Несвоевременные мысли.

     Озираешься, бросаешь ищущие взоры одесную и ошую, и везде видишь одно и тоже - человеков. Цари вселенной, венцы природы, сотворенные по образу и подобию...Почитаешь различную литературу, некие философские экзерсисы, подивишься бесподобной умелости человеческой воздать себе по - кесаревски, а потом пойдешь, например, в Битцевский парк, погуляешь по мокрой траве среди грустных берез, дубов и разной прочей жизненности и обнаружишь, с потрясающей ясностью, всю гнилость и пустоту человеческих игрищ... Пустоту не в смысле "шуньяты" или "ши" там, или "ли", а просто такую обидную невостребованную никчемность.

     Чем занято все живое в природе, а может быть даже и неживое тоже? Плодиться и размножаться, как завещал Великий...И как все замечательно естественно получается - царит на Земле этакая громкая тишина.
     А здесь... Покой нам только снится. Что необходимо человеку для счастья? Здоровье, сытость, гармония внутри и с окружающим миром. Прав Лао-цзы : счастлив тот народ, который пашет, родит и лишен прелестей премудрости.
     Так нет же, вдруг оказался необходим для счастья исторический, технический и культурный прогресс.
     И все, на этом можно безбоязненно ставить прижизненный памятник человечеству. Ибо теперь мы ищем социальный рай через всяческие революционные пертурбации; мы тщимся помочь себе в достижении вздорной независимости от природы через накручивание все новых и новых технических игрушек; а в культуре - то есть в той сфере жизнедеятельности, которая являет нам истинное наше лицо, мы впали в удивительное состояние вечной игры в поддавки со своим интеллектом, называя все это духовным богатством.
Единственно, чем может похвастаться русская, советская, российская культура, так это удивительным соответствием своего облика политическому моменту, царящему в тот или иной период в стране. Абсолютная ангажированность представителей культуры (и художников в частности) сиюминутной потребе вымороченной интеллигентской души, являются откровенной иллюстрацией верности утверждения вождя о естественной сути русской интеллигенции.
     В то время, как французы создавали impressionism, предавшись волшебству чистого впечатления от окружающего мира, русские художники, скорбя о народе, ударились в передвижничество, создавая живописные агитки на тему: кому на Руси жить нехорошо.
Начало ХХ века и вовсе запечатало политическим экспрессионизмом и без того замутненные очи художников. Обуреваемые нелепым желанием спасти русский народ, при том неизвестно от чего, интеллигенты всех мастей с радостью стали служанками различных политических идей. То есть сознательно вывели себя из состояния духовной элиты нации , скатившись во невразумительное существование прослойки. Я не говорю о таких одиозных личностях как Малевич, Маяковский и т.п., которые были сознательными разрушителями существующего порядка, который, конечно же, не дотягивал даже до уровня Битцевского парка, но вполне смахивал на ухоженный огород. Даже такие " традиционные" мастера, как Петров-Водкин или Кончаловский умудрились от "Красного коня" и шикарной живописи докатиться до совершенно неприличных портретов вождей и летчиков...
     Эпоха Сталина радует своей сюрреалистичностью. Вымирание народа сопровождалось блестящими проектами гигантского масштаба. Спасибо архитекторам великой эпохи - без них не было бы замечательного облика современной Москвы. Кстати, нашим потомкам еще предстоит воспеть вкус и плодовитость Лужковского периода. Но все это касается прикладных видов искусства. С их помощью подтверждалась венценосная сущность Гомо Советикуса. Когда же дело касалось более тонкого станкового искусства, способного создавать самые непредсказуемые нравственные установки, так сказать без помощи труда творить человека или при помощи его же выродить людей и животных, в силу вступал мощный диктат государственной целесообразности и на гора выдавался удивительный, неправдоподобный, волшебный мир виртуальной реально-сти, которая представала перед очами оболваненных совков в виде соцреализма.
     Добрые вожди, знатные хлеборобы, замечательные матери, стойкие защитники Родины, любящие дети и т.п. Прямо не наш бренный мир, а райские кущи, где казнят любя, любят сплеча и воздают по справедливости, по справедливости, по спра...
Чем занимались те исключения из правил, которые были просто-таки исключительными личностями, во время всей этой бесконечной борьбы за спра...? Они писали картины на самые банальные темы: о любви, о борьбе мужского и женского начал между полами и в отдельном человеке, писали о смерти, которая была единственным и абсолютно верным партнером по жизни, не способным продать и предать, писали о Боге, видя в нем слабого человека, писали о людях, прозревая в них божественную суть и силу и т.п.
Брюллов, Врубель, Филонов, Нестеров и немногие другие - вот те, чье существование и творчество оправдывает цепляние людей за кисти и краски.
     Наша бедная перестройка и последующие уродцы социального "прогресса" подарили, как говорят, единственную демократическую свободу - громко говорить обо всем, что в голову взбредет. Но оказалось, что говорить-то более не о чем. В условиях свободы конфронтация с властьимущими стала бессмысленной. Нет, теперь вчерашние андерграундцы превратились в мощный пресс, давящий все непохожее на себя, а власть, которая превратилась в деньгодателей, из противника стала вожделенной добычей, благосклонность которой не стыдно добиваться самыми проституционными методами. Все полюбили деньги. Собственно говоря, это нормально, ведь их наличие настолько же безусловно значимо, как и матушка-смерть. Просто хотелось бы от лидеров духовной жизни некоей последовательности - уж если вы взяли на себя функцию социального санитара, то будьте им до конца. Ибо очевидно, что с воцарением даже самой зрелой демократии в любой стране и среди любого народа, суть человеческая не меняется. Мы же теперь видим, как хваленые борцы с тоталитаризмом, такие, как Пригов, Звездочетов и другие, перенимают замашки прирученной богемы времен застоя, признавая за хозяев "новых русских" или западных идеологов интеллектуального искусства.

    Виртуальная реальность, завоевывающая все большую популярность, показывает некую новую возможность спасения человечества. Когда-нибудь с ее помощью можно будет освободить людей от осознания привычного окружающего мира, дать им чистое сознание, подобное нирване. Оказавшись наедине с ним, но не потерявши способность к творчеству, человек создаст новый мир, в котором он будет подобен Богу. Этот мир невообразим. О нем просто невозможно говорить. Он - непознаваемое для нас здешних и сегодняшних.
     С будущим все понятно. Смешно, но мечты о будущем кажутся более реальными, чем окружающая действительность. Людям, занимающимся проблемами завтрашних технологий, завтрашнего искусства, психологии человека будущего - повезло. Они востребованы самим процессом в самом естественном виде - они его творят.
     Художники - абстракционисты и компьютерщики приучают нас к новой визуальной реальности, в которой нет места узнаваемому. Мир превращается в фантасмагорию. Естественно, этот новый мир является порождением нашего сегодняшнего сознания, но он все-таки необычен: он внедряет в обыденное человеческое сознание - абстрактное.

Текст и работы художника Дмитрия Плоткина.