В содержание

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ!

Всю свою жизнь я интересуюсь и изучаю русское народное декоративное прикладное искусство. Я влюблена в народное творчество и преклоняюсь перед народными мастерами, умельцами, которые своим трудом сохраняют для будущих поколений наши древние традиции. Я на себе прочувствовала, как приобщение к народному творчеству меняет самосознание, пробуждает творческую активность, раскрывает способности, формирует и развивает художественный вкус. С  тех пор как я стала постигать мастерство традиционного русского ткачества моя жизнь очень сильно преобразилась. Я постоянно учусь и совершенствуюсь, ставлю перед собой новые задачи, решаю их и иду дальше. Овладев определённым мастерством в ручном ткачестве поясов, у меня возникла потребность учить детей этому удивительному старинному ремеслу. Так я оказалась в системе дополнительного образования. Передо мной встал вопрос, как приобщить детей к народной культуре, как их влюбить в народное творчество. С маленькими детьми  (7 – 8 лет) я решила начать с традиционной тряпичной куклы. Дети активно и увлеченно воспринимают информацию о народной культуре. Они с удовольствием крутят куклы из тряпочек, лыка, с нетерпением ждут наших занятий.   С детьми постарше (10 – 13 лет), я начала курс обучения ручному ткачеству поясов. Как оказалось, дети (10 – 11 лет) более обучаемы и заинтересованы, нежели дети (12 – 13 лет). У более старших детей снижен интерес к народному творчеству и вообще к учёбе. И вот, я подумала: а что если попробовать заинтересовать детей, чтобы они взглянули на мир народной культуры другими глазами через компьютер, которым сейчас пользуется почти каждый ребёнок. Ведь современный компьютер – это не только инструмент для обучения и получения информации, он может быть и способом самовыражения, может формировать внутренний мир личности, развивать фантазию и творческие способности. Важно было решить, как, через какие современные информационные технологии дать детям информацию о традиционной народной культуре, чтобы она их увлекла и заинтересовала. Я стала изучать современные компьютерные программы и пришла к выводу, что наиболее эффективным и полезным в моём учебном процессе будет создание мультимедийного диска по ткачеству на берде. В основу диска будет положен дидактический принцип от простого к сложному с постепенным увеличением объёма знаний и практических умений в области  браного ткачества. Наглядность и динамичность мультимедийной программы дадут необходимую эмоциональную нагрузку, подкреплённую звуковыми эффектами фоновой фольклорной музыки.  Для зрительного ряда будет использоваться огромный фотоматериал с комментариями по народной культуре, собранный за многие годы с помощью цифрового фотоаппарата.  В рамках предлагаемой программы предусматриваются определённые формы контроля полученных детьми знаний: 
– составление схем тканых поясов;
– работа с карточками;
– составление словаря новых терминов;
– тестирование.
В конечном итоге, дети могут превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские, творческие изделия и проекты, основанные на знаниях народных традиций.                                                                                   
Молодёжь живёт сейчас в мире современных технологий. Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей. Чтобы они лично участвовали в процессе творческого преемствования культурно-исторического опыта прошлых поколений.
Настало время существенно преобразовывать систему дополнительного образования. Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу.
Не секрет, что большинство педагогов дополнительного образования «не дружат» с компьютером, и естественно, не обладают навыками работы с мультимедиа и Интернетом, а значит, бесконечно далеки от новых технологий. А по сему необходимо решать проблему преодоления технологической  беспомощности прежде всего самих педагогов. В настоящее время, увы, невозможно быть хорошим специалистом в образовании без знания и владения современными информационными технологиями. Использование информационных технологий качественно меняет организацию основных стадий учебного процесса, повышает результативность комплексного обучения с помощью компьютера, поднимает процесс обучения на более высокий уровень, даёт учащимся глубокие знания в любой области изучения. Информационные технологии помогают и ускоряют процесс изучения, способствуют развитию познавательной активности учащихся, формируют личностное эстетическое воспитание, культуру и этическо-нравственное поведение. Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

В содержание