Палиндромы
Петр Овчинников, Алексей Погибенко, Вадим Гущин & К
Художник Александр Егоров

П. Овчинников Предисловие
К. Кац Мир как Рим или палиндром и ни морд ни лап
С. Николаев От издателя
В. Гущин Бо-Бо! (Бойтесь Бога)

Суперпалиндромы
Rectus'ы

***************  ЧАСТЬ I  ***************

1.Я
2.СИР И БИЧИ 3.МЕДИЦИНА И ГИГИЕНА 4.ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ 5.МОРАЛЬ И ЭТИКА 6.ВОЕННОЕ ДЕЛО 7.ВОИН И ОВ
8.ТЕУ РИК 9.ИЩИ ПИЩИ!
10.ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА. ГЕОГРАФИЯ
11.БОГЕМА 12.ПРАВО И КРИМИНАЛИСТИКА 13.БИОЛОГИЯ 14.ПОП

***************  ЧАСТЬ II  ***************

1.КАЗАКИ (эпос)
2.НАРКОМАНЫ 3.РЕВОЛЮЦИЯ
4.КАЗАНЬ (эпос)
5.ГИБЕЛЬ В ГОРАХ

***************  ЧАСТЬ III  ***************

1.ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ 2.МУХИНА И БЕРИЯ
3.ПИТОН. ЕГИПЕТ. СТЕПИ. ГЕНОТИП 4.БОГЕМА-2
5.ЕДА 6.ОГОНЬ 7.ОЛЯ 8.ЛИЛЯ
9.АССА 10.БЕРГ 11.ОРГИЯ 12.ФАРИД
13.ТЕХНИКА И ПРОИЗВОДСТВО 14.БЫТ 15.ДЕТСКОЕ
16.КАФЕ "ЯЛ" 17.РОК 18.ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО 19.СПОРТ 20.ДЕВИЗ ЭМБРИОЛОГОВ 21.БЮРОКРАТИЯ
22.ЛАПСЕРДАК 23.ПО-АНГЛИЙСКИ 24.РАЗНОЕ
25.ГЛОССОЛАЛИЯ

Специальные спасибы: журналу "Комментарии" и Юрию Стефанову — на добрм слове, Саше Егорову — за картинки, С. Николаеву, Е. Илюшину, Б. Калимуллину, Р. Проколову, А. Шевченко — за участие, Кацу — просто так.
Пишите письма: Гущин Вадим Вадимович   [email protected]     [email protected]      [email protected]

МИР КАК РИМ ИЛИ ПАЛИНДРОМ — И НИ МОРД, НИ ЛАП

    ногие считают создание палиндромов не более, чем изящной лингвистической игрой. Это мнение будет верным, если учесть один существенный момент: палиндром не простая, но священная игра, или иными словами — трагедия. Трагедия (естественно — в античном значении слова) есть ритуальное воспроизведение мифа, а миф, если верить А.Ф.Лосеву — некая предельная доступная человеку реальность, результат восприятия человеком Бытия как такогого.
    Глупо было бы пытаться ответить на любой вопрос о Бытии, но можно вполне конкретно поставить вопрос о восприятии Бытия: что является основной чертой любого человеческого восприятия Бытия? Ответ очевиден: СИММЕТРИЯ.
    Разумеется, перед нашим непосредственным взором проходят далеко не симметричные картины, но разница между непосредственным взором и целостным восприятием — та же, какую Флоренский подметил между фотографией и произведением живописи: фотография фиксирует лишь часть окружающего мира, произведение искусства же (что бы оно ни изображало) фиксирует весь мир целиком.
    Перед нашим непосредственным взором — беспорядочная кучка цветных камешков, восприятие же подобно калейдоскопу. Отражаясь в зеркалах восприятия, кучка преобразуется в симметричный узор. Самым действенным примером симметричности человеческого восприятия является СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
    Именно вера в то, что за все грядет расплата, позволяет нам безболезненно ковырять наши "камешки", наши "кучки", уповая на существование Божественного Зеркала, в котором "кучки" и "камешки отразятся, вывернувшись наизнанку.
    Как видите, даже на такой неприятный вопрос, как вопрос о справедливости мироздания, человек готов найти "гармоничный" ответ, где "гармония"— оценочно-положительный синоним симметрии. Что же касается менее больных вопросов о человеческом мире, то на них человек уверенно отвечает:
Да-Нет! Истинно-Ложно! Рост-Старение! Вперед-Назад!
    Бинарность, диалектичность, симметричность человеческого мировоспроиятия можно объяснить по-разному: с религиозной точки зрения ("В начале сотворил Бог небо и землю"), с эмоционально-научных позиций (где был Большой Взрыв, там будет и Большой Всхлип), с элементарно геометрических позиций, наконец: где верх, там и низ; где перед, там и зад.
    Можно предложить и вульгарно-материалистическую биологизаторскую концепцию, согласно которой бинарность нашего восприятия объясняется нашей двуполостью.
    Мы себя самих воспринимаем обязательно состоящими из двух половинок — отсюда и наше аналогичное восприятие мира в целом. Если бы, к примеру, у нас было пять полов, то и аристотелева логика оказалась не двузначной, а пятизначной.

    Здесь мы переходим непосредственно к палиндромам. Готлиб Фреге заметил, что истинность есть проекция Бытия в область логики. Палиндромы не принято рассматривать с точки зрения их истинности — но лишь с точки зрения их формы. Форма их симметрична и, следовательно, священна.

    Теперь предположим, что у нас есть палиндром, обладающий свойством истинности...

    Об этом даже страшно подумать. Полное соединение формы и содержания означает полную святость.
    Мы получим Божественное Слово в Его аутентичном звучании! Теперь становится понятным, почему официальная церковь преследовала любителей "Черной Мессы". Черная Месса, как известно, есть обычная католическая месса, прочитанная задом наперед. Теперь представьте себе, что в некоем храме проходит обычная служба, по окончании которой в доме пососедству проходит служба черная. Вместе они составляют МЕССУ-ПАЛИНДРОМ, т.е. палиндром, наделенный с точки зрения католиков Божественной Истинностью. И если вспомнить начало Евангелия от Иоанна: "...и Слово было у Бога, и Слово было Бог", то страх верующих католиков получает свое объяснение.
    Католики боялись воспроизвести Бога! Богобоязнь в самом что ни наесть физическом смысле, богобоязнь чаще подсознательная, мешает большинству людей согласиться с идеей святости палиндрома.
    Богобоязненные трусы предпочитают отмахиваться от этой "развлекухи" или наоборот, восхищаться ею, но ни в коем случае не воспринимать ее всерьез. Здесь и в самом деле есть чего опасаться: ведь произнеся Аутентичное Божественое Слово, человек сам станет... нет, не Богом как таковым, но Богом в собственном понимании. А став Богом в собственном понимании, человек автоматически выходит за рамки собственного понимания и может лицезреть самого себя в совершенно новой форме.

    И не исключено, что эта новая форма представляет собой бесполого одноглазого червячка с кольцеобразно-замкнутым телом. Не исключено, что в этом "прекрасном новом мире" Божественным Словом является циклопалиндром, а может быть — и вовсе не палиндром, а, к примеру, междометие.

P.S. Св. Олсот ебет ослов-с!

КИРИЛЛ-ЛИРИК (К.И.Якимец "Кац") Москва 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ

    В данном томе фрагментарно представлена лишь одна сверкающая грань мутного граненого стакана литературного творчества в меру озверелых казанцев. Художественная необходимость заставляет закопченные золотые руки этих людей яростно втискивать разгульную жизнь в прокрустово ложе самых жестких форм.
    Подобно тому, как великие создатели музыки возводили фуги, щекочущее чувство прекрасного побуждает авторов предлагаемого сборника строить величественные фиги, перенося их на бумагу с натуры своего воображения.
    Быть может, эти кукиши ювелирной работы, эти талисманы, уберегут кого-нибудь от дурного глаза, как верили когда-то?

    Авторы всегда живо тянулись к печатному слову, однако художественная необходимость нередко склоняла их становиться творцами слова непечатного. А художественная необходимость — превыше всего!

    Палиндром — это состоящий хотя бы из одной буквы отрывок текста, обратная и прямая последовательность букв которого совпадают. Например: уж редко рукою окурок держу.
    Цикл — это отрывок текста, состоящий из двух (необязательно грамматически самостоятельных) последовательных палиндромов. Например: Пенелопа на полене полетит на антитело. (Здесь последовательно соединены палиндромы "Пенелопа на полене п" и "олетит на антитело"). Палиндромы, образующие цикл, могут состоять лишь из одной буквы. Например: "Миледи, вы нутро Фортуны видели?" (Этот цикл образован палиндромами "М" и "иледи, вы нутро Фортуны видели?"). Если написать цикл на спасательном круге, то соответствующую фразу можно прочесть как по, так и против часовой стрелки — отсюда и термин "цикл".
    Квазипалиндромом мы называем отрывок текста одного из следующих двух типов:
1) При прямом и обратном прочтении лишь переставляются некоторые слова. Единственный приводимый в настоящем томе пример: Але, Адгам! Акоп Юлю лапал, пока Магда ела.
2) Прямая и обратная последовательность букв совпадают, если при обратном прочтении разрешается произвольно добавлять или устранять мягкий или твердый знак. Например: Не мерь йогу тугой ремень. Или: Акула съела леса лука.
    Палиндромы в тексте никак особо не помечаются. Буква "Ц" справа означает цикл, "К" — квазипалиндром. Иногда читателю предлагается самому найти начало и конец палиндрома.

Петр Овчинников, Казань 1987 [email protected]

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

    Мой большой друг, Вадим Вадимович Гущин (в дальнейшем — Автор) за 1 (один) рубль продал мне право издать этот сборник (сделка состоялась при свидетелях на одной небольшой пьянке в главном здании МГУ). Не преследуя никаких корыстных целей, я подготовил оригинал-макет (кажется, это так называется) и передаю его Автору, пусть делает с ним, что хочет. Любое изменение формы или содержания данного документа Автор и Издатель будут рассматривать как нарушение их самых сокровенных авторских прав и просто плевок в душу. [ ... ]
    Настоящее издание благотворительное, часть собранных средств пойдет на запись второго альбома музыкального коллектива "Чердак офицера", а также на обмывание этой записи.
   Авторы и Издатель будут очень признательны читателям за любую похвалу, ругань, водку в резиновых грелках или просто новые палиндромы, присланные по адресу: 426006, Ижевск, а/я 3220.

Сергей Николаев, Ижевск 1991 [email protected]

БОЙТЕСЬ БОГА

    Язык — дар Божий, люди неразумно растрачивают его на Речь. "Обыденная речь не имеет отношения к порядку вещей", заметил Ж.П. Сартр, говоря о высшем порядке, de rerum naturae (Лукреций), об "устройстве природы". Язык — парадигма общения, данная нам в ощущениях Демиургом, речь — суетная синтагма неофита, оглашенного, ненадолго пришедшего в этот мир существа: языки живут тысячелетия, а мы... мы едва успеваем удивиться, что из полследовательности буковок "всегда какое-нибудь слово да получается", и едва ли успеваем прочесть абзац из книги Бытия.
    Палиндромы заложены в структуре Языка, но не Речи, (подробнее о дихотомии язык\речь см. в работах Фердинанда де Соссюра) "автор" палиндрома является на самом деле не автором, а медиумом, если не шаманом от языковой стихии, и если какой-нибудь ламер пришлет мне e-mail с претензией, что якобы это именно он сочинил похожий (такой же, лучше) палиндром, то я пошлю его со всеми распальцовками к Богу.
    Бог не фраер, он свой копирайт защитит.

Вадим Гущин [email protected]

СУПЕРПАЛИНДРОМЫ

Суперпалиндром — это состоящий из M ( где M=N * N) букв отрывок текста, при расположении которого в квадратную таблицу размера N * N совпадает последовательность букв при прочтении следующими 4 способами:

1) по строкам слева направо и сверху вниз;
2) по столбцам сверху вниз и слева направо;
3) по строкам справа налево и снизу вверх;
4) по строкам снизу вверх и справа налево.
Известный пример:

S  A  T  O  R
A  R  E  P  O
T  E  N  E  T
O  P  E  R  A
R  O  T  A  S

    Легко видеть, что для квадратной таблицы из букв одинаковость ее прочтения способами 1)-4) равносильна ее симметрии относительно обеих диагоналей квадрата. Разумеется, любой суперпалиндром является также палиндромом. Таким образом, суперпалиндром — это палиндром, удовлетворяющий весьма жестким дополнительным ограничениям. Суперпалиндромы приводятся в двух записях — "квадратной" и обычной.

Кинут имаму наган умами туник.

К И Н У Т
И М А М У
Н А Г А Н
У М А М И
Т У Н И К

Гене — денег.

Г Е Н
Е Д Е
Н Е Г

Мир или Рим?

М И Р
И Л И
Р И М

Нора. Омар. Рамо. Арон.

Н О Р А
О М А Р
Р А М О
А Р О Н

Кира. Икар. Раки. Арик.

К И Р А
И К А Р
Р А К И
А Р И К

— Ужели желал, ел, алел? А, лежи! — Лежу.

У Ж Е Л И
Ж Е Л А Л
Е Л А Л Е
Л А Л Е Ж
И Л Е Ж У

Лево пел, а повара в опале повел.
Л Е В О П
Е Л А П О
В А Р А В
О П А Л Е
П О В Е Л

Он колот, но и липок, и лепил Оле Дело ли?
— Пел, и копил и он толокно.

О Н К О Л О Т
Н О И Л И П О
К И Л Е П И Л
О Л Е Д Е Л О
Л И П Е Л И К
О П И Л И О Н
Т О Л О К Н О

RECTUS

RECTUS — это состоящий хотя бы из одной буквы отрывок текста, при расположении которого "по кругу" начиная с двух, вообще говоря, разных мест по часовой стрелке можно прочесть две различные фразы. Пример: мать/тьма (А. Вознесенский). (Мы приводим два способа прочтения RECTUS, разделяя их чертой). Другие примеры: река/каре, горка/кагор, сосна/насос, рикша/шарик, кусай/сайку и т.д. Известен следующий пример RECTUS "со сдвигом ноль": С вин с твоих/свинство их. В сущности, это каламбур в смысле побуквенного прочтения. (Он является также фонетическим каламбуром). Мы приводим несколько RECTUS, уделяя основное внимание более длинным, нежели упомянутые.

Токио. / Киото.
Лазо. / Зола.
Пуля мимо. / Оп — "улям" им!
И кит отдрался замуж. / Мужик — и тот дрался за.
Скован табу. Сука зла. / Ласков антабус — указ!
Велик араб. Огневы дали на заре. / Заревел Икар, а бог не выдал, и — на!


БРИЛЛИАНТЫ ДЛЯ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА

На — нес я им реквизит — грани царей дара — дуй с тягом! / Нанес имярек визит — граница, рей да радуй стягом!
Накаков все в банджо? Пуста Луна-с, дети побед, народ, — и на муз ей срать — Юга ли, Февраля — нем и ритм и глас кишок — вой. / Каков — все в банд жопу — стал у нас-де тип?! О, бедна родина, музей с ратью Галифе — враля не мирит. Миг ласк — и шок. Война...

п   а   л   и   н   д   р   о   м   ы
ЧАСТЬ I         ЧАСТЬ II         ЧАСТЬ III

"Антология русского палиндрома"

[VAD VAD PAGES]



улям - умираю (тат.)