21.
Выставка икон из церквей и часовен

Сейчас в трапезной располагается выставка
икон из церквей и часовен, составляющих экспозицию музея: Преображенской
церкви, церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, часовни Михаила
Архангела из деревни Леликозеро, часовни Петра и Павла с соседнего с Кижами
Волк-острова, а также из часовен заонежских деревень Типиницы, Тамбицы
и Сибово. Иконы, представленные на выставке, датируются XVI - XVIII веками
и дают представление об иконописной традиции Обонежья.
Живопись обширных обонежских земель - явление сложное, яркое, самобытное,
во многом до конца не исследованное. Экспонируемые произведения принято
относить к "северным письмам" - особому направлению древнерусской
иконописи, сложившемуся на Русском Севере.
Их отличает стремление к ясности и конкретности при изображении евангельских
сцен, наивный реализм в трактовке сюжетов, простонародность, искренность
и задушевность образов, среди которых многочисленны изображения святых
- небесных помощников в нелегкой крестьянской жизни. Они теснейшим образом
связаны с народным творчеством, и в этом залог их обаяния. Самыми древними
иконами на выставке являются 6 икониз деисусного ряда и царские врата
иконостаса церкви Воскрешения Лазаря, которые датируются первой половиной
XVI века. Они созданы в традициях новгородской иконописной школы. Об этом
говорят яркие краски, пристрастие к красному и голубому цветам, правильные
пропорции фигур святых на иконах деисуса и столбиках царских врат, непринужденность
их поз, энергичность лиц. Точными, графичными линиями очерчены силуэты
персонажей, прорисованы складки их одежд.
Из церкви Воскрешения Лазаря происходит и алтарная дверь "Благоразумный
Рах" - характерный образец северной живописи XVII века.
Рисунок иконы сильно стилизован и наивен. Колорит ограничен, используются
только земляные коричневые пигменты, сурик, белила, чернь. В манере изображения
фигуры видна не очень умелая рука. Но лик привлекает энергией, сосредоточенностью
и серьезностью взора.
Значительное место на выставке занимают иконы из Преображенской церкви.
Среди них иконы из местного ряда "Спас Нерукотворный" в раме,
"Даниил во рву львином", "Зосима и Савватий Соловецкие
с житием". Из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви
происходят иконы "Рождество Христово", "Распятие",
"Снятие с креста" и "Положение во гроб". Все четыре
иконы датируются первой четвертью XVIII века.
В среднике иконы "Зосима и Савватий Соловецкие с житием" на
фоне обители изображены основатели Соловецкого монастыря Зосима и Савватий.
Основанный в XV веке.
Соловецкий монастырь был крупнейшим и наиболее могущественным северным
монастырем, а его основатели глубоко почитались в здешних местах. Любопытный
факт - Зосима Соловецкий был уроженцем старинного заонежского селения
Толвуя, которое знаменито еще и тем, что здесь в XVII веке отбывала ссылку
инокиня Марфа - мать первого русского царя из династии Романовых. В 22
клеймах иконы изображены сцены жизни и творимые чудеса святых Зосимы и
Савватия, среди которых главное место занимает история основания ими святой
обители. Взор притягивают яркий колорит иконы и необычная форма клейм
в виде островов, окруженных морем.
Широкое распространение в северных храмах в XVIII веке получают иконы
на сюжет Страшного суда. Икона "Страшный суд" (вторая половина
XVIII века) из Никольской часовни в заонежской деревне Тамбицы - сложная
многофигурная композиция, представляющая конец мира, последний суд Бога
над всеми людьми, живыми и мертвыми, грешников, идущих на вечные муки
в ад, и праведников, получивших райское блаженство. Необычайно трудную
задачу отразить масштабность, грандиозность события, вместить в ограниченное
пространство большое количество сюжетов и сцен - иконописец решил с удивительной
легкостью. На синем фоне яркими красками в скорописной манере он изобразил
Бога и сатану, рай и ад, небесные чины и людей, живших во все времена .
Из церкви в заонежской деревне Сибово происходит икона "Чудо о Флоре
и Лавре" (XVIII век). Христианские мученики, братья-каменотесы Флор
и Лавр, в русской народной традиции издавна являлись покровителями коневодства
- они оберегали от пропажи конские табуны. Письмо и краски иконы характерны
для северной иконописи XVIII века: грузные фигуры Флора и Лавра, лишенный
своей обычной грации архангел Михаил, лихо, скачущие святые конюхи в кафтанах
и головных уборах петровской эпохи. В цветовой гамме сочетаются темно-зеленые,
темно-синие, охристые, красные тона. Необычайно живы и грациозны на иконе
лошади: белые, розовые, коричневые, розовые. Они написаны с любовью и
удивительной достоверностью.
|