Каргополь – небольшой городок на севере России, где еще сохранились нетронутыми цивилизацией русские промыслы. Чтобы представить себе Каргополь, вообразите маленький древний город с белоснежными храмами на берегу реки Онеги. В самом названии «Онега» слышится слово «нега» (утеха, покой) – и действительно, ровное, неспешное течение реки создает умиротворенное настроение. Здесь совершенно забываешь о суете, наслаждаясь покоем. Кстати сказать, столь тиха Онега лишь в Каргополе – чем дальше от города, тем течение её становится более быстрым, а кое-где есть даже опасные пороги.
Онега берет свое начало из озера Лаче – она словно «лачет» (пьет) из него воду – потому, по одной из версий, озеро и получило такое «народное» название. Озеро Лаче богато рыбой (в основном это – лещ, хотя попадаются большие щуки, окуни, ерши). Издревле и озеро и река «кормили» местных жителей, потому и промыслы здесь – рыболовные, сохранившиеся и по сей день.
О рыбаках и деревянных лодках
С давних времен рыбаки обычно сами делали себе снасти и деревянную лодку. Те, кто не владел этим ремеслом, обращался к умельцам, которые обязательно были и в самом Каргополе, и в близлежащих деревнях. Теперь, с появлением современных моторных лодок, мастера отошли на второй план. И, тем не менее, всегда находятся желающие заказать у мастера настоящую деревянную лодку, чтобы почувствовать всю прелесть традиционной русской рыбалки. Живет такой умелец в Каргополе и сейчас – зовут его Петром Ивановичем Пономаревым. Мастер встретил меня в своем гостеприимном доме у реки, где и по сей день он делает не только деревянные лодки, но и сани, и сувенирные лодки (это точная копия настоящей лодки, уменьшенная в 10 раз), и ложки.
- Это ремесло, начал свой рассказ Петр Иванович, у нас по традиции. Отец и дед у меня этим занимались. Тогда мастеров много было – это теперь-то молодежи не надо такой лодки. За ней надо ухаживать, как за невестой! Сейчас эти лодки требуют рыбаки, которые еще неводом ловят, да мастеров таких уже нету.
Какое дерево было пригодным для изготовления лодки?
Петр Иванович: Раньше-то лодку делали из сосны, а теперь – из ёлки. Но в старину и сосну выбирали такую – метров 9 высотой. Когда эту сосну топором рубишь, так от неё даже щепа не отлетает, такая она плотная. А теперь материалы не подбирают – какие привезут, из таких и делаем.
Чтобы лодка долго служила – ухаживать за ней надо. На свои лодки я на семь лет гарантию даю, если правильно ухаживать. А так они служат и по 10-12 лет.
Как же правильно ухаживать за лодкой?
Петр Иванович: Главное – лодку обязательно надо вытащить осенью на берег и опрокинуть вверх дном. В марте начинает солнце жарить и доски-то «драть» – появляются трещины, потому надо своевременно лодку закрыть. Не закрыл – все, ставь заплаты. Лодку надо красить ежегодно. Раньше их смолили. Кипятишь смолу на костре и потом этой горячей массой покрываешь поверхность лодки специальной мазилкой (кисточкой из тряпок на длинной ручке), и смола впитывается в дерево. А от современной краски лодка больше преет и гниет. Летом лодка на земле не должна лежать – надо, чтоб на воде находилась.
А вот инструменты я использую те же, что и в старину: топор, ножовку, молоток, клещи, чтобы доски прижимать. Отец делал лодки уже на гвоздях – их ковали в кузнице, железо сами плавили. А во времена моего деда гвоздей не было – тогда шили вицами, потому и говорится «шить лодки». Технология проста: вот елочки растут, и от них длинные корни идут, а того лучше - вереск: он сам невысокий, а корни у него крепкие, как веревки. Их и называли вицами. Вицы распаривали, чтоб мягкие были, затем делали в лодке отверстие, корнем прошивали и вручную затягивали.
Называют теперь нашу лодку «Каргополка».
Как вы овладевали мастерством?
Петр Иванович: Как учились? А нужда заставляла. Отец делал, и я с малых лет помогал: нас, ребятишек, тогда все делать заставляли: и конопатить паклей, чтоб лодка не текла, смолить, а то и делать прокладки из травы, которая растет у озера в сырых местах. Мы её называли ситняк. Нарвешь ситняка - и в тень, чтоб он не высох, а завял. Потом делаешь из него жгут и прокладываешь между досками, зажимаешь клещами, потом гвоздями закрепляешь, и лодка не течет. Люди-то у озера тогда кормились, лодки спрос большой имели. Я по 20 штук за лето делал! У меня на каждую неделя уходила. Рыбаков и по сей день много, но заказывают «Каргополку» нечасто – 3-4 лодки в год всего.
Летом мы делали еще и сани. Самое основное при изготовлении саней – это «загнуть полозья». В деревнях те, кто не умел это делать, приходил к мастеру и просил: «Загни мне полозья» - это значит, сделай мне сани. А загибали полозья так: распаривали материал (дерево) в специальной парилке, а потом по лекалу загибали. Трудоемкая работа. Помню, в войну, в 1942 году, мы делали военный заказ для фронта – тачанки и сани. Полозья для фронтовых саней мы сотнями штук гнули в первые годы войны.
Когда не было материала для саней – переходили на ширпотреб ( товары широкого потребления): делали из дерева гребешки, бельевые прищепки, спички, ложки…
Ложки я делаю и сейчас - хозяйки особенно «модель» с длинной ручкой любят: удобно достать помидор из банки, варенье помешать.
Туристы летом ко мне часто обращаются – хотят кушать чисто деревянными ложками без химии и краски. Их же и в старину ничем не покрывали - окунешь ложку в нагретое подсолнечное масло, вымоешь, вытрешь, и цвет такой получается желтоватый. Так делаю и сейчас….
Спасибо за интересный рассказ!
На Каргополье люди, действительно, кормились у озера. Тогда оно было свободно от современных законов и переделов: можешь садиться в деревянную лодку и ехать ловить неводом рыбу. Улов бывал очень хороший, и тогда рыбу (в основном, лещи) сушили в русской печке. Такая сушеная рыба называется «сущик». Сущик хранили в чистых мешках или ящиках, его хватало надолго. Из сущика получается вкусная уха.
Кстати сказать, рыбу сушат в Каргополе и сейчас, сущик не является деликатесом или невидалью. Рыбаков в городе хватает – весь берег Онеги так и усеян самыми разными лодками. Правда, деревянных среди них не так уж много. Правда, многие ловят рыбу для того, чтобы сдать её в магазин – своего рода приработок. Свежей озерной рыбе всегда рады и туристы, и местные жители. Надо сказать, озеро Лаче теперь несвободно для рыбаков: по новым правилам каждый должен зарегистрироваться и получить свой «участок» на котором он может ловить рыбу. Ловить на чужом участке нельзя. Но на Онеге любой может развлечься азартной рыбалкой на удочку с берега. Зимой, в хорошие дни, можно увидеть любителей подледной рыбалки – они готовы часами ждать клева у просверленной лунки.
Каргополь – родина знаменитой глиняной игрушки
В Каргополе живут не только рыболовы и умельцы, делающие сани и лодки, но и мастера по глиняной игрушке, по ткачеству, по бересте. В городе есть музей каргопольской глиняной игрушки, который называется «Возрожденное ремесло» и Центр народных ремесел «Берегиня», где умельцы работают и учат молодое поколение по старинке, лично передавая детям основы и секреты мастерства. В «Берегине» всегда рады гостям. Татьяна Александровна Сысоева, методист, провела целую экскурсию по Центру ремесел с обстоятельным рассказом обо всем.
- Каргопольская глиняная игрушка появилась 5 тысяч лет назад, и в те далекие времена каждая фигурка обозначала какой-то символ: символ земли – Берегиня.
Для земли важно, чтобы она была плодородная, поэтому у неё открытая грудь. Круг или крест в росписи на юбке обозначал солнышко, голубки – символы неба.
Полкан –символ солнца.
Олень обозначает небо, Медведь – плодородие.
Утушка – воду, лошадки, соединённые в одно (тянитолкай) – это смена дня и ночи.
Это наиболее древние фигурки, которые мы лепим.
Шло время, и на смену язычеству пришло христианство – вместе с ним и фигурки поменяли свою функцию. Они стали делаться на забаву детскую. Чтобы ими легко было играть , делали одиночные фигурки (женщины, мужички, собачки, лошадки, свистульки)
Наш Центр ремесел теперь занимается в основном сувенирной игрушкой.
Сувенирная игрушка придумана в начале 20 века, она предназначена для любования. Мы лепим целые композиции из нескольких фигурок, которые помогают вспомнить, как жили в деревне: игрушка отражает и ремесла, и трудовые будни (как, например, композиция «Хлеб», помогающая представить весь процесс от подготовки к севу до выпечки). Второе направление сувенирной игрушки – сказочные сюжеты.
Создание игрушки начинается с заготовки материала. Мы, всем нашим небольшим коллективом раз в году ездим за глиной. В каргопольской земле она залегает довольно-таки чистым слоем. Привозим сюда, электрической мешалкой замешиваем в кубики, чтобы влага из глины не испарялась. Теперь мастер может лепить игрушку. Весь процесс – ручная работа, из инструментов применяем только стек, который с одной стороны заострен, а с другой – сплющен. После этого изделие сохнет равномерно в печи. Далее следует обжиг в муфельной печи (за 3 дня игрушка нагревается до 800 градусов). После обжига игрушка приобретает теплый коричневый цвет, потому нашу глину называют красной. Теперь можно расписывать фигурку гуашью с добавлением клея ПВА или водоэмульсионной краской.
На базе нашего Центра есть филиал школы ремесел, где мы обучаем детей производству каргопольской глиняной игрушки
Кроме того, в нашем городе есть целые семьи, которые занимаются ремеслом и передают его детям и внукам. Например, семья Шевелевых - они занимаются игрушкой, которая называется обварная – это более древняя игрушка. Она сделана таким образом: когда фигурка слеплена, высушена, обожжена, то после обжига вытаскивается из печи щипцами в горячем виде и окунается в мучную болтушку. Поры в глине от этого закрываются, она становится более прочной и приобретает пятнистость. Эта обработка игрушки аналогична обработке посуды. Раньше не было «чистых» игрушечников – были гончары, которые делали посуду, а из остатков глины - игрушку.
Ткачество: сохранение древних традиций
В Центре ремесел занимаются и ткачеством на настоящих старинных станках. В Каргополе выработалась своя собственная традиция ткачества. Об этом тоже рассказала нам Татьяна Александровна Сысоева.
- Вся старая ткань режется на узкие полоски и сматывается в клубки. Чем богаче цветовая гамма этих клубочков, тем интереснее будет само полотно. На старинном станке (ему 150 лет) мы ткем половички и дорожки. Этой технологии тоже больше ста лет.
Каргопольская традиция ткачества называется «ляпачиха» (от слова «ляпак» - так называли маленький кусочек ткани). Эти кусочки – ляпаки тоже шли в дело у хозяйки, так и получались разноцветные половички.
Традиция сохранилась, благодаря народному педагогу Нине Александровне Крехалевой, которая ткала дорожки и назвала их «Радугой». Она придумала популярные сейчас лоскутные ковры с рисунком в виде звезд и ромбов.
А в Центре ремесел всегда рады обучить девочек ткацкому ремеслу. В первый год обучения они осваивают заправку ткацкого станка, потом ткут первый половичок. Наступает время, и юные мастерицы овладевают браным ткачеством – ткут полотенца с древним сакральным рисунком.
Так в нашем краю сохраняются и развиваются ремесла.
Спасибо за экскурсию!
Каргопольская глиняная игрушка есть, наверное, в каждом доме: многие покупают Берегиню и Полкана как оберег семейного очага, а забавные фигурки и целые композиции отлично украшают жилище. Особенно любят каргопольскую глиняную игрушку туристы, которые покупают её в больших количествах, потому она никогда не залеживается на складах. Яркие тканые половички тоже не редкость в обычном каргопольском доме – они создают радостное настроение, а ходить по ним босиком очень приятно. Кстати, лоскутные одеяла шьют сейчас не только в Центре ремесел. Эти яркие, красивые произведения искусства делают и маленькие, и взрослые мастерицы у себя дома. На крупном летнем празднике в Каргополе, когда в этот маленький город съезжаются мастера со всей России, часто устраивают конкурсы на лучшую лоскутную композицию среди простого населения города. Как выясняется, мастерство продолжает жить в народе.
Вместо заключения
Каргополь недаром называют городом мастеров – здесь не только сохраняются и передаются новым поколениям народные ремесла. Раз в год, летом, Каргополь гостеприимно распахивает ворота мастерам со всей России на замечательный праздник. Здесь, на Соборной площади открывается большая ярмарка с народными танцами и песнями, пирогами и медовухой, где, конечно же, можно посмотреть и приобрести изделия мастеров. Этот небольшой северный город в праздничные дни особенно ярко являет всем свою истинную сущность: веселый, мастеровой и гостеприимный Каргополь пестрит народными костюмами, звенит частушками, делится секретами ремесла, как и в далекие времена.
Ольга Сластикова
Фотографии глиняной игрушки, лоскутных одеял, половиков любезно предоставлены центром ремесел «Берегиня».