В содержание

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАНИЕ
И УСИЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Становление информационного общества является атрибутом прогресса, поскольку роль знания как решающего фактора развития общества становится все более очевидной. Процесс информатизации направлен на решение задач социального развития, существенного повышения интеллектуального уровня общества, причем приоритетными из них являются проблемы выживания и комфортного существования человечества. Следует также признать, что информатизация не является единственным и универсальным ключом социального прогресса, она должна органически вписываться в совокупную систему социальной деятельности, интенсифицируя ее. Информатизация должна иметь своей целью сохранение и развитие национального способа мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.
Процесс подготовки специалистов в настоящее время характеризуется тем, что, в условиях научно-технического прогресса и в период крупных социально-экономических изменений, выпускник высшего учебного заведения должен быть готов действовать не только в существующих условиях, но и в условиях будущего. Следовательно, цели, содержание и методика обучения должны быть ориентированы не только на сегодняшний день, но и на перспективу.
В настоящее время на первый план выходят информационно-коммуникационные технологии, где ключевым словом является «коммуникационные», а, следовательно, мультимедийные, и гуманитаризированные. Признаётся важным не сам факт существования и развития информационных технологий, а необходимость в них для общения и взаимодействия людей. Общения не только прямого, но и опосредованного, через результат творческой жизнедея­тельности. То есть человеческий, творческий, гуманитарный фактор превалирует над сугубо техническим.
Важнейшая цель ИКТ –— обеспечить широкий доступ граждан к накоплен­ным в обществе знаниям, снять организационные, технологические, излишние идеологические и другие ограничения в области циркулирования информации в общественном организме. В существенных аспектах информатизация общества должна смыкаться с прогрессом его духовной культуры, развитием социального интеллекта. Под информационно грамотным человеком понимается личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.
О существовании и развитии веб-технологий, также проникновении их в информационные технологии можно даже не упоминать. Это свершившийся факт. А вот определить акцент в том, что веб должен стать платформой образования – можно. Пока что речь идёт только о необходимости признания веба платформой образования, хотя, возможно, уже надо ставить вопрос о признании необходимости фундаментальности веба для ИТ-образования.
Совершенно не имеется в виду, что всё образование должно стать дис­танционным. Дистанционное образование – это только узкоконкретная часть образования, имеющая свою специфику и особенности. В частности то, что в нашей стране без наличия заинтересованности учащегося в действительном об­разовании, а не в дипломе, невозможно провести качественно дистанционное обучение.
Вообще процесс информатизации образования идёт в нашей стране уже достаточно давно и создаётся впечатление, что главным направлением для него выбран количественный показатель. Больше компьютеров, больше периферии, больше программ, больше электронных ресурсов и телевидение высокой и сверхвысокой чёткости. Однако в условиях количественного роста не очень видна системообразующая связь. Одновременно очень важным видится прин­цип универсализации образования, так как даже в профессионализации вводится принцип «многообразие – это хорошо». Совершенно естественным выво­дом из этого является утверждение «Веб – это платформа образования».
Представление информации в виде html-ресурса –— универсально. Оно может существовать в виде Интернета, в виде интранета, в виде локальной, кор­поративной сети или даже отдельного компьютера или мобильного устройства. Веб обладает переносимостью и независимостью. Он масштабируется и ком­пактизируется.
Вот как это может выглядеть на практике.
В период с 2001 по 2006 год автор преподавал курс «Технические и аудиовизуальные средства обучения». Стандарт Министерства образования на этот предмет состоял из четырёх строк, где говорилось о том, что будущие пе­дагоги должны уметь пользоваться всем современным инструментарием техни­ческих и программных средств. А далее, через запятую: компьютерами, периферийными устройствами, мультимедийными средствами отображения информации, веб-конференциями, удалёнными конференциями, аудио-, видеотехнологиями и устройствами и так далее. Пришлось самим разрабатывать курс преподавания. Был выбран метод проектов как методологическая основа. Предполагалось, что бу­дущие учителя всех специальностей в процессе работы над своими проектами познакомятся со всеми необходимыми устройствами и технологиями. В каче­стве основы для программного создания проектов был выбран веб, то есть html-представление информации. С обзором существующих на рынке платных и бесплатных программ были предложены веб-редактор Dreamweaver, средства создания мультимедийных представлений Flash, программы обработки фото-, аудио- и видеоинформации – Photoshop, Audition, Premiere. И изначально пред­полагалось, что учащиеся вольны использовать аналогичные или похожие про­граммные продукты от других производителей. Например, Openoffice.org, GIMP, SwishMax и т.д.
В процессе работы и проявилось преимущество выбранного подхода:

Данный опыт позволил провести практическую апробацию идеи «Веб – это платформа образования», а также практически подтвердил теоретические разработки.

Литература

В содержание