В содержание

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

XXI век – время значимых изменений. Это век новой культуры, век внедрения новых технологий, предъявляющих к личности требования на уровне обновленного сознания, понимания новых возможностей.
Новые условия развития общества, в первую очередь, затрагивают важнейший институт социализации – образовательное пространство.
Концепция модернизации российского образования ставит перед школой главную задачу: направить образование «не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования».
Претворяя в жизнь цели и задачи, определенные законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программой развития образования на 2000 – 2005 год, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, необходимо разрабатывать механизмы управления инновацион­ными проектами, внедряемыми с целью реализации новых моделей в образова­нии.
Одним из основных направлений реализации Федеральной программы развития образования является курс на модернизацию начальной школы.
И эта позиция является вполне закономерной и оправданной, ведь посту­пление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Из привычной домашней обстановки дети попадают в мир взрослых людей. Свой­ственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ог­раничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться нормам и правилам жизни, выпол­нять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания и т.д. В этот же период жизни, в 6 – 7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка. Дети начинают осуществлять социально-значимую деятельность, которая оценивается. И в этой связи всё, что происходит в начальной школе, является значимым и нуждающимся в тщательной подготовке и анализе.
Для создания современной учебной среды начальной школы необходимы разработка и реализация особых комплексных решений: наличие дидактических и учебно-методических материалов, наглядных пособий, приборов и инструментов, компьютерного, презентационного и видеооборудования, множительной техники и периферии, программного обеспечения.
В начальной школе должна создаваться богатая и разнообразная предметная, информационная и инструментальная среда, располагающая учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, способствующую формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. Это и мебель нового типа, и магнитные плакаты, и деревянные раздаточные дидактические материалы, игровые пособия, конструкторы, программные продукты и многое другое.
Но необходимо осознавать особенности формирования реалий современной жизни, неотъемлемой частью которой стали компьютеры, цифровые технологии, интернет. В этой связи крайне актуальным становится осмысление проблем, перспектив и наиболее эффективных стратегий внедрения информационных технологий в начальное образование.
Информационная культура младшего школьника есть качественное динамическое образование личности, характеризующее его как субъекта информационной деятельности. Успешность формирования информационной культуры младшего школьника определяется тем, в какой мере педагогический процесс в начальной школе способствует переводу ученика в позицию субъекта учебной деятельности, складывающейся как деятельность информационно- познавательная. Информационная культура младшего школьника характеризуется такими качествами как: алгоритмическая культура мышления; имажинативное развитие; структурность и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение планировать познавательные действия и строить информационные модели; умение вести поиск и обработку информации. Данные качества могут рассматриваться как критерии уровня развития информационной культуры.
Формирование информационной культуры младшего школьника основывается на двух компонентах – развитии системно-информационной картины мира и информационно-технологической компетентности. Первый компонент полагает наличие целостных, теоретических знаний, способности обобщать и абстрагировать информацию. Второй компонент означает овладение элементарными умениями самостоятельно обрабатывать, организовывать, моделировать информацию с применением информационных технологий, в том числе компьютера. Формирование этих двух составляющих основ информационной культуры обеспечивается в младших классах посредством информационно-развивающего обучения на основе междисциплинарного подхода с опорой на знаково-информационное моделирование с применением компьютерных технологий.

Общие методические и технологические рекомендации по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий
 в начальной школе

В начальной школе, где, как правило, предметное обучение проходит в одном или нескольких специальных классах, необходимо с особой тщательностью оборудовать рабочее место учителя, так как именно учитель осуществляет большинство технических манипуляций, необходимых для управления используемыми техническими средствами.
Рабочее место современного школьного учителя немыслимо без данного оптимального набора современных технических средств, таких как:

И новинка – интерактивная доска!
Интерактивные доски (вместе с проектором и компьютером) работают как большие интерактивные экраны. Можно управлять изображением прямо с доски, можно рисовать комментарии поверх картинки и запоминать их с помощью специального программного обеспечения. А без подключения к компьютеру – это классическая магнитная маркерная доска или безбликовый проекционный экран.

 

К сожалению, анализ рынка мультимедийных продуктов для начальной школы показал ограниченность и явно выраженную тенденциозность представленных продуктов. В официальных каталогах крупнейших фирм-производителей образовательных программ для 1 – 4 классов имеется лишь несколько пособий по русскому языку и арифметике. Так крупнейшая фирма «1С Мультимедиа» предлагает лишь такие варианты пособий для начальных классов: «1С: Образовательная коллекция. Почитай-ка»;  «1С: Образовательная коллекция. Остров Арифметика»; «Семейный наставник. Русский язык»; «Семейный наставник. Математика». И всего четыре аудиокниги. Этого удручающе мало. С рынком медиапродуктов необходимо работать профессиональным педагогам и художникам. Перспективы развития его – огромны.
В последние два года появилась тенденция к формированию рынка аудиокниг. Но сказки, сборники стихов, пьесы на аудионосителях – это лишь малая часть возможностей образовательных мультимедийных продуктов.
 

Комплекты видеофильмов образовательного характера также специфически представлены на отечественном образовательном поле: в основном это видеофильмы о природе, произведённые зарубежными компаниями («ВВС», «National Geographic»).

Они, вне всякого сомнения, очень эффектны, но в начальных классах российских школ хотелось бы дать детям более полное представление о Родине, родной природе, фольклорном искусстве многочисленных народностей, населяющих Россию и пр. Аудиовизуальные и мультимедийные продукты такого рода отсутствуют в современной школе.
Несколько CD по рисованию и истории России, заявленные как вспомогательные программные продукты для детей младшего школьного возраста, сделаны без привлечения к процессу их подготовки квалифицированных педагогов соответствующего профиля, что сказывается на качестве данных изданий.
Основной массив образовательных продуктов, анонсируемых как «инновационные», даже по началам информатики и информационным технологиям для начальной школы представляют собой или достаточно тяжеловесно сделанные бумажные издания различных учебно-методических комплексов, или коммерческие CD, качество подготовки которых вызывает недоумение профессиональных педагогов.
Разработки Московского института новых технологий (ИНТ) представляют определённый интерес в области использования их в образовательных учреждениях. Но настораживают уже первые строки рекламных материалов ИНТа: «В 1984 г. группа известных математиков, лингвистов, физиков, биологов и представителей других специальностей, в большинстве – сотрудников Академии наук СССР, объединились в Институт новых технологий». А где же профессиональные педагоги? Где воспитатели детских садов и учителя начальных классов, которые лучше всего знают, что им необходимо для работы с детьми? Возможно ли в таком варианте производство полноценного мультимедийного продукта для практического применения его в образовании?

Современные технологии обработки цифровой информации достигли такого развития, что многие процессы, которые осуществлялись ещё в недалёком прошлом большой командой специалистов разных областей, теперь с завидной скоростью выполняются даже непрофессионалами. Результаты непрофессиональной «цифровой» деятельности часто способны конкурировать с достижениями того или иного искусства. Это происходит и в видеоиндустрии, и в области работы с образовательными мультимедийными продуктами.
При наличии доступных сегодня ресурсов (современный компьютер, цифровая видеокамера и соответствующее программное обеспечение) и небольшом навыке работы на персональном компьютере каждый педагог может разрабатывать и создавать полезный для конкретной ситуации собственный учебный продукт или же адаптировать имеющийся. Следует заметить, что все результаты такой деятельности при наличии соответствующей методики смогут быть выполнены на очень высоком качественном уровне. В Московском городском педагогическом университете с 2002 г. по 2005 г. проводился эксперимент по подготовке педагогов различных гуманитарных дисциплин к возможности разработки ими собственных мультимедийных образовательных ресурсов. В рамках глобального проекта «Виртуальная школа» будущими молодыми учителями сделано более 200 мультимедийных уроков по различным дисциплинам, в том числе и для начальных классов. Опыт работы со студентами показал, что именно такие авторские высокотехнологичные разработки являются наиболее эффективными и отвечающими всем практическим требованиями школьных учителей.


Самой глобальной технологической инновацией нашего времени является, вне всякого сомнения, интернет. Мы сейчас живём в то время, о котором ещё в 90-х годах ХХ века даже самые оптимистически настроенные футурологи от науки, могли только достаточно туманно рассуждать: интернет войдёт в каждый дом. Он не просто вошёл в дом, но и постепенно вытесняет иные коммуникационные технологии прошлого века: радио, телевидение, газеты и журналы.
Активно производится модернизация линий связи. Всё больше средств выделяется на внедрение оптоволоконных магистралей, имеющих несравнимо более высокие качественные и количественные показатели. Причём эти средства выделяются как по государственной линии в рамках федеральной и местной программ, так и частными фирмами.
Примером федерального финансирования могут служить отечественные проекты «Электронная Россия» и «Электронная Москва». В московской городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 4» на 2005 – 2007 гг. чётко обозначено:
«В рамках программы «Электронная Москва» все московские школы имеют возможность выхода в Интернет; в системе опорных образовательных учреждений отрабатываются модели применения информационных технологий в различных дисциплинах, модели формирования информационного образовательного пространства.
Вместе с тем следует признать, что педагогические кадры и методические службы города недостаточно подготовлены к решению проблем обновления содержания образования и использованию современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности.
В связи с этим развитие организационно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений г. Москвы будет строиться в следующих основных направлениях:
– совершенствование программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в различных типах и видах образовательных учреждений, формах организации учебной деятельности;
– стимулирование развития профессиональных педагогических сообществ;
– широкое использование результатов, полученных на городских экспериментальных площадках;
– создание и внедрение интегративной автоматизированной информационной системы управления образованием (ИАИС управления образованием).
Выполнение выше названных направлений будет способствовать обеспечению сбалансированности развития различных подсистем организационно-методической и информационной деятельности различных структур системы образования города Москвы.»
В этой связи работа с образовательными ресурсами интернета является крайне важной и актуальной. И чем раньше педагоги всех уровней, в том числе и начальной школы, осознают это, тем более результативной будет работа с огромным полем информационных ресурсов сети как самих учителей, так и их учеников.
В данном вопросе существенны два аспекта:
– работа с существующими образовательными ресурсами;
– создание авторских образовательных ресурсов (собственно учителем в методических целях и учителем с учениками в целях формирования образовательной и воспитательной коммуникации нового типа). И здесь роль начальной школы, закладывающей основы будущих взаимотношений человека с миром информационно-коммуникационных технологий – огромна.


Начальная школа – это начало интенсивного процесса обучения ребёнка, введение в его мир огромного объёма различной упорядоченной информации по всем областям науки, искусства, коммуникациям. И именно в начальной школе закладываются крайне важные для дальнейшей жизни современного человека навыки упорядоченной работы с этой информацией, начинается подготовка ребенка к существованию в перенасыщенном информационно-коммуникационном поле XXI века. В этой связи необходимы определённые методические и методологические корректировки в вопросе подготовки педагогических кадров для работы в начальной школе.

В педагогических вузах надо вести подготовку грамотных специалистов, способных не только пользоваться современными техническими устройствами и оборудованием, но и производить мультимедийные продукты образовательного содержания, необходимые именно им для конкретной работы в конкретных условиях именно их школ и классов. Учитель должен быть готов к самостоятельному формированию активной учебно-информационной среды в своём классе.
Активная учебно-информационная среда – это комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий для создания образовательной коммуникативной среды, которая расширяет и дополняет систему начального общего образования. Эта среда обеспечивает учащимся начальных классов, родителям и учителям открытый доступ к информационным образовательным и коммуникативным ресурсам и сервисам, использование их не только в учебно-воспитательном процессе в школе, но и дома.

Литература

В содержание