Принято
считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор,
древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение,
что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.
И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов
быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские
мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский
архитектор Ле Kорбюзье нашел, что в рельефе из храма фараонa Cети I в
Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Pамзеса, пропорции фигур соответствуют
величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной
доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты,
в которых зафиксированы пропорции золотого деления. |
|
Динамические прямоугольники. |
Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур.Kвадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников. |
Платон
(427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог "Тимей"
посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в
частности, вопросам золотого деления. |
|
Античный циркуль
золотого сечения |
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления. |
В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» дается геометрическое построение золотого деления После Евклида исследованием золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам «Начал» Евклида. Переводчик Дж. Кампано из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным. В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась «О перспективе в живописи». Его считают творцом начертательной геометрии. Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее «божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого). Леонардо да
Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил
сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками,
и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении.
Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится
до сих пор как самое популярное. |