В содержание

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Одно из наиболее важнейших мест системе образования должно занимать изучение последних достижений в области информатики, ее средств и методов, а так же перспектив их дальнейшего развития и практического использования.
Применение информационных технологий в образованиипозволяет:
– значительно повысить эффективность работ во всех видах образовательной деятельности, получать больший эффект при одинаковых с тра­диционными технологиями затратах;
– сократить разрыв между количеством людей, желающих получить образование, и возможностями системы образования его предоставить;
– объединять усилия и организовывать совместное творчество многих коллективов и отдельных специалистов, не производя фактически никаких затрат на их физическое перемещение, обеспечение рабочими площадями [15].
Современный научно-технический уровень информационных технологий таков, что они могут использоваться для выполнения многих рутинных процессов обработки учебной информации. Современные системы обучения при применении информационных технологий могут взять на себя и часть интеллектуального труда преподавателя, например, контроль усвоения и успеваемости обучаемых. Основные навыки и приемы, которые должны быть переданы учащимся, хорошо алгоритмизируются в рамках таких систем обучения. Современные средства связи, охватывающие весь земной шар, позволяют обеспечить доступ к автоматизированным системам обучения в любой его точке как отдельному учащемуся, так и целым группам.
Фактически речь идет о существенном возрастании социальной роли информации в жизни общества, об ускорении процесса информатизации социального пространства и о необходимости перехода в связи с этим на новые принципы изучения информатики в системе образования.
Информатика становится наиболее перспективной и динамичной «точкой роста» мировой науки, вокруг которой формируется комплекс новых наук об информации. По всей вероятности именно информатика будет ядром того комплекса дисциплин, которые станут научной базой постиндустриального информационного общества. Поэтому очень важно, чтобы новое понимание задач информатики и ее авангардной роли в системе образования нашло свое отражение в учебных планах и программах перспективной системы высшего и среднего образования, а также в сис­теме переподготовки специалистов и в первую очередь — педагогов.
Соответствующие этому пониманию изменения целесообразно вво­дить в программы изучения естественнонаучных, технических и экономических наук, в учебные курсы гуманитарных дисциплин (философии, со­циологии, психологии, политологии, истории развития цивилизации и т.д.) [15].
Сам по себе компьютер проблемы обуче­ния не решает, надо еще «научить» его педагоги­ческому искусству. Необходимо решить проблемы, связанные с технологией компьютерного обучения, т.е. психо­лого-педагогические проблемы компьютерного обу­чения и эффективно использовать их в конкретных ситуациях, возникающих в учебном, процессе [2]. В основном образовательные программы используются для технических специальностей, но с помощью программного пакета Microsoft Office и программ фирмы Macromedia можно разнообразить педагогический процесс гуманитарных дисциплин и дисциплин, связанных с развитием художественных способностей. Преподаватели этих дисциплин могут самостоятельно разрабатывать и создавать обучающие программы к урокам.
Так, с помощью разработанных обучающих программ выделяются три группы целей использования ЭВМ:
– для развития у обучаемых навыков алгоритмизации решения задач и формирования на этой основе логического системного мышления;
– для обучения с помощью моделей, адекватно отражающих функционирование реальных объектов и сущность изучаемых явлений. Это игровые методы обучения;
– для обучения применению автоматизированных систем различного назначения.
С помощью программных средств можно представлять на экране в различной форме учебную информацию:
– инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности;
м эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение;
– активизировать познавательную деятельность обучаемых;
– формировать и развивать определенные виды мышления [17].
Наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием программных средств:
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);
– осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности, осуществление самоконтроля и самокоррекции;
– осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;
– высвобождение учебного времени за счет выполнения на ПК трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом;
– компьютерная визуализация учебной информации изучаемого объекта (наглядное представление на экране ПК объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей) и изучаемого процесса (наглядное представление на экране ПК данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости – в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);
– моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
– создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;
– усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
– вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала;
– развитие определенного вида мышления (например, наглядно- образного, теоретического);
– формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;
– формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего (например, за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов) [17].
Обобщая вышеизложенное, нужно отметить, что в основном целесообразность применения программных средств определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.
Обучающие программы, которые включают в себя тексты, фотографии, аудио- и видеоинформацию, компьютерные программы и базы данных принято называть мультимедийными продуктами. По силе информационного воздействия сегодня на всех этапах образования одно из первых мест занимают мульти­медийные продукты. В настоящее время мультимедиа на CD-ROM становится таким же необходимым и распространенным атрибутом де­ятельности организаций и учебных учреждений, как и кни­ги, слайды, аудио- или видеокассеты. Причем эта информация на диске не хранится обособленно. Для каждого мультимедийного продукта разрабатывается сценарий и интерфейс с привлекательным дизайном, продумывается система гиперссылок и поиска, позволяющая быстро получить необходимую информацию, а при необходимости и распечатать ее. Недаром этот самый современный вид информационных технологий получил название мультимедиа — что означает синтез различных видов информации.
При разработке мультимедийной продукции следует определиться с ее функциональным назначением. Исходя из этого, интерес для образования представляют следующие виды мультимедиа:
– электронные учебники;
– электронные энциклопедии;
– мультимедийные книги, документация;
– фотоальбомы и др.
Необходимо отметить, что создание таких продуктов стало возможным в связи со стремительным развитием компьютер­ной техники, в частности выпуском скоростных процессоров, быстродействующих дисков большой емкости, блоков опера­тивной памяти и соответствующе­го программного обеспечения. Особую роль играют универ­сальные форматы представления графической и аудиоин­формации и средств их упаковки, позволяющие разместить огромные массивы информации в компактном виде.
Такая техника, хотя и не так успешно, как в сфере биз­неса и технических приложений, находит свое применение в сфере образования и практической дидактике, в таких их составляю­щих как оптимизация учебного процесса, диагностика ка­чества образования и его измерения, а также в информационно-предметном обеспечении технологии обучения, тем не менее, за ней бу­дущее в образовательной сфере [18].
Мультимедийные продукты являются составля­ющими в современном обучении. Особенно это важно в гума­нитарном и художественном образовании, так как становятся доступными элементы произведения искусств, музыка в ис­полнении выдающихся мастеров, музейные ценности.
С развитием информационных технологий появились программные пакеты Macromedia Dreamweaver и Flash, Adobe Photoshop, которые помогут педагогу самостоятельно создавать мультимедийные уроки. Интерфейс этих программ легок в восприятии и доступен в понимании, что значительно облегчает их использование для создания мультимедийных проектов. Достаточно смонтировать на рабочем столе программы Macromedia Dreamweaver, собранный материал к уроку и можно использовать этот продукт. Педагогам гуманитарных дисциплин не обязательно знать языки программирования, но при разработке пособия необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.
Также необходимо соблюдать эргономические требования к содержанию и оформлению пособия:
– учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;
– обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с пособием;
– устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране («оконное», табличное, в виде текста, заполняющего весь экран, и т.д.), к режимам работы с пособием.
Необходимо соблюдать эстетические требования к мультимедийному продукту:
– соответствие эстетического оформления функциональному назначению пособия;
– соответствие цветового колорита назначению пособия и эргономическим требованиям;
– упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов пособия [17].
Далее при разработке следует обратить внимание на структуру узла мультимедийного продукта.
Структуры узла могут быть:
– линейная структура как способ взаимосвязи источников информации, где в линейную цепочку выстраиваются шаги оформления доступа к ресурсам;
– решетчатая структура представляет собой двунаправленную линейную структуру, или линейную линейных структур. В решетке заданы связи между соседними страницами по вертикали и по горизонтали, что сообщает ей пространственную организацию;
– иерархическая структура – цепочный и решеточный принцип организации сайтов накладывают жесткие ограничения на положение страниц и допустимые переходы между ними. Намного большей гибкостью обладают узлы, построенные по принципу иерархической соподчиненности;
– полносвязная структура это такой способ организации системы, когда существует соединение между любыми двумя ее элементами;
– многосвязная структура – каждая станица может быть связана с каждой.
Зная основы создания мультимедийного проекта в программных пакетах Macromedia, зная структуру составления материала и его визуальную подачу, педагог может самостоятельно составлять электронные уроки. По мере накопления опыта в составлении таких уроков, педагог может максимально разнообразить мультимедийное оснащение занятий. В дальнейшем работать в этой области будет интересно и педагогам и их ученикам.

Литература

В содержание