Мы уже писали о некоторых интересных, но мало освещаемых прессой, мероприятиях Третьей Всемирной театральной олимпиады, проходящей в Москве в апреле-июне 2001 г. Нас интересует именно то, на что мало обращают внимание СМИ. Не пишут, не снимают не потому, что это плохо и скушно, а потому, что культурные явления немассового, непопсового характера давно уже находятся на окраине, если даже не в подполье, нашей культурной жизни. Вот парад карнавалов на Тверской, с толпой клоунов и масок - это материал для первого всероссийского телевизионного канала. Хотя даже это наши Пал Палычи умудрились опошлить и вульгаризировать до крайности. Я, например, не смог вынести комментаторов парада Фоменко и Гурченко. А ведь специально не пошел в толпу на улицу, зная, что этот праздник будут показывать по ТВ. Посмотреть же так и не смог, хотя пытался даже звук у телевизора убирать, чтобы видеть картинку, но не слышать. Не слышать косноязычных реплик раскрашенной покруче любых клоунов, и столь же неспособной к связной устной речи, стареющей дивы "Карнавальноой ночи" и пошлых грубых шуток любимца новых русских Николая Фоменко. Развязный хам Фоменко, ведущий все передачи, как одну, по-видимому, его самую любимую - "Титаны рестлинга" (смотрю ее вместо очищающей клизмы - редкостное по тупости и однообразию зрелище для обожравшихся поп-корном америкосов и пэтэушных "качков" с бритыми затылками) был как всегда тупо-жизнерадостен и ничего о происходящем перед его носом не знал и знать не хотел: типа, классно вон там клоуны. Им заплатили "бабки", они с Людой - модные тусовщики, ну и что, что первый всероссийский канал, они, типа, все равно самые, типа, крутые, а все остальные, пусть хавают, чо им дают, нечего, типа, хавки шире положенного раскрывать. И мне было безумно стыдно за этих людей, совершенно неподготовленных к ведению репортажа о шествии всемирных карнавальных трупп. Такое ощущение дискомфорта и неловкости от пошлых шуток и навязчиво-примитивных восклицаний: "ах, как красиво!" , что я вынужден был выключить телевизор. И взялся за эту статью, в которой расскажу вам о не менее прекрасных и красочных мероприятиях театральной олимпиады, которых вы не увидите на телевизионных экранах. Но, может быть, это и к лучшему. Чем так, как с гурченко-фоменко, лучше никак. А еще лучше - здесь, в Сети. Надо отметить, что я уже писал о программе "Золотая ветвь", проходящей в театре Анатолия Васильева. Первая часть этой программы была посвящена славянскому фольклору. А вторая часть - обрядовым и фольклорным формам народов Севера. Я выбрал, так же, как и в славянской части, два мероприятия: полную аутентику - выступление Старейшин, хранителей национальной культуры их Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, и выступление ительменского фольклорного ансамбля "Эльвель" Корякского Национального Округа.
Старейшины показали и рассказали о древнем обряде своего народа - Медвежьем празднике - это лишь часть культа медведя, охватывающая те обряды, которые относятся к поеданию его мяса, являются извинительными и умилостивительными, в число последних входит и развлечение медведя - песни, танцы, пантомимы и т.п. Медвежий праздник - условное название, в переводе с языков народов Сибири дословно это "игра", "игрища", "пляски":
"Поздняя осень. Маленькое селение манси раскинулось на берегу неширокой таёжной речки у самого леса. Из труб уличных печек идёт дым - женщины готовят обед. Вдруг из леса, со стороны реки раздаётся крик: "Утчува-нэ-е! Утчува-нэ-е!" Никто не знает смысла этих слов, но все, как по команде, бегут на берег реки. Вездесущие ребятишки уже здесь и прыгают, кричат по-вороньи. Вот из-за поворота реки показалась лодка: это охотники, добывшие медведя, везут своего "младшего брата" "в гости". Лодка подходит к берегу, из нее выпрыгивают двое молодых мужчин. У одного из них постарше на охотничьем поясе, украшенном костяными бляшками уже висит один медвежий клык. Теперь он повесят и другой - ведь в лодке лежит матерая медведица, которую они добыли с приятелем. Женщины подбегают к воде, тоже кричат по-вороньи и обрызгивают водой охотников и всех, кто есть на берегу. Этот древний обычай очищения теперь превратился в развлечение - всюду смех, визг, веселье. Скоро будет медвежий праздник!
Тушу выносят из лодки, кладут её на землю, ласково и уважительно называя зверя: "добрый зверь", "мудрый священный зверь". Женщины закрывают лица платками, как от старших родственников мужа (обычай избегания). Охотники кланяются медведю, приговаривая: "Ты прости нас и не суди строго: ведь не мы тебя убили, а ружье, которое мы купили у русских". Охотник постарше обращается к зверю: "Я всегда тебя любил и уважал, вот увидишь, я устрою празднество в твою честь". Быстро во все концы уходит весть о медвежьей пляске. Много народу соберется к вечеру в доме охотника.
Перед тем, как пригласить "гостя" в дом, его "раздевают": шкуру с медведя снимают так, как будто развязывают на нем завязки шубы. На его брюхе лежат палочки, символизирующие застежки-завязки шубы, по ним охотник проводит ножом. Охотники говорят: "Мы сняли с него священную шубу". Ловко сняв шкуру с туши, ее оставляют нетронутой на голове и лапах. Бережно охотники складывают шкуру так, что голова зверя лежит между передними лапами (в позе спящей собаки). С почтительными словами и песнями, прославляющими священного зверя, шкуру переносят в дом охотника. Там женщины уже приготовили почетное место для "гостя" - в красном почетном углу на столе. На глаза зверю кладут серебряные монеты, на нос - берестяной кружок, на голову надевают платок, а на лапы - много колец, как женщине. Первые подарки "гостю" несут хозяева дома - ленты, платки, деньги, перед ним ставят рюмку водки и угощенье. Всех окуривают дымом березового нароста - чаги..."
Видео |
Ительменов осталось в мире всего около 1500 и треть их живет в поселке Ковран на самой южной оконечности Камчатки. Их верования и стиль жизни являются уникальными для северных народов. У ительменов, например, никогда не было шаманов и с духами мог связаться каждый. С богами они не церемонились: Хутха - глава пантеона богов ительменов, всегда был обругиваем и оскорбляем за то, что так плохо создал мир. Этот мир украшается только людьми, их любовью, праздниками. Весь быт и песенно-танцевальная культура ительменов необычайно эротичны. И то представление, которое привез ансамбль "Эльвель" в Москву - прекрасная и светлая иллюстрация к этому. Они показывали традиционный Осенний праздник, на который в Ковран собираются все ительмены. Это, прежде всего, танцы - темпераментные, какие-то совершенно не традиционно-северные, а скорее афро-азиатские. Они длятся по много часов. В прошлом году, например, главный танец длился 9 часов, а в эту осень они хотят поставить местный рекорд - танцевать 12 часов без перерыва. Женщины ительменов белолицы, с правильными чертами лица, большими глазами - очень красивые, гибкие и сексуальные. Глядя на них вспминаешь танцовщиц с Фиджи или Таити. Ритмы бубнов и шумы, используемые на их празднике, создают яркую и возбуждающую ткань с явно восточным, азиатским рисунком. Говорят, что ительмены сейчас живут в страшной нищете, находясь на грани вымирания. Нет, народ с такой прекрасной и яркой культурой не может исчезнуть. Верю в их прекрасное будущее. Желаю им этого будущего. Спасибо всем-всем-всем, кто так грамотно и с любовью поддерживает великолепную культуру народов России.
Марчелло Попеску.