И.Ковалева

МИФ: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОБРАЗ И ИМЯ

    Проблема отношений мифа и ритуала в современной культурологии во многом представляет собой пресловутую проблему курицы и яйца: исследователи мифологии спорят, что возникло раньше – миф или обряд – и, соответственно, миф объясняется через обряд – или обряд объясняется мифом.(1) Между тем само существование этой проблемы вызвано, как кажется, не в последнюю очередь тем, что если под "ритуалом" все понимают примерно одно и то же, и этот предмет не требует строгих дефиниций, то природа мифа сама является объектом оживленных дискуссий. Теория мифа, несмотря на свою почтенную историю, продолжает оставаться in statu nascendi,и однозначной и общепринятой дефиниции мифа не существует. Это вполне объяснимо: достаточно посмотреть, например, на определение мифа, которое дает такой крупнейший знаток мифологии, как Клод Леви-Строс,(2) чтобы убедиться в том, что понятие "миф"охватывает целый комплекс явлений, относящихся к разным (хотя и смежным) областям деятельности человека. Пишущие об отношении мифа к ритуалу в большинстве случаев под "мифом" понимают повествование, рассказ о, мифологический сюжет.Но по нашему глубокому убеждению, повествовательная, нарративная составляющая мифа не является ни единственной, ни первичной в мифологической структуре.
    Миф в том виде, в каком он известен нам из наиболее классической – греческой – мифологии, представляет собой прежде всего мифологический образ. Греческая мифология изобилует яркими образами, сочетающими имя и облик: Кентавры – это полулюди-полукони, но на четырех конских ногах, а Силены – тоже полулюди-полукони, но на двух ногах. Сирены – полуженщины-полуптицы, чудесным пением заманивающие мореходов на скалы, а Сфинкс – чудовище с телом льва и птичьими крыльями, губящее путников своими загадками , и т.п. Уже из этих описаний видно, что имя и облик первичны, что рассказ вырастает из попытки описать называемое существо (а мифология имеет дело сплошь с живыми существами, которых как-то зовут). Если мы хотим описать Сфинкса, то в это описание должны как-то вместиться не только голова женщины,тело льва и крылья, но и смертоносные загадки, потому что сущность Сфинкса выражается в них не меньше, чем в облике. Здесь уже недалеко до истории с Эдипом, т.е. до "мифа" в привычном смысле, до мифа-повествования, мифа-рассказа. Но если мы не описываем, а изображаем Сфинкса (например, делаем статую), то мы изобразим, разумеется только тело, но это изображение некоторым образом будет содержать и информацию о загадках (недаром знатоки греческой скульптуры, видя фрагмент статуи – торс или плечо и руку, уверенно определяют: "Это Посейдон", или "Это Аполлон"). Более того, если мы просто произнесем слово "Сфинкс" – и этого будет довольно, ибо имя содержит информацию и о теле с крыльями, и о загадках. "Афина" прежде всего не какой-то рассказ о ней, но образ светловолосой богини с копьем, щитом и эгидой, с совой и змеей, как являет ее знаменитая статуя Фидия(3). Однако этот образ содержит в себе, в свернутом виде, и рассказ о рождении Афины – о появлении из головы Зевса тяжеловооруженной воительницы, и ее зооморфную ипостась, и ее хтоническое, змеиное "прошлое". Содержится же все это – и образ, и мифологические сюжеты – в мифологическом имени. По известному определению А.Ф.Лосева, "миф есть развернутое магическое имя".(4) Само древнегреческое слово mythos означает "слово". Что же это за "слово" и что оно, с точки зрения мифологического сознания, выражает?
   Mythos есть мифологическое имя, определяющее данную мифологическую сущность и отграничивающее ее от других мифологических сущностей; это и составляет первичное содержание мифа. В известной нам греческой мифологии классического периода центральное место принадлежит уже чрезвычайно развитым мифологическим структурам – ярким мифологическим образам с богато развернутыми мифологическими сюжетами. Однако в той же греческой мифологии, на периферии ее, зафиксированы более архаические этапы развития мифа. Миф рождается прежде всего как имя. Древнейшие мифологические структуры до-сюжетны и даже еще до-образны, их мифологическое содержание исчерпывается их мифологическим именем. Харибда и Скилла, Тифон и Тартар едва ли имеют детализированный, описуемый облик, они суть только интуиция чего-то – неразличимого как вид, лик , но чрезвычайно отчетливого, от-личного от других таких же интуиций. Эту ощутимую отличность и фиксирует мифологическое имя. Трудно изобразить Тартар – но благодаря имени он четко отграничен от всего другого и понятен. Иконографический материал свидетельствует: греческое искусство не знает изображений Харибды или Тартара.(5)  Единственное представленное в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae изображение Хаоса – очень позднее, чисто аллегорическое и совершенно антропоморфное(6) (сама антропоморфность изображения прямо свидетельствует о не-архаичности данного мифологическогосубъекта).(7)
    Следующая – и для греческой мифологии, как уже сказано, центральная – ступень объединяет имя и облик и представлена мифологическим образом. Древнейшие мифологические образы зафиксированы в так называемой хтонической мифологии: Горгона, Химера и Сфинкс легко изобразимы, у них есть определенные черты (змеиные волосы, львиное тело, драконий хвост). Характернейшим признаком,свидетельствующим об архаичности этих мифологических персонажей, наряду с неантропоморфностью обликаявляется отсутствие у них определенных функций. Они не божества чего-либо, они – божественные (демонические по-гречески) сущности просто. Наделение их специально смертоносными качествамипроисходит вболее позднюю, героическую эпоху мифологии, и тогда же появляются мифы – рассказы об истреблении этих существ героями. Первоначально же Горгона старше Персея, Химера старше Беллерофонта, а Сфинкс – Эдипа. Иконографический материал подтвеждает это с большой убедительностью: не говоря уже о том, что египетское искусство знает Сфинксов, но не знает никакого Эдипа, в искусстве собственно античном количество Горгон и Химер, изображенных отдельно, в количественном отношении многократно превосходит изображения их с героями-победителями.(8)
    Мифологические образы этой ступени принадлежат к тому древнейшему уровню человеческого сознания, которому соответствует магическое отношение с миром.(9) Роль имени в магии общеизвестна. Суть магических операций, действий заключается в том,чтобы знать, "как обращаться" с той или иной мифологической сущностью, примеры их во множестве находятся в сказках ( "Жар-птицу бери, а клетку не тронь") и в мифологии (" не есть быков Гелиоса", "иметь волшебную траву moly, чтобы Кирка не навредила"(10)). Эти магико-мифологические акты и табу обладают своей собственной логикой, непонятной уже не только нам, но и современникам Гомера (когда бы он ни жил), ибо уходят корнями в глубочайшую, первобытную древность. Известно, что надо – вот так, а вот так – строго запрещено, но рациональных объяснений нет, а где они даются, там они очевидно вторичны. Классический пример этому – традиционные пифагорейские табу ("не есть бобов") и их позднейшие рационалистические объяснения ("потому что они похожи на человеческие зародыши").
    Эти магико-мифологические законы отражены в ритуале. Ритуал представляет собой комплекс актов, надлежащих для почитания той или иной мифологической сущности, актов строго определенных (кому приносится в жертву черная овца, а кому – супоросая свинья, где нельзя присутствовать женщинам, а где мужчинам, надевается ли венок и т.п.), но далеко не всегда объясняемых. Почему жертвоприношение Гераклу совершается с проклятиями, неизвестно Аполлодору, а почему Гераклом не клянутся под кровлей, не знает Плутарх,(11) но этого не знали и их далекие предки. Для объяснения ритуала ( причин установления его, деталей обряда, или места, или времени, или культового имени) излагается миф-рассказ, мифологическое повествование, мифологический сюжет.(12)
    Таким образом, понятие "миф", как мы старались показать, складывается из мифологического имени, мифологического обаза и мифологического повествования. Древнейшей и первичной мифологической структурой является имя. Имя отражается в образе (которому соответствует изображение) и в ритуале. Ритуал соответствует до-нарративному, образному мифу. Мифологическое повествование соответствует той стадии, когда древнейшая логика мифа (и древнейшего ритуала) забывается, и возникает нужда в переобъяснении становящегося непонятным обряда.
    Мы предложили, разумеется, всего лишь логическую схему развития мифологических структур. Однако эта схема, разграничивающая в мифе имя, образ и повествование, позволяет, как нам представляется, выбраться из тупика описания мифа через ритуал и ритуала через миф. Миф как имя и образ древнее ритуала и порождают его. Миф как повествование младше ритуала и порождается им.
    Конечно, у мифологического повествования есть и иные источники, например, возможно прямое эксплицирование мифологического имени (миф о пребывании Диониса в Нисе). Сами мифологические имена также очень различны, и особенно различна "мифологическая история" культовых эпитетов. Так, например, "Зевс Трофоний" представляет собой интеграцию в культ Зевса культа другой мифологической сущности ("Трофония"), а "Зевс Ктесий" или "Зевс Фратрий" представляют аспекты Зевса в родовых и полисных культах, — но зато нет и мифа-рассказа, мифологического повествования о Зевсе-Фратрии. Однако специальное исследование мифологических имен должно стать предметом другой работы.

Опубликовано: "Литературное обозрение", № 3, 1995. С. 92 – 94.
   



(1)     Краткое изложение истории вопроса от Дж.Фрэзера до Вальтера Буркерта и Клода Калама см. у Jan N. Bremmer, Greek Religion,1994. P. 55- 57.
(2)     "Понятие "миф" – это категория нашего мышления, произвольно используемая нами, чтобы объединить под одним и тем же термином попытки объяснить природные феномены,творения устной литературы,философские построения и случаи возникновения лингвистических процессов в сознании субъекта". ("Тотемизм сегодня",в: Клод Леви-Строс.Первобытное мышление. М.,"Республика",1994. С.45.)
(3)     Проблема пластичности, телесностидревнегреческого мифологического образа глубоко исследована А.Ф.Лосевым. Кратчайшие формулировки см. в его "Двенадцати тезисах об античной культуре" (А.Ф.Лосев.Дерзание духа.М., 1988. С.153 – 170).
(4)     "Диалектика мифа". – В: А.Ф.Лосев.Миф.Число. Сущность. М."Мысль", 1994. С.196. Ср.там же с.218 – 232.
(5)     Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC), Artemis Verlag Zurich-Munchen/1990.
(6)     LIMCIII 1, S.189. Космогоническая мозаика второй половины II в. н.э. из Merida(Augusta Emerita) представляет три мужские фигуры, символизирующие Хаос (Сhaos), Небо (Сaelum) и Век (Saeculum), о чем сообщают соответствующие надписирядом с каждой фигурой. Аллегорический характер этого изображения очевиден.
(7)     От мифологических имен и образов, связанных с теми или иными мифологическими сущностями, отличаются мифологические персонификации,которые обязательно характеризуются, во-первых, отсутствием развитой мифологической истории и,во-вторых, сугубо антропоморфными (т.е.аллегорическими, поздними) изображениями. Яркие примеры персонификаций – Победа-Нике и Правда-Дике, спутницы Афины и Зевса. Множество персонификаций содержит дидактический и классификаторский эпос Гесиода. Близкие по функциям мифологические персонажи с равным успехом могут быть "полноценной" мифологической сущностью и персонификацией,- как,например. Эос-Заря с ее историей о превращенном в цикаду смертном супруге – и гесиодовский День-Гемера с отсутствующей мифологической историей. Но в обоих случаях присутствует первичная,необходимейшая мифологическая единица, конституирующая само существование данной мифологической фигуры – ИМЯ. Римская мифология (исконная, до греческого влияния) по большей части остановилась на персонификациях,лишенных образа и мифологической истории, но,разумеется, имеющих мифологическое имя. Все это свидетельствует в пользу первичности имени.
(8)     LIMCIV 1, 285 – 362. В каталоге изображений Горгон "отдельно изображенная Горгона" представлена145 образцами, Горгона с животными или другими тератоморфными существами ( в том числе со Сфинксами) –еще145образцами, а "Горгонас Персеем " и "Персей с головой Медузы" – соответственно 21 и 7 образцами. Ту же картину дает иконография Химеры (LIMC III 1 , 249 ff.) . В обоих случаях впечатляет как древность " отдельных" изображений ( VII – VI вв. до н.э.), так и разнообразие использованных материалов – рельефы, монеты.,вазопись и т.п.Все это говорит о чрезвычайной популярности именно архаического мифологического образа – яркого и привлекательного для изобразительного искусства, но выполняющего, очевидно, также какие-то магические функции (например, апотропические).
(9)     Этот тезис обоснован в классической работе Э.Б.Тайлора "Первобытная культура".
(10)     Нужно заметить, что антропоморфизм Кирки ( как и Калипсо) в "Одиссее" чрезвычайно условен. Они предстают"прекрасными нимфами" – не более, чем Афина предстает Ментором или феакийской девой. Сущность их едва ли определена: гомеровскоеdia theaon, традиционно переводимое как "богиня богинь",- кто это ? И что значит, на языке мифа. гомеровское определение Кирки как "кознодейка" ?
(11)     Аполлодор, II ,5, 11,II,7,7. Плутарх, Рим.вопр.28.
(12)     Происхождение мифа-рассказа и его отношение к обряду подробно исследованы О.М.Фрейденберг ( "Происхождение наррации" в работе "Образ и понятие", в : "Миф и литература древности", М. 1978). В этой части нашего рассуждения мы следуем выводам О.М.Фрейденберг. Новизна предложенного нами подхода заключается в вычленении трех ступеней внутри мифа, установленииотношения их друг к другу и отношения ритуала к каждой из них.
И. Ковалева
ЭЛЛАДА, ВИЗАНТИЯ, МОРЕЯ...
Константинос Кавафис
ОСНОВНОЙ СВОД СТИХОТВОРЕНИЙ
С. Ильинская
К.П.КАВАФИС В РОССИИ
РОДСТВЕННОСТЬ ПОИСКОВ
 К.П.Кавафис и русская поэзия "серебряного века"

Литературное обозрение    Vad Vad pages