София Яковлевна Парнок



   Родилась София Яковлевна Парнок (подлинная фамилия Парнох) в Таганроге, 30 июля 1885 года. Отец ее был владельцем аптеки, мать – врачом. В 1891 году у Софии Яковлевны появился брат и сестра, близнецы Елизавета и Валентин, однако при их рождении мать умерла. Закончив с медалью гимназию, примерно в 1903 – 1904 году Парнок уехала из Таганрога.
   Уже в гимназические годы она начала писать стихи. Годы спустя С. Парнок писала М. Ф. Гнесину: «Я никогда, к сожалению, не была влюблена в мужчину». Эта особенность личной жизни Парнок была известна в литературной среде и не скрывалась ею самой. Наконец, любовь к женщине – тема множества стихотворений Софии Яковлевны.
   После окончания гимназии она уезжает вместе с подругой в Женеву, где поступает в консерваторию, однако вскоре возвращается в Россию.
   Профессиональным музыкантом Парнок не стала: вернувшись в Россию, она поступила на юридический факультет Высших женских курсов.
   В 1906 году состоялся дебют Софии Парнок в периодике, после чего она довольно часто публиковалась в «Журнале для всех», «Образовании», «Вестнике Европы», «Русском богатстве» и других журналах.
   С осени 1907 года до января 1909 года София Парнок была женой В. М. Волькенштейна и жила с ним в Петербурге. Вскоре София Яковлевна принимает решение расстаться и поспешно уезжает в Москву. Примерно на рубеже 1910-х годов в жизни поэтессы происходит важное событие: она крестилась по православному обряду.
   С 1911 года Парнок начинает выступать в печати как критик и рецензент под псевдонимом Андрей Полянин, а с 1913 года она становится постоянным сотрудником журнала «Северные записки» и газеты «Русская молва».
   На одном из литературных вечеров в октябре 1914 года в доме Герцык-Жуковских в Кречетниковском переулке в Москве, София Парнок познакомилась с Мариной Цветаевой.
   Их дружба стала важным этапом в творчестве обеих, а для Цветаевой – еще и жизненным этапом: ведь если близкие отношения с женщинами для Парнок были естественными, то в жизни Цветаевой это произошло впервые и неизбежными оказались многие психологические и иные трудности, преодолеть которые позволила ее сильная, увлекающаяся натура.
   В 1916 году вышел в свет сборник С. Парнок «Стихотворения», который был итогом её раннего творчества. К этому времени Софии Яковлевне было уже тридцать лет: редкое для большинства поэтов умение ждать нужного срока и не спешить с изданием книги.
   Революция застала Софию Парнок в Крыму, в Судаке, где она находилась со своей подругой Людмилой Владимировной Эрарской. Естественно, революционные годы для Парнок были столь же тяжелы, как и для всех: ей пришлось служить, выполнять чиновничьи обязанности, заняться огородом, поскольку невозможно было существовать скудным пайком. Однажды она даже была арестована.
   В январе 1922 года Парнок вернулась в Москву, и сразу вышли два ее поэтических сборника: в 1922 году увидела свет книга стилизаций «Розы Пиерии», а в 1923 – «Лоза».
   Начинается тяжелый период в жизни Парнок, когда возможностей публиковаться становится все меньше, когда немыслимо было прожить поэтическим трудом и приходится переводить. И хотя занятие это Парнок не любила, но выбора не существовало. Только два сборника удалось еще ей издать до конца жизни – «Музыка» в 1926 году и «Вполголоса» в 1928 году.
   Последние поэтические циклы Парнок «Большая Медведица» и «Ненужное добро», названные вершиной ее творчества, в жизни Софии Яковлевны были связаны с последней любовью: ее звали Нина Евгеньевна Веденеева, знакомство с нею состоялось в подмосковном Кашине в 1932 году.
   Н. Е. Веденеевой, как и преданному другу Парнок – Ольге Николаевне Цубербиллер, довелось находиться в селе Каринском под Москвой 26 августа 1933 года, в день кончины Софии Яковлевны, рядом с нею. Похороны состоялись спустя несколько дней в Москве, на немецком кладбище в Лефортове.

Стихи