В содержание

ВОЗМОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕТСКОМ САДУ?

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», в программе «Столичное образование-5» также поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.
Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Стоит напомнить, что Концепция программированного обучения разрабатывалась еще в 60-е годы ХХ века. Сущность этого обучения заключалась в осуществлении усвоения программированного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, обучающая машина, программированный учебник).
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. И наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.
Сегодня дошкольные учреждения, особенно новостройки, оснащаются компьютерными классами, оборудуются интерактивными досками. Не исключением стал и наш детский сад №1266. Для работы с детьми мы приобрели две интерактивных доски – одна из которых стационарная, а другая – мобильная. И тут же возникли проблемы: как же с ними работать, где брать материал, как обеспечить процесс повышения компетентности специалистов ГОУ до уровня, позволяющего использовать и творчески разрабатывать высокотехнологичные мультимедийные продукты в образовательной работе с детьми и т.д? Для решения этих проблем мы обратились за помощью в лабораторию информационно-коммуникационных и социальных технологий в образовании Московского городского педагогического университета. Специалисты МГПУ: кандидат социологических наук Н.И. Комарова, мл. научный сотрудник И.А. Панасенко провели цикл семинаров и консультаций, что обеспечило ход инновационной деятельности педагогов по различным направлениям в реализации программы воспитания и обучения детей.
Свою работу мы начали с внедрения информационно-коммуникационных технологий для ознакомления дошкольников с социальным миром и в настоящее время ведем ее по всем основным направлениям дошкольного обучения. С 2007 учебного года наше учреждение находится в сетевом взаимодействии с ресурсным центром «Воспитание ценностных ориентиров» пилотного проекта Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» под руководством профессора МГПУ, доктора педагогических наук С.А. Козловой. В рамках этого проекта мы подготовили занятие с детьми, где впервые использовали современные информационно-коммуникационные технологии.
В своей деятельности мы выделили следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:
– использование интерактивной доски;
– создание собственных мультимедийных продуктов;
– использование Интернет-ресурсов;
– использование компьютерных игр, программы skype.
При подготовке к занятиям с использованием ИКТ учитывались сани-тарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность занятий должна составлять 25 – 30 минут с детьми старшего дошкольного воз-раста, из которых 5 – 7 мин дети находятся непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства (такие как презентация, программа Skype с использованием web-камеры, Интернет, компьютерные игры) еще 5 – 10 мин.
Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, мы использовали рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количества.

В нашем дошкольном учреждении находятся 12 детей-инвалидов, для которых адаптировали задания, дидактические игры, учебно-познавательный материал и которые с удовольствием занимаются с интерактивной доской, за компьютером. ИКТ способствует возникновению у них эмоционального всплеска, они охотно включаются в работу, появляется интерес к занятию, познавательная активность.
В результате нашей работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада мы отметили те преимущества, на которых следует остановиться:

  Недостатки:

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные техно-логии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

В содержание