Именно так. Именно эта фраза из пресс-релиза фестиваля современного искусства "Мелиорация" нудно долбилась у меня в башке, когда я пыталась понять, что же не так в этом самом "датском королевстве" на чудном песчаном берегу Клязьминского водохранилища, где московские художники манифестировали свое "искусство для лучшей жизни". Конечно же я понимаю, что без меценатов, а проще говоря, папиков, никакого фестиваля современного искусства вообще бы не произошло, но... Но все же какое-то гадостное ощущение не покидало меня все эти дни. А мероприятия шли своим чередом. Я от души повеселилась на акции моих любимых ЗАиБИстов под современным для нашего времени названием "Интерактивный портрет Джорджа Сороса": одетый в актуальное сейчас борцовское кимоно Поповский азартно и умело долбал портрет Сороса, наклеенный на боксерский валик. Так ему, гаду американскому и надо, чтобы не финансировал издания антирусских учебников, чтобы не провоцировал рост невежества и безграмотности в нашей стране, приближая ее к уровню дебилизма америкосов. Вот поганец! Не удержалась и пару раз врезала по роже на фотографии - аж хрустнуло что-то в плече, а Поповский ногами и руками в кикбоксерских перчатках так и рубил наотмашь. Хорошая тренировочка в выходной день у него получилась и в спортзал идти не надо. А главное, энто дело можно было и без "спонсорства" всякого провести: на перекладину в любом дворе опортреченную боксерскую грушу повесил и - вперед. Эта мысль грела и делала особенно приятной акцию члена московской художественной группы "За Анонимное и Бесплатное Искусство".

Раскачивались на сквозняке изящные электрические маки Виктора Фрейденберга. Интимно коричневели старые фотографии советских 30-х - 40- х годов из коллекции Юлии Аксеновой: люди на них казались добрыми и беззащитными в своих светлых одеждах, белых носочках на фоне гипсовых львов курортных лестниц, на которых эти групповые фотографии делались. Стена в комнатушке, отведенной Давиду Тер-Оганяну пестрела телефонными номерами и призывала "Позвони звезде". А в проемы окон подмосковного Дома Павлова светили фонари расположенных вокруг шашлычных, доносился гомон пьяных голосов и блатные песенки, под которые развлекался на природе новорусско-художественный бомонд.

На полянке начинался перфоманс питерской группы "Речники". Никогда не слышала о них, но приготовления были внушительны, поэтому я ждала чего-нибудь такого-этакого. И дождалась. Великолепное зрелище живого огня, захватывающий видеоряд на экране, драйвовый саундтрек - вне всякого сомнения, это было самое яркое мероприятие фестиваля. Перфоманс назывался "Жар-птица" и его надо было видеть! Говорить что-либо просто бессмысленно! В эти минуты я просто расслабилась и воспарила вместе со столбами огня и медитативно-энергетического звука. Все же не зря я тут болтаюсь, ей богу не зря!

Ночью все бесились на электронной дискотеке. Собрались почти все самые известные ди-джеи и группы клубной электроники: Серж Хризолит (Москва), "Елочные игрушки" (Санкт- Петербург), "AlexAndroid" (Рига), "Nuclear Losь" (Новосибирск) и пр. Ви-джействовали Слава Мизин и Дмитрий Булыгин. Их работа с видео понравилась мне больше всего. Хотя новосибирская группа была хороша со своим толстым ди-джеем в майке "Айрон мэйден" и рисованно-порнографическим видеорядом, очень смешным и заводным. Короче говоря, они хоть как-то перебили у меня тошнотворный привкус шашлычно-киркоровского досуга, доминировавшего вокруг несмотря на все усилия организаторов фестиваля.

На следующее утро, искупавшись и пробежавшись, я двинулась домой. На дорожке, ведущей к парадным воротам пансионата меня нагнали две холеные девушки на столь же холеных лошадях. На них были фирменные лосины для верховой езды, безумно дорогие специальные сапоги, перчатки. Все как в кино о жизни заокеанских полубогов-миллионеров. Девушки гордо и невозмутимо надвигались прямо на меня, такую незначительную, как сейчас говорят - "малоимущую", хоть и с томиком Рембо в сумке, но направляющуюся на автобусную остановку, поэтому априори убогую. Они даже не взглянули на то, что путается под ногами их лошадей, а просто поперли на меня. Я отступила в траву на обочине. Мне подумалось, что это была дочь Хозяина этого пансионата, некогда выстроенного на деньги и моих трудящихся предков, учителей, инженеров, врачей Советского Союза. А сейчас вор, большой, настоящий вор - отец этой девахи, на сворованные уже у меня деньги купил этот прекрасный народный дом отдыха, его дочь наезжает на меня тушей своей кобылы, выкормленной, как и она сама, на грязные деньги своего бандюги-папика. А развлекается папик и его друзья, вывозя к себе в усадьбу актеришек и мазилок. Мол, плачу бабки, хочу всего самого лучшего. Концептуалисты, говоришь, самые крутые - пусть будут они, эти самые, что ты сказал тут, а чтобы с пользой, ты мне паблисити обеспечь, роднуля. Чтобы все газеты там, телевизионщики прописали, что я, блин, меценат. Да и про пансионатец мой тоже пусть пропишут, пригодится, когда народец зажиточный сюда буду зазывать на шашлычки-яхточки. Это ведь все бабки. Так что бизнес-план, там, все как следует пропишите, а мазилок, то бишь художников, зовите каких хотите. Мне по фигу. Так и состоялся этот самый... фестиваль современного искусства. А фестиваль ли? А искусства ли? Вот только слово "современный" я бы так и оставила - прошло типичное для нашего времени, "современное", мероприятие.






Марыся Пупковец.

P.S. Радует только, что футбольного "дружеского" матча между командами Художников и Бизнесменов так и не состоялось - это как-то обнадеживает.

Гоу ль дальше аксельроды?