18.
Преображенская церковь, 1714 год
Церковь
Преображения Господня - главное сооружение Кижского погоста. Воспринимаемый
издали строгим, пирамидальный силуэт церкви вблизи поражает множеством
деталей. Но за сложностью ее конструктивного решения прослеживается
четкий, простой и ясный архитектурный замысел.
В основе церкви - крестообразный план, образованный центральным восьмистенным
срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными
по сторонам света. Сооружения подобного типа называются "восьмерик
с четырьмя прирубами" или "круглая о двадцатистенном окладе".
Идея "все фасадности" заложена в центричности композиции церковь
не имеет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон.
Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика (восьмигранных
сруба), поставленных один на другой. Основной объем храма заключен в
нижнем, самом большом восьмерике. Каждый последующий восьмерик меньше
предыдущего (18, 6, 3 метра). Вместе с прирубами они создают живописную
пятиярусную композицию.
Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. С запада к основному
объему примыкает трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым
крыльцом.
Церковь срублена из сосны и увенчана 22-я разновеликими главами, покрытыми
осиновым лемехом.
Главы
установлены на "бочках" - криволинейных конструкциях, повторяющих
силуэты куполов.
Высота церкви - 37 м, длина - 29 м, ширина - 20,6 м, площадь застройки
- 442,00 кв. м, полезная площадь - 362,10 кв. м Иконостас Преображенского
храма в настоящее время демонтирован и хранится в фондах музея. Это
связано с подготовкой церкви к реставрации. После завершения реставрационных
работ
иконостас предполагается восстановить. В разное время в церкви существовали
различные типы иконостасов. Первоначально там находился тябловый иконостас
(где иконы установливались на горизонтальные брусья-полки), который
во второй половине XVIII века был заменен резным золоченым, сохранившемся
до настоящего времени. Он включал четыре ряда икон: местный, праздничный,
деисусный и пророческий. Иконостас Преображенской церкви отличался особым
великолепием и являлся одним из самых крупных в храмах Олонецкой епархии.
Первоначальный вариант иконостаса состоял из 105 икон, последний - включает
101 икону. Иконы трех верхних рядов иконостаса (пророческого, деисусного
и праздничного) составляют единый комплекс и датируются первой третью
XVIII века. Иконы местного ряда датируются XVII - XVIII веками. К сожалению,
в годы Великой Отечественной войны были утрачены иконы "неба"
(иконы, находившиеся на потолке храма).
В настоящее время часть икон из иконостаса Преображенской церкви экспонируется
в церкви Покрова Богородицы. Там можно увидеть храмовую икону "Преображение",
которая считается классическим произведением северной иконописи, а также
иконы из местного и праздничного рядов иконостаса.
Преображенская церковь - произведение своего времени, вобравшее в себя
весь предыдущий опыт и лучшие традиции северного деревянного зодчества;
времени, отразившего стремление к особой пышности и нарядности, характерных
для народной культуры России XVIII века. В ее создании яркое отражение
нашло сочетание строительной мудрости и практической целесообразности:
система водостоков и архитектурные формы кровли соединились в единое
целое, обеспечивая церкви сохранность и долговечность. Кроме отлично
продуманной системы водозащиты, в которую включены главки, бочки и полицы,
предусмотрено устройство внутренней, страховочной, кровли над "небом"
- восьмигранным потолком церкви.
Основным инструментом плотников был топор. Все сложные конструкции церкви
выполнены преимущественно без использования гвоздей. Рублены не только
основные узлы и детали, но даже торцы бревен - для лучшей защиты от
проникновения влаги. Только лемех на главках уже в XVIII веке был прибит
коваными гвоздями.
Зодчие понимали, умели ценить пользу и красоту дерева. Они хорошо знали
его технические, конструктивные и декоративные возможности. На примере
Преображенской церкви мастера сумели воплотить свои знания в жизнь наиболее
полно и добились небывалого успеха. В ее образных архитектурных формах
зодчие ярко и сильно выразили свое, народное, представление о высоком
духовном предназначении главной церкви Кижского погоста крупного административного
центра в Заонежье.
К сожалению, неизвестны имена создателей Преображенской церкви. Сохранилась
легенда о мастере Несторе, который, завершив свое творение, забросил
топор в воды Онежского озера со словами: "Не было, нет и не будет
такой церкви". Однако это всего лишь красивая легенда. Возможно,
имена строителей этого уникального храма мы никогда не узнаем.
Преображенская церковь - не единственная церковь подобного типа в Обонежье.
Ближайшей ее предшественницей является Покровская церковь в селе Анхимово
Вытегорского уезда, построенная в 1708 году (сгорела в 1963 году). Обе
церкви были созданы на земле бывшей Олонецкой губернии, на противоположных
берегах Онежского озера. Разница в их возрасте всего 6 лет. Сохранившиеся
легенды и предания, сопровождавшие жизнь двух церквей, подтверждают
исключительные особенности, отличающие их от всех других церквей. Сходство
двух церквей неоспоримо. Предположительно, обе церкви были построены
одной и той же плотницкой артелью.
Известно, что церкви, имевшие в своей основе крестообразный план ("круглые
о 20-стенном окладе") были известны на Руси с давних пор, о чем
свидетельствуют многочисленные сведения. Исследователи отмечают самобытность
русского храмового многоглавия, большое разнообразие его форм и возникновение
именно на русской почве.
Высшим достижением их эволюционного развития является Преображенская
церковь в Кижах. Церковь Покрова Богородицы в селе Анхимове Вытегорского
погоста, которая в основных композиционных и конструктивных приемах
идентична церкви Преображения в Кижах, стала лишь промежуточным звеном,
так как заложенные в данной конструкции возможности были выявлены зодчими
недостаточно полно.
Совершенство церкви Преображения Господня в Кижах явилось результатом
новых творческих поисков, завершившихся созданием шедевра мирового значения.
За время своего существования на протяжении почти трех столетий Преображенская
церковь неоднократно подвергалась крупным ремонтам и "поновлениям".
В первой четверти XIX века ее срубы были обшиты тесом, а лемех на куполах
и бочках заменен железом. В таком виде церковь простояла более 150 лет.
Десятилетие с 1949 по 1959 годы вошло в историю Кижкого погоста как
годы "великой реставрации", проводимой под руководством московского
архитектора Александра Викторовича Ополовникова. В результате первого
этапа реставрации церковь была освобождена от позднейших "благолепных
поновлений".
Памятнику был возвращен первоначальный вид: сняты тесовая обшивка, железо
с куполов, укреплены ослабленные конструкции, произведена замена отдельных
венцов в срубе. Но проблему ликвидации аварийного состояния древесины
на этом этапе не удалось разрешить полностью.
В 1980 году в связи с нарастанием деформации Преображенская церковь
была закрыта для посетителей. Тогда же начался демонтаж церковного интерьера:
разобран иконостас, сняты полы, разобраны потолки, внутренняя (страховочная)
кровля. В 1984 году в интерьер был введен жесткий металлический каркас
с целью укрепления конструкций и для переборки церкви без ее полной
раскатки. В ожидании реставрации церковь находится уже свыше 20 лет.
Сложная проблема поиска наиболее приемлемого способа реставрации обсуждается
на протяжении более 50 лет (с 1949 года). В ее разрешении принимают
участие лучшие специалисты России, Германии, США, Финляндии, Швеции
и Норвегии. Неустанно ведется поиск новых решений, отрабатывается методика
переборки и укрепления ветхих бревенчатых конструкций, приобретаются
навыки работы топором.
Разрабатываемый в настоящее время новый вариант проекта реставрации
предусматривает максимальное сохранение подлинных конструкций церкви
способом переборки срубов без полной раскатки.
Проект рассчитан на применение специальных подъемных приспособлений,
приемлемых для ослабленной древесины. В настоящее время проектные предложения
находятся на стадии рассмотрения.