20. Внутреннее убранство Покровской церкви

Церковь Покрова Богородицы состоит из 4 помещений: алтаря, кафоликона (собственно церковного помещения), трапезной и сеней.
Сени - обязательная принадлежность северных деревянных храмов, защищающая помещения от холода. Сейчас здесь размещается небольшая выставка, посвященная истории Кижского прихода. На ней представлены фотографии церквей и часовен Кижского прихода, интерьера Преображенской церкви, кижских священников и крестьян - прихожан кижских храмов.
Следующее помещение церкви - трапезная ("трапеза") (так в севернорусских церквах назывался притвор). С начала XVII века трапезные превращаются в своеобразные центры общественной жизни, места мирского схода (т.н. "суемы"), на которых крестьяне решали общинные мирские дела. Поскольку Покровская церковь была построена как зимняя, в трапезной находилась печь, которая после реставрации не была восстановлена. С конца XVII века и до 1865 года в Покровской церкви был придел Николы Чудотворца, и значительная часть трапезной являлась молитвенным помещением этого придела.

Следующее помещение Покровской церкви - кафоликон, где проходят богослужения. В нем находится 4-рядный тябловый иконостас, в котором иконы установлены на горизонтальные расписные брусья-полки (тябла), отделявшие один ряд икон от другого.
В северных церквах XVII-ХVII веков такие иконостасы были наиболее распространены. Иконостас Покровской церкви был реконструирован в 1957-1959 годах по проекту архитектора А.В. Ополовникова (при участии В.Г. Брюсовой). Роспись тябл была сделана художником-реставратором С.Ф.Коненковым. Образцами послужили тябла "неба" часовни Петра и Павла на острове Волкостров рядом с Кижами.

Для северной деревенской церкви традиционными были 4 ряда икон - пророческий, праздничный, деисусный и местный. В центре иконостаса в пророческом ряду располагается икона "Богоматерь Знамение". Это изображение Богоматери по пояс, с воздетыми руками и Спасом Еммануилом на груди (Еммануил - еврейское "с нами Бог" - пророческое название Иисуса
Христа в Библии). "Богоматерь Знамение" олицетворяла пророчество о рождении Христа. Справа и слева от нее расположены иконы, изображающие ветхозаветных пророков со свитками, в которых записаны пророчества о пришествии Христа. Пророческий ряд в иконостасе символизировал связь Ветхого и Нового Заветов.
Следующий ряд - деисусный. Деисис в переводе с греческого означает "моление". Богородица и Иоанн Предтеча обращаются к Христу с молением о том, чтобы в день страшного суда он простил человечеству грехи. Центральная икона с изображением Иисуса Христа на престоле в одеждах, разделанных золотым асистом, называется "Спас в силах". Далее за Богоматерью и Иоанном Предтечей располагаются иконы с изображением архангелов Михаила и Гавриила, а за ними следуют образы апостолов.

Следующий ряд - праздничный. Его составляют иконы, посвященные важнейшим (двунадесятым) христианским праздникам: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Сретение, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим и другие. В местном ряду, в центре, расположены царские врата, Здесь же располагались храмовая икона, икона Спасителя, икона Богоматери, и находились иконы тех святых, которые особенно почитались в данной местности.
Самая древняя икона в иконостасе датируется XVI веком. Это икона "Спас Всемилостивый", которая располагается справа от царских врат. Происходит она еще из церкви-предшественницы нынешней Покровской церкви. Икона написана очень профессионально.

Манера мастера отличается тонкой графичностью и колористическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на заднем плане, по мягкости и нежности колорита иконы. Икона "Спас Всемилостивый" была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии "панов" (польско-литовских отрядов) на рубеже XVI-XVII веков. В записанной во 2-й половине XIX века легенде о Белом Спасе упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.
Большой комплекс икон праздничного ряда (8 икон), деисусного ряда (11 икон) и пророческого ряда (10 икон) датируются концом XVII века. По мнению исследователей, эти иконы составляют единый ансамбль. Их объединяет стиль и характер письма, набор используемых пигментов.

Характерной чертой является обилие золота и разнообразие техники золочения. Светлый колорит и обилие орнамента придают иконам нарядность. Иконы праздничного ряда интересны своими тщательно выписанными фантастически сложными архитектурными формами. Живопись всего комплекса икон не характерна для северных писем. Она, скорее, близка живописным традициям Центральной России.
XVIII веком в иконостасе Покровской церкви датируются Алтарные врата "Архидиакон Стефан" и "Архидиакон Евпл", иконы "Единородный Сыне", "Пресвятая Богородица всех скорбящих радость" и "София Премудрость Божия".
Иконы "Троица Ветхозаветная" и "Вознесение Господне" были написаны крестьянином дер. Огорелыши Повенецкого уезда Василием Алексеевичем Потаповым и появились в иконостасе в 1865 году. Новые иконы были добавлены к иконам XVII и XVIII века, которые по-прежнему оставались в иконостасе, хотя и были "поновлены".

В 1999 году в иконостасе установлены зеркальные копии икон "Евангелист Иоанн Богослов", "Григорий Богослов", а также пророков Илии, Аввакума и Ионы, которые были выполнены студентами-иконописцами Свято-Тихоновского Богословского Института. Их оригиналы находятся в фондах музея "Кижи".
Классическими произведениями северной иконописи являются установленные на клиросах иконы "Преображение" и "Покров" из иконостаса Преображенской церкви. По преданию они были спасены из церкви-предшественницы нынешней, сгоревшей в конце XVII века.
Иконы датируются XVII веком, рамы к ним были написаны в XVIII веке. Храмовая икона "Преображение" отличается не яркими приглушенными тонами, ощущением тишины и спокойствия, лаконизмом, с которым северный художник рассказал о чудесном евангельском событии. В клеймах рамы изображения страстей Господних и Воскресения Христа.
Икона "Покров" находилась в местном ряду иконостаса Преображенской церкви. "Теплой заступницей мира холодного" была для русских людей Богоматерь. Именно идею заступничества Богоматери выражают иконы с сюжетом "Покров". Установленный на Руси в XII веке праздник Покрова (1 октября) пользовался особой популярностью.

Назад
В оглавление
Вперед