ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ТЕХНОГЕННОЙ СФЕРЫ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИКТ
Гуманитарии всех стран, объединяйтесь!
В последние годы в сфере образования наблюдается процесс дегуманитаризации образования в целом и искусственная технократизация учебных дисциплин, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в частности.
В школах сокращаются часы на преподавание литературы и истории, в вузах преподавание дисциплин «Технические и аудиовизуальные средства обучения» и «Информационные технологии» передаётся сотрудникам математических факультетов, хотя ранее эти предметы позиционировались как гуманитарные и нередко велись технически грамотными и имеющими опыт работы с компьютерами и компьютерными сетями специалистами с высшим гуманитарным образованием.
Причина значительного распространения технократического подхода состоит в отождествлении понятий «информатизация» и «компьютеризация». При таком подходе информатизация сводится только к созданию технической базы.
Информатизацию же общества в целом следует трактовать как развитие, качественное усовершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств и процессов, которые существенно повышают творческий потенциал общества в целом, личности в частности, информационной среды, в которой эта личность существует и развивается.
В основе модернизации современного образования положена смена образовательных парадигм: XX век — век узких профессионалов, XXI век — системное решение созидательных проблем (фундаментализация и интеграция посредством информационных технологий) с учетом мыслей К.А. Гельвеция, сказавшего, что «знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов» и Л. Больцмана, считавшего, что «нет ничего практичней хорошей теории».
В настоящее время выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: технократический, при котором информационные технологии считаются средством повышения продуктивности труда, а их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; и гуманитарный, при котором информационные технологии рассматриваются в качестве важной части человеческой жизни, имеющей значение не только для производства, но и для социальной сферы и управления именно ею.
Одним из примеров необходимости модернизации образования становится использование информационных технологий в учебном процессе педагогического вуза.
К сожалению, сейчас процесс модернизации высшей школы идет по технократическому варианту. Это тупиковый путь развития российской школы, средней и высшей.
Но готова ли российская система образования к преодолению штампов технократического подхода в применении ИКТ? Готова ли современная российская школа снять маску «новых информационных технологий» с обычной современной жизни? Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Однако модернизацию российского образования следует начинать с модернизации подготовки педагогических кадров, т.к. именно учителя будущего (выпускники педагогических вузов), должны помочь школе по возможности плавно перейти от простой декларации информатизации учебного процесса вуза (по сути дела, компьютеризации) к новому качеству работы с информационно-коммуникационными технологиями.
Позвольте проиллюстрировать данный тезис материалами, полученными в результате преподавания нами в течение нескольких лет дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения», спецкурсов «Веб-дизайн» и «Компьютерные программы в музыкальном образовании» на гуманитарных факультетах МГПУ и теми материалами, которые поступили к нам буквально недавно из московских школ.
С самого начала мы позиционировали данные дисциплины как гуманитарные, что позволяло, прежде всего, снять психологический барьер, неизбежно возникающий у гуманитарно-ориентированных людей при общении с компьютерами и цифровыми технологиями. Студентам предоставлялась возможность самим выбрать тему для своего зачётного урока, но урока мультимедийного, т.е. подготовленного с учётом всех современных технических информационно-коммуникационных возможностей. Подразумевалось, что они придут с этими наработками в школы, где будут работать по своей специальности.
Из лекционного курса студенты уже знают, что «учебный телекоммуникационный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». Мы исходили из того, что метод проектов как совокупность определенных действий, документов, замыслов для создания реального объекта в результате творческой деятельности способствует:
— формированию базовых знаний, умений и навыков;
— устойчивой мотивации и ощущению потребности в приобретении новых знаний, необходимых для реализации проекта;
— активизации познавательной деятельности учащихся;
— развитию творческих способностей, позволяющих реализовать проектную задачу в соответствии с собственным видением;
— воспитанию инициативности;
— рефлексии учащихся при осознании себя творцами новых знаний.
Тема любого проекта должна волновать прежде всего самих студентов. Мы же должны осуществлять консультационно-техническую поддержку проектов. Так мы надеемся стимулировать творческую инициативу студентов в достаточно сложной для них технологической среде.
Таким образом сформировался глобальный образовательный проект «Виртуальная школа». В рамках этого проекта любой молодой преподаватель любой учебной дисциплины может показать образец идеального с его точки зрения урока.
У нас есть только два требования к будущим «виртуальным урокам»: они должны быть мультимедийными и подготовленными к интернет-пространству, так как мы сразу подумали о размещении этого проекта в сети Интернет и о перспективах его дальнейшего развития студентами разных факультетов нашего университета, студентами — будущими педагогами других вузов Москвы. Более того, к данному проекту можно будет привлекать и учителей из России, зарубежных коллег.
Сейчас в проект «Виртуальная школа» выбрано более 200 мультимедийных уроков по литературе и русскому языку, истории, географии, уроки для самых маленьких, подготовленные совместно студентами факультета дошкольной педагогики и факультета ИЗО и дизайна, иллюстративно-образовательные проекты студентов факультета технологии и предпринимательства.
Часть работы выполнялось студентами дома. Но у некоторых учащихся нет дома ни компьютеров, ни доступа в Интернет, поэтому нам приходилось достаточно интенсивно работать в компьютерном классе и встречаться со студентами во внеурочное время. Для некоторых уроков было необходимо снимать и монтировать видеосюжеты. Например, для урока по творчеству Марины Цветаевой была снята видеоэкскурсия по дому-музею Цветаевой. Причем все организационные работы, сценарий съемки, озвучание фильма, его музыкальное оформление и дизайн страницы в Интернете были выполнены самими студентами. Лишь этап монтажа фильма, ввиду отсутствия на тот момент в университете необходимого оборудования, проводился нами на личных технических мощностях. Примерно то же самое произошло и с очень интересным материалом «Булгаковские места Москвы», задуманном и выполненном как видеопрогулка по местам Москвы, связанным с творчеством М. Булгакова. Во всех уроках были использованы гипертекстовые вставки, фотографии и аудиофрагменты. В уроках, посвященных творчеству А. Ахматовой и С. Есенина – уникальные записи голосов авторов, песни на их стихи. В уроке по стихосложению – песни с образцами всех стихотворных размеров и чтение стихов студенткой – автором проекта. Надо отметить, что запись на микрофон текстовых иллюстраций самими студентами вызывала у них большой интерес и прилив энтузиазма. Выяснилось, что многие из них уже очень давно не читали вслух стихов и никогда не слышали своего голоса со стороны. Нам кажется, что для будущих преподавателей литературы это очень важный момент в процессе их самоосознания как людей, готовящихся к постоянным выступлениям на публике – в классе. Работа с аудиозаписями неожиданно интересно сложилась на факультете дошкольной педагогики. Студенты вечернего отделения – взрослые люди, уже достаточно долго работающие в детских садах, прекрасно помнили форму радиосказки, некогда очень популярную на советском радио и ныне исчезнувшую. И, объединившись в творческие группы, они подготовили несколько таких сказок, очень профессионально начитанных по ролям, с грамотно подобранной музыкой, насыщенным звуковым рядом. В итоге сейчас в Интернете есть единственное место, где можно послушать детские радиосказки – наша «Виртуальная школа». Но часов по данному предмету на факультете дошкольной педагогики, к сожалению, очень мало, поэтому мы объединили два факультета – дошкольной педагогики и ИЗО в одном совместном проекте. Дело в том, что на рынке детских мультимедийных продуктов, несмотря на его видимую обильность и разнообразие, совершенно отсутствуют грамотные, профессионально осмысленные CD для самых маленьких. Так называемые «игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» представляют собой высокотехнологичные, но абсолютно методически не проработанные продукты, абсолютно не пригодные для использования в данной возрастной группе. Мы попытались войти в эту ситуацию со своим проектом: студенты факультета дошкольной педагогики предоставляют методические грамотные разработки в соответствии с той информацией, которую они получают из нашего лекционного курса, а студенты факультета ИЗО и дизайна воплощают, то есть рисуют на компьютерах с помощью различных специальных программ, эти разработки. Так у нас получились простые, но вполне грамотные мультимедийные продукты для самых маленьких: интерактивная сказка «Репка», обучающая игра «Гласные буквы», компьютерные игры со стихами и картинками о животных, об овощах и фруктах, сказки с анимированными картинками. Надо отметить, что многие работающие воспитатели используют в своих детских садах телевизоры, видеомагнитофоны, аудиомагнитофоны, видеокамеры и даже компьютеры. Один из проектов включает в себя видеозапись детских праздников в садике, где работают наши студенты: колядование малышей и фрагменты детской оперы. Эти материалы сопровождаются небольшим методическим комментарием и вызывают неизменный интерес у посетителей данной страницы в Интернете. К нам часто обращаются с конкретными вопросами по комплектации компьютерной техникой детских садов, в которых работают наши студенты-вечерники. Мы помогаем им даже составлять письма в муниципальную администрацию о подключении их садов к сети Интернет. Хотя бы для того, чтобы они могли использовать материалы нашей «Виртуальной школы» в своей работе.
Темы многих уроков были для нас полной неожиданностью и вызвали определенные затруднения для представления их именно в мультимедийной форме, т.е. с использованием аудио- и видеоматериалов.
Возьмем, например, урок русского языка студентов-филологов по приставкам ПРЕ и ПРИ. Ребята предложили очень интересный звуковой иллюстративный ход, что оживило казалось бы такую прагматичную тему: урок начинался аудиоимитацией диалога учитель — ученики. Это сразу же задавало определенное настроение и вносило элементы неожиданности в представляемый ход урока. Столь же неожиданным для нас было и аудиовизуальное оформление урока по творчеству Ч. Диккенса. Нам казалось, что это слишком сложный материал, но студентка блестяще справилась с выбранной ею темой и этот урок стал воистину украшением проекта. И не только проекта: это самая яркая страница по творчеству Чарльза Диккенса в русском секторе Сети и один из самых хорошо организованных ресурсов по данному автору в Интернете вообще. Определенные трудности вызвала и тема по современной русской литературе – урок по роману Анатолия Кима «Белка». Студент долго пытался выдать по этому уроку вариант достаточно «сухой» методической разработки: цели, задачи урока и пр. С трудом удалось заставить его мыслить не столь формально. В итоге была организована встреча с А. Кимом в аудитории филологического университета, ее вел студент — автор проекта, она была отснята на видео и вставлена отдельной ссылкой в материал урока-лекции по данной теме. Таким образом, живой классик из учебной программы обрел черты живого человека, с которым можно поговорить о проблемах литературы. Это произвело большое впечатление на студентов, в том числе и на инициатора данного урока. Огромное впечатление на студентов, да и на нас преподавателей, произвел урок по творчеству А.Н. Островского: студентки организовали встречу и беседу с художественным руководителем Малого театра, считающегося Домом Островского — Ю.М. Соломиным. Известный актер и знаток творчества Островского долго и с большим уважением беседовал с нашими студентками. Видеозапись этой беседы не только украсила виртуальный урок по Островскому, но и служит великолепным педагогическим воспитательным моментом, иллюстрирующим важность и значимость профессии педагога. Вообще надо отметить, что многие студенты в конце работы были сами удивлены неожиданными результатами собственных усилий. Они не верили в свои силы и способности, боялись технических трудностей, не знали возможностей применения новых технологий. Но в процессе работы на наших глазах проходили все их страхи и подчас неумение и нежелание смело и самостоятельно мыслить. Особенно приятными для нас с педагогической точки зрения являются уроки, которые продолжают дорабатываться студентами, уже закончившими наш курс. К нам в лабораторию постоянно приезжают студенты, дополняющие материалы проектов: «Поэзия трубадуров», «Понтий Пилат как историческая личность» и др. Некоторые проекты стали основой дипломной работы студентов и дорабатываются авторами до уровня мультимедийных учебных пособий. Например, проекты студентов факультета технологии и предпринимательства «Кижи – образец деревянного зодчества России» и «Отечественные автомобили» могут стать прекрасным учебно-иллюстративным материалом для соответствующих кафедр факультета технологии и предпринимательства. Здесь необходимо сделать особую ремарку. Возможно, вы замечали, что многие образовательные мультимедийные продукты на нашем рынке, мягко говоря, недостаточно высокого качества. Не по техническому исполнению, но по содержанию и методическому качеству подачи материала. Например, диски с детскими сказками для детей от 5 лет, которых, казалось бы очень много на прилавках компьютерных магазинов и которые выпущены подчас довольно солидными фирмами, в большинстве своём совершенно не подходят для работы с дошкольниками. Это нам аргументированно доказали студенты вечернего отделения факультета дошкольной педагогики. Им нужны мультимедийные продукты (тем более, что сейчас выделяются достаточные суммы именно детским садам для закупки интерактивных досок, компьютеров, проекторов), но грамотной мультимедийной продукции почти нет. Такая же ситуация и со школьными образовательными продуктами, и с вузовскими. Многочисленные диски для подготовки ЕГЭ нельзя считать полноценным образовательным продуктом. Так же, как и сам ЕГЭ нельзя считать полноценным экзаменом проверки знаний учащихся. При том, что технически и визуально диски выполнены на вполне приличном уровне. Но так как над их созданием работали исключительно программисты и, в лучшем случае, компьютерные дизайнеры, то ни о каком методически грамотном уровне речь идти не может. Так что же делать? Откуда взять технически подготовленных гуманитарно-ориентированных создателей образовательного продукта? Отвечаем: на факультетах технологии педагогических вузов. Хватит им уже там табуретки учиться делать. На всех факультетах педвузов, в том числе и на факультетах технологии, находятся прекрасно укомплектованные компьютерные классы. Ребята на этих факультетах подбираются тоже, как правило, компьютерно подготовленные, технически ориентированные. Вот бы и ввести в стандарты подготовки студентов-технологов педагогических вузов специальность, связанную с изготовлением высокотехнологичных образовательных ресурсов. И престиж факультетов бы поднялся, и дело благое наконец-то бы делалось.
Этот психологический момент очень важен для нас, ибо частенько на первое занятие к нам приходят ребята, уверенные, что они ничего не смогут и не сумеют сделать с компьютером, не знают и боятся Интернета, испытывают почти патологический страх перед компьютерным классом. На наш взгляд, такая ситуация является результатом преподавания информатики в школах, где ребят запугивают сложными и далеко не всем понятными словами и описаниями процессов, происходящих внутри компьютера и при работе различных программ. Эта информация не воспринимается гуманитарно-ориентированными школьниками, которые впоследствии поступают именно на гуманитарные факультеты вузов. И не просто не воспринимается, а закомплексовывает их и вызывает резкое неприятие новых технологий. Борьба с такими проявлениями занимает очень большое место в организации преподавания нашей дисциплины, ибо мы считаем ее гуманитарной со всеми вытекающими отсюда выводами.
Рамки данной статьи не позволяют нам рассказать обо всех уроках нашей «Виртуальной школы», но вы можете ознакомиться с ними в Интернете по адресу http://www.screen.ru/school
Не все уроки выкладываются нами в Интернет, не все уроки являются готовым высококлассным образцом использования новых технологий. Есть и вопросы по контентному наполнению их. Но все без исключения уроки сделаны с душой и желанием показать все лучшее и новое, что студенты узнали за время общения с нами в процессе обучения. А для нас самым главным является то, что в школы Москвы, хочется верить, с нашей помощью, придут преподаватели совершенно нового типа: умеющие по-новому, современно и интересно преподать свои уроки школьникам XXI века – века компьютерных технологий и компьютерных информационных сетей. И в этой новой техногенной ситуации по-прежнему будут звучать стихи русских поэтов, живые голоса и музыка, а учитель будет проводником гуманитарного наполнения технократической среды и воспитателем новых поколений в духе этических и эстетических традиций богатой духовной истории и культуры России.
Данный эксперимент по преподаванию ИКТ как гуманитарной дисциплины неожиданно для нас получил поддержку и подтверждение правильности выбранного нами пути в московских школах. На днях я посетила московский лицей № 1564 и была потрясена уже тем, что на доске зачётов по разным дисциплинам я увидела «План проектной деятельности на 2007 — 2008 учебный год» с графой «форма проекта»: 7-й класс – презентация IBM по географии, биологии, москвоведению, истории, физике; 8-й класс – компьютерная графика и презентация MAC по русской грамматике; 9-й класс – Flash-анимация и гипермедиасочинение по литературе, истории, обществознанию и МХК. То есть школьники, совместно с учителями-предметниками и при консультации с преподавателем информатики, делают гуманитарно-ориентированные проекты. Заметьте, не зачётные работы по информатике, а зачётные работы по предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла. И это, конечно, вселяет определённый оптимизм.
Ибо, как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, «гуманитаризация общества – это путь к гуманизации общества».