Из всей программы Второго Всероссийского и первого международного фестиваля «Этника», который проходил в Москве 15-19 октября 2003 г., я с самого начала очень хотел посмотреть именно венгров из Трансильвании - ансамбль «Звуки Димеша». В составе этого ансамбля, как мне говорили, были два замечательных старика – муж и жена, каждому под 90 лет. Янош Зеркула и Регина Фико являются представителями последнего поколения аутентичной венгерской музыки в Трансильвании. Янош Зеркула – легендарный скрипач уникальной этнической группы венгров «чанго», сохранивших архаичную традицию региона Димеш (Трансильвания). Его жена Регина Фико играет на древнем ударном инструменте - гардон (имеет форму виолончели). Все это я знал. Но никак не ожидал увидеть и почувствовать такой силы драйв и энергетический заряд от патриархальных старых крестьян какой-то полулегендарной вампирской европейской трущобы.
Самолет с венграми задерживался, мы терпеливо сидели в зале, просматривая довольно-таки вялые выступления ансамбля «Спас» из п. Дубки Саратовской области и нудно-похмельных мужиков из Воронежской области с тоскливыми «Мужскими историями» и рекрутскими страданиями. Все было пыльно и скучно. Оживляло только перманентное проскальзывание в зал организаторов фестиваля с передаваемыми громким шепотом сообщениями: ОНИ уже проходят таможню… ОНИ уже едут… ОНИ стоят в «пробке» на Ленинградке… Все это как-то электризовало, ожидание становилось концептуальным актом. В глубине души я побаивался разочарования от несбывшихся ожиданий. Как в детстве, когда ждал новогоднего подарка – восхитительную желтую машину-мусоровоз, а дарили книжку с отвратно яркими картинками и меленькими буквочками. Вдруг приедут такие старые развалины и будут гундосить себе под нос что-то невразумительное. А мы тут их ждем, ждем. И вот наконец: ОНИ ПРИЕХАЛИ! Организаторы радостно забегали туда-сюда. Со сцены сползли последние страдающие мужики. Я подтянулся и внутренне собрался. В проходе между рядами прошла маленькая группка из бодрого старика со скрипичным кофром, но котором была наклейка « I love rock!» и вызывающе алым языком эмблемы «Роллинг Стоунс». Рядом семенила бабулька в платочке и обычном «совковом» сереньком прикиде. Чуть за ними возвышался осанистый мужик и тетенька в венгерских национальных костюмах. И еще несколько невзрачного вида людей. Они уверенно прошли на сцену. О них сказали несколько слов ведущие. И… Странные звуки ударно-струнного гардона сливались со смеющейся задорной скрипкой старика. Печальные мелодии сменялись зажигательными танцевальными песнями. А здоровый мужичина с легкостью необыкновенной и невозмутимостью столь же необыкновенной закручивал свою партнершу в орнамент причудливого и страстного народного танца. Он не смотрел себе под ноги. Он не смотрел на свою партнершу. Он просто плел свой узор, витиеватый и ему одному ведомый. Ему и череде его предков. Не было стариков и старух на сцене, а был только вечно молодой дух народного искусства. И никто из зрителей даже не подумал о том, что эти люди только что провели десятки часов в дороге, только что сошли с самолета. Нет, нас радовали своей легкостью и яркостью, одаривали любовью и теплом, щедро, безоглядно. Это было прекрасно!

Видео ансамбля "Звуки Димеша"

Пишите отзывы

Интернет-клуб СКРИН