В содержание

ВЕБ – ЭТО ПЛАТФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Процесс подготовки специалистов в настоящее время характеризуется тем, что, в условиях научно-технического прогресса и в период крупных социально-экономических изменений, выпускник высшего учебного заведения должен быть готов действовать не только в существующих условиях, но и в условиях будущего. Следовательно, цели, содержание и методика обучения должны быть ориентированы не только на сегодняшний день, но и на перспективу.
Одной из основных задач системы образования РФ в текущий период ее развития остается задача создания единой открытой информационно-образовательной среды (ИОС). Эта среда призвана обеспечить возможность неограниченного свободного доступа к образовательным ресурсам пользователям любого уровня – от учеников до преподавателей и специалистов с высшим уровнем квалификации.
Глобальная проблема создания ИОС выдвигает на передний план множество взаимосвязанных проблем относительно более низкого уровня. К ним относится создание телекоммуникационной аппаратно-программной среды общего доступа, разработка и внедрение интерактивных образовательных ресурсов (ИОР), виртуальных учебно-лабораторных комплексов, обеспечение высокого качества образования в новых условиях и многое другое.
В прошлые периоды развития системы образования, когда информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) образования еще не стали доминантой образовательных технологий, качество образования зависело, в основном, от трех составляющих (трех «китов»). Это – качество «учеников», уровень профессиональной подготовки (готовности) преподавателей и используемая технология образования. В текущих условиях, когда активно внедряются ИКТ, в число основных факторов, определяющих качество образования, следует добавить еще и качество интерактивных образовательных ресурсов (ИОР). Стремление достичь высокого качества образования может иметь положительный результат только при согласовании относительных уровней качества перечисленных факторов между собой. Снижение уровня (качества) хотя бы одного из этих факторов неизбежно приведет к снижению качества образования в целом.
Широко используемый термин «информационное общество» применяется для обозначения особого вида общественной формации, поздних разновидностей постиндустриального общества и нового этапа развития человеческой цивилизации. Наиболее яркие представители этого направления – А. Турен, П. Серван-Шрайбер, Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. МакЛюэн, Д. Белл. А. Тоффлер (США), Й. Масуда (Япония) и др. В качестве основного условия формирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация как основная социальная ценность общества является и специфическим товаром.
Основой теории информационного общества является концепция постиндустриального общества, разработанная Д. Беллом. В виде теории информационного общества доктрина получила широкое развитие в период компьютерного бума 1970 – 1980-х годов. Культуролог А. Тоффлер в книге «Третья волна» сделал заявление о том, что мир вступает в новую, третью стадию цивилизации, в судьбе которой решающую роль будут играть информационные демассированные средства связи, основу которой будут составлять компьютерные системы, соединяющие частные дома со всеми заинтересованными субъектами коммуникаций.
В современных условиях развития общества и использования высоких технологий во всех областях человеческой жизнедеятельности необходимо осознать важность использования учителем и преподавателем любых дисциплин информационно-коммуникационных технологий. Существует такой тезис: «Веб  – это платформа». Приводим его в используемой трактовке. То есть сеть интернет становится не просто одной из частей технического прогресса, а основанием существования общества. И, следовательно, образованию надо обратить большое внимание на стоящую перед обществом задачу – правильного использования глобальной коммуникационной сети. Подчеркнём, что не компьютеризация и техническое оснащение является целью или проблемой. А именно осознание сети интернет как платформы для существования современного общества. Использование сети интернет для задач образования и управления образованием является архиважной задачей современного этапа развития социума. Из первой проблемы вытекает и вторая: подготовленность образования к адекватным ответам современно общества. В России сделаны только первые шаги по освоению обществом виртуального пространства. Уровень информационных взаимодействий российских пользователей в Сети еще значительного уступает американским и европейским, так как развивается в основном стихийно, государство практически не стимулирует онлайновые проекты, если они не касаются государственных институтов. Поэтому, по сравнению с США и странами ЕС, информатизация общества в России находится лишь на начальной стадии. Она сдерживается неразвитостью правовой среды, низким уровнем ИКТ (за исключением крупных городов).
Современные средства коммуникации развиваются в направлении обеспечения возможности для полноценного общения людей, находящихся физически в удаленных друг от друга точках. Однако использование в коммуникации электронных средств передачи информации не только предоставляет возможность осуществления коммуникации как таковой, визуализации образа собеседника и получения вербальных ответов в режиме реального времени. С использованием современных электронных средств передачи информации возникают новые социальные и психологические феномены и, соответственно, новые возможности в области развития коммуникации.
Однако главной задачей стоит не технический охват образовательной среды современного общества, а гуманитаризация техногенной среды. Информатизацией и техническим оснащением занимается достаточное количество структур и ведомств, а вот осознанной гуманитаризацией «виртуального» пространства не занимается практически никто. И в этом состоит важный аспект современного образования.

Литература

В содержание