жаргона и других звуковых и видеоопций — открывает почти неограниченный простор для творческой выразительности человека. В традиционных текстовых окружающих средах чата пользователи развили широкое разнообразие символов, фраз, чтобы объяснить их идеи и чувства их собеседникам. Некоторые люди воспринимают  текстовую коммуникацию как более предсказуемую и более безопасную,  чем отношения лицом к лицу. Люди, которые ограничены в навыках устного общения, могут предпочесть текстовые отношения.
Многие характеристики текстовой коммуникации прямо связаны с проявлениями трансфера. В текстовых отношениях каждый участвует в отношениях, одновременно наблюдая себя в них. Некоторые люди воспринимают собственное сообщение как часть себя или могут воспринимать  текст, сопровождающий  их отношения онлайн, как «часть» этих отношений.
Важным фактором текстовой коммуникации является возможность сохранения сообщения. Они отчасти обеспечивают непрерывность в отношениях.  Сохранение текстовых диалогов может помочь людям уменьшать ошибки в выборе, связанные с искаженным восприятие другого человека.
Особенностью текстовой коммуникации онлайн является парадоксальная смесь «позволения людям быть откровенными и близкими, одновременно удерживая их на расстоянии».
Для межличностной и виртуальной коммуникации можно выделить  определенные  факторы, детерминирующие коммуникативную ситуацию (восприятие Другого) в виртуальном мире. Учитывая, что под Другим может скрываться как другой человек, так и программа («робот», «бот» и т.п.) мы будем употреблять термин актор, как более точный.
1. Наличие сенсорных раздражителей от  Другого.
Как правило, чем более многомодальными являются сенсорные ощущения, которые мы получаем об акторе как участнике коммуникации, тем в большей степени, он  является «присутствующим» и реальным. Виртуальность в настоящее время плохо отражает эти измерения, хотя постепенно  нарастает сложность визуальных и слуховых образов. Однако и среды с низкой сенсорной насыщенностью типа текстовой коммуникации вполне способны вызывать  интенсивное ощущение присутствия других.
2. Взаимодействие с Другим.
Любая окружающая среда онлайн, которая позволяет человеку перемещать, изменять или осуществлять действия, усиливает ощущение  присутствия Другого. В сообществах мультимедиа, где члены используют аватары, способные перемещаться в различные позиции в виртуальном пространстве, имитируются физические движения тела. Чем больше способов, которыми виртуальная среда позволяет людям взаимодействовать как друг с другом, так и с иными акторами, тем более «существующими» они будут ощущаться друг для друга.
3. Степень дружественности отношений с Другим.
Странное, необычное поведение Другого нарушает коммуникацию, хотя и может привлечь некоторое внимание. Мы чувствуем себя более непринужденно с акторами, которых мы знаем. Напротив, когда мы сталкиваемся с акторами, поведение которых кажется странным, ошибочным или бессмысленным, мы затрачиваем более длительное время, формируя определенную структуру восприятия.
4. Анонимность взаимодействия.
Во время путешествий по  Интернету большинство людей, с которыми вы сталкиваетесь, не могут с легкостью сказать, кто вы. Хотя технически возможно определить ваш IP-адрес, но главным образом люди знают только то, что вы говорите им сами. Это в определенном смысле отделяет действия в виртуальном мире от реального мира, что, в свою очередь, создает иллюзию неуязвимости и безнаказанности. Фактически, многие уверены, что поведение их аватара «не их вообще».
5. Равенство.
В большинстве случаев, каждый в Интернете имеет равные возможности. Хотя социальный статус в базовой реальности в конечном счете может иметь некоторое воздействие на статус в киберпространстве, но согласно традиционной интернет-философии доминирует равенство в совместном использовании  идей и ресурсов.
6. Асинхронность.
В электронной почте и досках объявлений, коммуникация является асинхронной. Другие могут ответить вам через минуты, часы, дни или даже месяцы.
в поведении людей в тех или иных коммуникативных ситуациях в виртуальности.  В первую очередь, они отличаются в зависимости от своих индивидуально-психологических особенностей и от наличия специфических компетенций, способных обеспечить те или иные стороны своей презентации. Для С.В. Бондаренко эти специфические ком­петенции образуют информационную стратификацию в виртуальном сообществе. Участники группы обладают не только ролями, но и статусами. В зависимости от статуса, акторы получают разные возможности по доступу к контенту .
Но, в целом, можно сделать вывод, что, несмотря на существенную специфику, коммуникации в виртуальном мире как правило служат лишь продол­жением коммуникаций в базовой реальности. Об этом же свидетельствуют результаты крупного международного исследования, проведенного группой исследователей из  MTV, Nickelodeon  и  Microsoft и посвященного взаимовлиянию детей, молодежи и цифровых технологий.

Литература

Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. – Ростов-на Дону. – 2004. с. 177
Suler, John The Psychology of Cyberspace// http://www-usr.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber.html
Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. – Ростов- на дону. – 2004. с.61–62
MTV, Nickelodeon and Microsoft challenges assumption about relationship between kids and Digital. Press Release.01.08.07// http://advertising.microsoft.com/uk

В содержание