В е л и м и р у   Х л е б н и к о в у — 1 1 1      

СЕРГЕЙ БИРЮКОВ

ПАЛИНДРОМ КАК УСТРОЙСТВО СТИХА

    вук скрывает за собой некоторый образ", - записал Хлебников. И попытался разными путями определить этот образ. Может быть, это начальная буква, например Ч, которая выражает весь образ слова? Может быть, это легче выяснить, когда слово движется в обратную сторону - палиндромически? Ведь эти стихи как бы для глаза, только особый тренированный слух уловит обратный ХОД! ОХ!
    Сам Хлебников писал по поводу своего первого палиндромического произведения: "Я в чистом неразумии писал "Перевертень" и, только пережив на себе его строки: "Чин зван мечем навзничь" (война) - и ощутив, как они стали позднее пустотой: "Пал, а норов худ и дух ворона лап", - понял их как отраженные лучи будущего, брошенные подсознательным "Я" на разумное небо".
    "Пояснение", как это часто у Хлебникова, чисто ассоциативное. Но нас в данном случае интересует не только пророчество, а то, как в поле звука стягиваются слова, как палиндромия организует этот медный и мерный звук. Палиндром для Хлебникова - сокращение пути к подсознанию из подсознания. Сокращение происходит именно благодаря двойному ходу строки, по принципу удара и отдачи (так работает сердце), минуя обязательные "смысловые" операции. Звуковой состав палиндромической строки поневоле обострен, и в этом как раз состоит смысл - пробуждение звукового отклика.
    Хлебников впервые в русской поэзии применил палиндром в качестве строительного материала для стихотворения большой протяженности. В 1920 г. он напишет таким стихом целую поэму ("Разин") и окончательно узаконит палиндромическую форму в русской поэзии, во второй половине века палиндромические стихи станут непременной частью российского поэтического пейзажа. Он обнаружил новые возможности языка к созданию стиховой формы.
    Догадка о палиндромии как устройстве стиха имела еще одно разрешение - выход к анаграмматизму в письменном выражении и к паронимии - в звуковом. На этом принципе построено почти целиком стихотворение "Пен пан" (инверсия: пан пен - мн. число от слова "пена").

    Вторгаясь в область психологии творчества, мы должны признать, что визуальное и в палиндромии и в анаграмматизме есть явление вторичное, то есть фиксация. В том случае, когда мы имеем дело со словом (или квазисловом), мы его мысленно или вслух проговлриваем. Но зафиксированное на бумаге, оно может быть прочитано и таким образом может возвратиться к истоку.

© Бирюков С.Е., 1997.


Журнал "Визуальная поэзия"     Vad Vad' pages     Антология русского палиндрома