ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ИКТ
В самом общем смысле этого понятия социология есть наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. Сам термин «социология» был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, предметом которой было бы рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей при помощи особых методов.
Особенность социологического познания проявляется в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведение личности, конкретную мотивацию этого поведения. Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое, прежде всего, культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.
Согласно определению Р.Парка и Э.Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Алекс Инкелес (Alex Inkeles, 1969), в свою очередь, отмечает, что социология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения, и ее объектами являются общества, институты и социальные отношения.
Джек Ноббс (Jack Nobbs), Боб Хайн (Bob Hine) и Маргарет Флемминг (Margaret Flemming, 1975) выдвинули определение, характеризующее социологию как научное и систематическое исследование поведения людей, живущих в группах. Иан Робертсон (Ian Robertson, 1977) называет социологию наукой, изучающей человеческое общество и социальное поведение. По Джеку Д. Дугласу (Jack D. Douglas, 1973), социология является наукой, которая изучает человека и общности и стремится определить их характерные черты, особенно на основе современных цивилизаций. Под «научностью» подразумевается в данном случае, как и в приложении к другим наукам, то, что накопленные знания об обществе и поведении человека более объективны и обоснованны, чем это может дать практическое мышление повседневной жизни.
По мнению известного российского социолога В.А. Ядова, социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Здесь не случайно подобраны не совсем академические определения социологии. Во всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) — с другой, как предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.
Одни структурные факторы весьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структура общества. Другие факторы, в свою очередь, являются отвлеченными и как будто не столь очевидными. Но весьма очевидным и конкретным фактором несомненно и в значительной степени влияющим на поведение человека является возникновение и развитие информационно-коммуникационных технологий в конце XX — начале XXI века. Тем более удивительно, что в современной научной социологической страте (во всяком случае, в России) до сих пор не разрабатывается такое понятие, как социология ИКТ. Конечно же, встречаются работы по социологии Интернета и отдельные упоминания о социологии ИКТ, но они столь редки и фрагментарны, что не могут служить теоретическим и методологическим обоснованием появления новой области социологических исследований – социологии ИКТ.
Видится возможным и необходимым начать планомерные социологические изыскания в этом направлении. Именно для этой цели инициирован данный проект – выход регулярного печатного сборника статей и материалов под общим заголовком «Социология ИКТ». Вы видите перед собой Первый номер сборника этой серии.
В данном вводном предисловии мы попытаемся дать пока основные определения и минимальные векторы дальнейшей работы.
Социология ИКТ – направление теоретических и прикладных исследований, изучающее взаимодействие информационно-коммуникационных технологий и общества.
Это не сугубо математическое поле исследований. Более того, оно лишь опосредованно связано с информатикой и логистикой. Социология ИКТ рассматривает широкий круг проблем. Она изучает причины возникновения и тенденции развития компьютерных технологий и компьютерных сетей, взаимодействие человека и компьютера, общества и Интернета, социально-психологические и адаптационные процессы, происходящие между ними.
Отдельного осмысления требует проблема использования ИКТ в образовании. Готова ли современная российская система образования к темпам роста и принципиальным изменениям в технических средствах обучения? Насколько соответствуют современным ИТ-требованиям устаревающие в течение одного-двух лет учебники по информатике? И вообще нужна ли информатика в школе и в вузе в том виде, в котором она подаётся? Не пора ли принципиально перестроить методологическую базу подготовки учителей-предметников с учётом коренным образом изменившейся педагогической парадигмы? Ведь даже учителя начальных классов и воспитатели детских садов сталкиваются с необходимостью активного использования новейших достижений компьютерных и сетевых технологий. Например, в московских детских садах идёт централизованная закупка и установка интерактивных досок. Возникает целый блок связанных с этим проблем. В их числе готовность воспитателей к работе с интерактивными досками, и отсутствие мультимедийных продуктов соответствующего уровня, и психологические, медицинские рекомендации, и многое-многое другое. Весь этот комплекс локальных проблем требует элементарного осмысления, социологического анализа, разработки блока программ социологических исследований, завершающихся разработкой плана мероприятий по внедрению результатов исследований. И такой же путь необходимо пройти по разным направлениям сложнейшего комплекса взаимоотношений ИКТ и социума. Объём работы – необозрим, ибо место ИКТ в современной жизни так велико, что трудно назвать области, где отсутствуют причинно-следственные связи между новыми технологиями и человеком. Именно поэтому социология ИКТ не является чисто теоретической или, наоборот, прикладной областью социологии. Это, вне всякого сомнения, глобальное поле теоретических и прикладных исследований.Литература
- Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. — 1999. — №1.
- Гидденс Э. Социология. — М.: — УРСС. — 1999. — 703 с.
- Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. — 2000. — №4.
- Кастельс М. Информационная эпоха // Экономика, общество и культура. М., 2000.
- Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. — М.: ИНИОН РАН, Центр ИСТИНА. — 1998. — 104с.
- Сорокин П.А. Система социологии. М.: Астрель, 2008. — 1008с.