Извините за каламбур, но удержаться было просто невозможно. Хотя речь пойдёт не о старинных вещах или архитектурно-художественных памятниках, а о новом для Москвы коллективе казачьей песни «Старина» (с ударением на срединное А).
2 апреля в известном и достойнейшем московском клубе «ДОМ» прошёл концерт ансамбля старинной казачьей песни из станицы Кумылженская Волгоградской области.
Так как я абсолютно ничего не знал об этом ансамбле, то позволю себе полностью процитировать пресс-релиз к мероприятию.

«Из истории станицы Кумылженской, коротко об ансамбле "Старина" - (невозможно отделить одно от другого!)
Станица Кумылженская одна из старейших казачьих станиц на Хопре. Точная дата ее основания не известна, но первое упоминание о ней в официальных источниках относится к 1613 году; городок находился в урочище Лука, численность населения до 30 семей: "поселились же некоторые Хоперские городки по 50, а коие и 70 и 100 лет назад, поделали городы земляные и курени в них поставили". Трижды станица меняла свое расположение: в 1682 году переселилась она на правую сторону Хопра к Кошав-горе и стала 70-ю дворами и деревянной церковью. 6 марта 1764 года уже 150-ю дворами переехала она на сегодняшнее место.
Участвовали станичники во всех значимых событиях тех времен: в Азовском сидении, Разинском и Булавинском восстаниях, последней попытке сохранить донскую вольницу. Хоперские и медведицкие станицы были почти все сожжены, а оставшиеся жители (старики, женщины и дети) перебиты царскими войсками. Поэтому до сих пор рассказывают в наших местах, как "побитых казаков из Хопра ловили и на Кошав-горе хоронили" и как Булавина пленили.
Сегодня станица Кумылженская является центром Кумылженского района, в который входят хутора и станицы Хоперского и Усть-Медведицкого округов. Здесь в Дон впадают два больших его притока - Хопер и Медведица. Очень много, особенно на Медведице, старообрядческих хуторов и станиц. Все эти факты обусловили сосуществование на территории района различных музыкальных, певческих традиций.

 
 

Песенная традиция Медведицы отличается от хоперской архаичностью мелодий и более подробными текстами (Глазуновская, Скуришенская, Чиганаки), для хоперских станиц характерно ровное, плавное пение. Федосеевская станица была самая "сладкоголосая". В царские времена из нее набирали певцов в Донской войсковой хор. Близки к ней традиции Слащевской, Кумылженской, Остроухова. А вот в Букановской соединились хоперская и верхнедонская традиции: особенный ритмический рисунок и сложный двухголосный дискант. Песни хуторов и станиц Кумылженского района сегодня исполняет и представляет фольклорный ансамбль "Старина" Кумылженского этнокультурного казачьего центра "Кошав-гора".
Коллектив как молодежное объединение существует с 1990 года, его участниками являются коренные жители станицы Кумылженской и близлежащих хуторов, прямые потомки древних казачьих родов: Фирсовы, Быкадоровы, Фроловы, Кочетовы, Спицыны, Красновы и другие. Ансамбль "Старина" стал базой для основания этнокультурного казачьего центра "Кошав-гора", который существует с 1998 года и успешно выполняет задачи по сохранению традиционной культуры хоперских казаков. Кошав-гора - это самое высокое место на правом берегу Хопра, курган, в древности сторожевой пост. Это место окутано тайнами, про него сложены легенды и поверья, это как было сказано выше, одно из первых мест поселения станицы Кумылженской.
Главная задача ансамбля "Старина" - сохранение и воссоздание этнической родовой культуры во всем ее многообразии, возвращение традиционных этических норм в жизнь, в быт, процесс воспитания детей. Участники занимаются сбором этнографического материала в экспедициях по хуторам и станицам района, проведена большая работа по систематизации и воссозданию исторического костюма казаков, методы традиционного воспитания воплощаются в деятельности детского фольклорного ансамбля "Сполох", активно осваиваются технологии ремесел, бытовавших в наших местах
.Ансамбль "Старина" является действительным членом РФС с 1991 года, активным участником различных мероприятий по фольклору от районного до международного масштаба. Репертуар ансамбля очень разнообразен: песни (от колыбельных до былин), духовные стихи, игры и хороводы, танцы, пляски, припевки и пр. Настоящим везением и удачей по жизни участники коллектива считают то, что им довелось жить и петь много лет вместе с известными мастерами, виртуозными песенниками, но в первую очередь настоящими казаками по роду, отношению к жизни. Это такие прославленные певцы, как Бекасов Александр Иосифович, Патрин Иван Тихонович, Косов Яков Петрович, Гришин Иван Власьевич, Харитонов Николай Климанович, Юргапова Антонина Николаевна, Мартынова Нина Васильевна, Гришина Ольга Федоровна, Аброкова Антонина Константиновна, Петрова Ефросинья Михайловна - станица Кумылженская, Пономарев Михаил Ильич, Пономарев Полиевкт Ефимович, Дугина Мария Васильевна - станица Букановская, Быкадоров Иван Федорович, Потапов Василий Иванович, Ларичева Степанида Никитична - станица Глазуновская, Потапова Мария Сергеевна, Макарова Надежда Ульяновна - хутор Сарычи. Все эти люди не просто замечательные певцы и певицы, они и плясуны, и музыканты, сказители и философы, пронесшие через долгие годы, суровые судьбы, войны и труд любовь к жизни, бодрость духи и удивительный поэтический взгляд на окружающий мир.

Их слова, как завет храним мы в наших сердцах:

"Песня для казака - это роскошь!" - А.И. Бекасов;
"В старинных песнях - вся наша жизнь!" - И.Ф. Быкадоров;
"Какую бы песню не заиграли - там донские казаки!" - М.И. Пономарев.

Художественный руководитель ансамбля "Старина" Е.В.Фирсова»

 

Вот. Всё это представлял московский юноша попсоватого вида из какой-то коммерческой фирмы звукозаписи. Из какой – я не разобрал. Но мне как-то не увиделось в нём ничегошеньки фольклорного, ни во внешности, ни в словарном запасе, ни в стиле поведения. Этакая смесь поппера и блатняка. Ну, да ладно, не с лица воду-то пить. Организовал доброе дело – и то хлеб. Теперь о самом мероприятии. Пафосный анонс, ничего не скажешь. Уважаем. Понимаем. Ценим. А что было на сцене? Достаточно вялое начало с несколькими сбоями по тональности запева – это сбивало и публику с настроя и как-то утомляло. Ну, взял не ту тональность, так ты же не на сцене Большого под дирижёрскую палочку подныриваешь. На ходу меняй и пой дальше. Это же деревенский ансамбль, все за это его и любят, ждут именно этой непосредственности и живости. А тут тональности какие-то по нескольку раз меняют. Не хватает только камертона и метронома. Короче говоря, попели они так первое отделение. Песни, наверное, интересные с точки зрения истории песенного фольклора данного региона, но какие-то уж очень тягомотные. На улице снег с дождём, по Пятницкой грязь из-под колёс всех прохожих заливает. Магазин Фонда Культуры, который испокон века на Пятницкой  разбавлял своим присутствием новорусско-кабацкое засилье первых этажей старомосковских строений вдоль улицы, закрывается, о чём поведал мне знакомый работник этой чудной лавки. То есть больше не войти в дверь со звучным колокольчиком и не вдохнуть волшебный запах лыка, из которого сделаны бабки-ёжки и лошадки, раскачивающиеся под потолком, не полюбоваться керамическими и глиняными безделушками на захламлённых полках, не поболтать с завсегдатаями о романовской и каргопольской игрушке, не прикупить по случаю маленького тряпичного ангелочка с кружевными крылышками и носиком-пуговкой. Закрывают магазинчик новые хозяева нашей жизни. Среди которых и сонм попов-самодуров. Тоска. А тут ещё сидишь в прокуренной толпе и тянут из тебя душу унылые духовные стихи. А в антракте – другая крайность. На сцену вышел совершенно замечательный мужик с золотыми зубами и гармошкой, о котором я, в отличие от ансамбля, слышал кое-что. Причём, хорошее слышал. Это так называемый «специальный гость» - Хоперский казак Юрий Щербаков. И начал петь... Нет, не казачьи песни, о его исполнении которых я слышал. А городской «жестокий романс», который я не перевариваю, ибо он горячо любим водителями всех московских маршруток и владельцами почти всех рыночных палаток. Меня затрахало радио «Шансон» и ему подобные ублюдочные радиостанции соответствующих «форматов». И во время выступления Щербакова я всё время бурчал себе под нос: ещё только «Мурки» не хватает для полного счастья. Бурчал не слишком громко, так как публика подобралась горячая и мне могли, не разобравшись, навтыкать. А за что? За то, что я горячо люблю фолк во всех его проявлениях? За то, что задыхаюсь от прелести старческого дребезжащего голоса Лукерьи Андреевны Кошелевой из села Линово. Иду впляс в любом публичном месте, где раздаётся посвист «Казачьего круга»? Храню с трепетом видеокассету фольклорного выступления румынских - трансильванских музыкантов? И всегда именно исполнители народной песни поднимали зал, заставляли его впитывать драйв истинного фольклорного искусства, воспарять над неуютом бытия, вплывая в пространство исконного и вечного, корневого, не зависящего ни от чего, простодушного и универсального народного космоса. А здесь в «ДОМЕ» меня поразило то, что я впервые видел публику более драйвовую, чем выступающие на сцене.

Залу бешено хотелось получить удовольствие от народной песни. Чувствовалась какая-то звериная тоска людей по светлому и прекрасному. И люди черпали эту энергию фолк-катарсиса из своих глубин. Но не со сцены. На сцене почти до конца всё было натужно и вяло – мне кажется, это произошло из-за того, что впервые выступавшие в Москве станичники чувствовали себя некомфортно и скованно. Даже когда дело дошло до плясок и частушек – спасало ситуацию только то, что весь зал пел все песни и заряжал своим энтузиазмом и себя, и выступающих. Удивительный случай. Только для того, чтобы зафиксировать этот феномен стоило пойти на концерт. После концерта по Пятницкой шли люди и во весь голос пели казацкие песни. Это – здорово. И это главный результат мероприятия. Подозреваю, что и сами исполнители после концерта свой кайф словят: у них наступит этакая разрядка после сценического напряга, они выпьют винца и всю ночь будут действительно знатно и самозабвенно петь. Не обращая внимания на тональность и «правильность» исполнения. До утра. А утром пойдут гулять по столице, под её грязным серым небом, по грязным серым подземным переходам, среди унылых серых толп, вздохнут устало на набережной ядовито-серой Москвы-реки и, может быть, хотя бы тогда поймут, как нам нужны их песни, как нужен светлый и энергичный заряд казачьего воинственно-победительного духа, как нам скушно и худо живётся в этом сером мире, так близко расположенном к всевластным человеконенавистникам - «серым людям». И в следующий раз они выстроят программу иначе, они выпьют рюмку перед выходом на сцену, они ухарски вскинутся и зазнобит у нас сердце оттого, что есть ещё на Руси казацкая вольница. И мы пойдём дальше с этой верой и надеждой на то, чего у нас нет...

Видео

Никодим Каламдан

Отход на север