В е л и м и р у Х л е б н и к о в у — 1 1 1 |
СЕРГЕЙ БИРЮКОВ
ПАЛИНДРОМ КАК УСТРОЙСТВО СТИХА
"Звук
скрывает за собой некоторый образ", - записал Хлебников. И попытался
разными путями определить этот образ. Может быть, это начальная буква,
например Ч, которая выражает весь образ слова? Может быть, это легче выяснить,
когда слово движется в обратную сторону - палиндромически? Ведь эти стихи
как бы для глаза, только особый тренированный слух уловит обратный ХОД!
ОХ!
Сам Хлебников писал по поводу своего первого палиндромического произведения:
"Я в чистом неразумии писал "Перевертень" и, только пережив
на себе его строки: "Чин зван мечем навзничь" (война) - и ощутив,
как они стали позднее пустотой: "Пал, а норов худ и дух ворона лап",
- понял их как отраженные лучи будущего, брошенные подсознательным "Я"
на разумное небо".
"Пояснение", как это часто у Хлебникова, чисто ассоциативное.
Но нас в данном случае интересует не только пророчество, а то, как в поле
звука стягиваются слова, как палиндромия организует этот медный и мерный
звук. Палиндром для Хлебникова - сокращение пути к подсознанию из подсознания.
Сокращение происходит именно благодаря двойному ходу строки, по принципу
удара и отдачи (так работает сердце), минуя обязательные "смысловые"
операции. Звуковой состав палиндромической строки поневоле обострен, и
в этом как раз состоит смысл - пробуждение звукового отклика.
Хлебников впервые в русской поэзии применил палиндром в качестве строительного
материала для стихотворения большой протяженности. В 1920 г. он напишет
таким стихом целую поэму ("Разин") и окончательно узаконит палиндромическую
форму в русской поэзии, во второй половине века палиндромические стихи
станут непременной частью российского поэтического пейзажа. Он обнаружил
новые возможности языка к созданию стиховой формы.
Догадка о палиндромии как устройстве стиха имела еще одно разрешение
- выход к анаграмматизму в письменном выражении и к паронимии - в звуковом.
На этом принципе построено почти целиком стихотворение "Пен пан"
(инверсия: пан пен - мн. число от слова "пена").
У вод я подумал о бесе
И о себе
Над озером сидя на пне.
Со мной разговаривал пен пан
И взора озерного жемчуг
Бросает воздуншый, могуч меж
Ивы,
Большой, как и вы. (И так далее.- С.Б.)
Вторгаясь в область психологии творчества, мы должны признать, что визуальное и в палиндромии и в анаграмматизме есть явление вторичное, то есть фиксация. В том случае, когда мы имеем дело со словом (или квазисловом), мы его мысленно или вслух проговлриваем. Но зафиксированное на бумаге, оно может быть прочитано и таким образом может возвратиться к истоку.
© Бирюков С.Е., 1997.
Журнал "Визуальная поэзия" Vad Vad' pages Антология русского палиндрома