21. Выставка икон из церквей и часовен

Сейчас в трапезной располагается выставка икон из церквей и часовен, составляющих экспозицию музея: Преображенской церкви, церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, часовни Михаила Архангела из деревни Леликозеро, часовни Петра и Павла с соседнего с Кижами Волк-острова, а также из часовен заонежских деревень Типиницы, Тамбицы и Сибово. Иконы, представленные на выставке, датируются XVI - XVIII веками и дают представление об иконописной традиции Обонежья.
Живопись обширных обонежских земель - явление сложное, яркое, самобытное, во многом до конца не исследованное. Экспонируемые произведения принято относить к "северным письмам" - особому направлению древнерусской иконописи, сложившемуся на Русском Севере.
Их отличает стремление к ясности и конкретности при изображении евангельских сцен, наивный реализм в трактовке сюжетов, простонародность, искренность и задушевность образов, среди которых многочисленны изображения святых - небесных помощников в нелегкой крестьянской жизни. Они теснейшим образом связаны с народным творчеством, и в этом залог их обаяния. Самыми древними иконами на выставке являются 6 икониз деисусного ряда и царские врата иконостаса церкви Воскрешения Лазаря, которые датируются первой половиной XVI века. Они созданы в традициях новгородской иконописной школы. Об этом говорят яркие краски, пристрастие к красному и голубому цветам, правильные пропорции фигур святых на иконах деисуса и столбиках царских врат, непринужденность их поз, энергичность лиц. Точными, графичными линиями очерчены силуэты персонажей, прорисованы складки их одежд.
Из церкви Воскрешения Лазаря происходит и алтарная дверь "Благоразумный Рах" - характерный образец северной живописи XVII века.
Рисунок иконы сильно стилизован и наивен. Колорит ограничен, используются только земляные коричневые пигменты, сурик, белила, чернь. В манере изображения фигуры видна не очень умелая рука. Но лик привлекает энергией, сосредоточенностью и серьезностью взора.
Значительное место на выставке занимают иконы из Преображенской церкви. Среди них иконы из местного ряда "Спас Нерукотворный" в раме, "Даниил во рву львином", "Зосима и Савватий Соловецкие с житием". Из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви происходят иконы "Рождество Христово", "Распятие", "Снятие с креста" и "Положение во гроб". Все четыре иконы датируются первой четвертью XVIII века.
В среднике иконы "Зосима и Савватий Соловецкие с житием" на фоне обители изображены основатели Соловецкого монастыря Зосима и Савватий. Основанный в XV веке.
Соловецкий монастырь был крупнейшим и наиболее могущественным северным монастырем, а его основатели глубоко почитались в здешних местах. Любопытный факт - Зосима Соловецкий был уроженцем старинного заонежского селения Толвуя, которое знаменито еще и тем, что здесь в XVII веке отбывала ссылку инокиня Марфа - мать первого русского царя из династии Романовых. В 22 клеймах иконы изображены сцены жизни и творимые чудеса святых Зосимы и Савватия, среди которых главное место занимает история основания ими святой обители. Взор притягивают яркий колорит иконы и необычная форма клейм в виде островов, окруженных морем.
Широкое распространение в северных храмах в XVIII веке получают иконы на сюжет Страшного суда. Икона "Страшный суд" (вторая половина XVIII века) из Никольской часовни в заонежской деревне Тамбицы - сложная многофигурная композиция, представляющая конец мира, последний суд Бога над всеми людьми, живыми и мертвыми, грешников, идущих на вечные муки в ад, и праведников, получивших райское блаженство. Необычайно трудную задачу отразить масштабность, грандиозность события, вместить в ограниченное пространство большое количество сюжетов и сцен - иконописец решил с удивительной легкостью. На синем фоне яркими красками в скорописной манере он изобразил Бога и сатану, рай и ад, небесные чины и людей, живших во все времена
.
Из церкви в заонежской деревне Сибово происходит икона "Чудо о Флоре и Лавре" (XVIII век). Христианские мученики, братья-каменотесы Флор и Лавр, в русской народной традиции издавна являлись покровителями коневодства - они оберегали от пропажи конские табуны. Письмо и краски иконы характерны для северной иконописи XVIII века: грузные фигуры Флора и Лавра, лишенный своей обычной грации архангел Михаил, лихо, скачущие святые конюхи в кафтанах и головных уборах петровской эпохи. В цветовой гамме сочетаются темно-зеленые, темно-синие, охристые, красные тона. Необычайно живы и грациозны на иконе лошади: белые, розовые, коричневые, розовые. Они написаны с любовью и удивительной достоверностью
.

 

Назад
В оглавление
Вперед