Фритьоф Шюон
ПОНЯТЬ ИСЛАМ

Фритьоф Шюон - одна из самых загадочных фигур в истории европейской эзотерики ХХ века. У него скандинавское имя, а фамилия звучит то ли на немецкий, то ли на французский лад, откуда некоторые заключают, что он уроженец Швейцарии. Но доподлинно неизвестно, кто он по национальности, где и когда родился. Его первые статьи в геноновском журнале "Исследования традиции" появились в середине тридцатых годов, следовательно, в ту пору ему никак не могло быть меньше двадцати лет. Из его книг легко вычитать, что он долгое время жил на Ближнем Востоке (но где именно?), а ближе к концу века перебрался в США.
    Опять же, судя по его книгам, он ученик и продолжатель Рене Генона, который нередко цитировал его работы. Можно предположить однако, что впоследствии они стали относиться друг к другу с некоторым холодком.
    Шюон как стилист куда более эмоционален и поэтичен, чем его предполагаемый наставник, хотя подчас при толковании тех или иных доктринальных основ, он бывает чрезмерно сложен для восприятия своих современников: ему бы жить в XII или XIII веке, во времена Фомы Аквинского и Омара Хайама.
    И еще можно сказать, что загадочный Шюон - один из немногих подлинных философов гностического толка, неожиданно воплотившихся в нашем столетии. Он занимался вопросами взаимовлияния античной и христианской традиции, проблемами креационизма, учащего о том, что мир есть творение Бога, и тех доктрин, которые полагают, что все сущее - это Его проявление, манифестация. Об отдельных темах его работ лучше всего скажут их названия: О трансцедентном единстве религий; Око сердца; Духовные перспективы и человеческие факты; Пути гнозиса; Касты и расы; Стоянки мудрости; Понять ислам; Взгляд на древние мифы; Форма и субстанция религий; Эзотеризм как принцип и как путь.
    Г-жа Анни Жеро, сотрудница парижского геноновского центра, в частной беседе сообщила мне, что по некоторым данным патриарх эзотерики до сих пор жив и совершает свой духовный подвиг среди посвященных старейшин племени сиу.

Ю.Стефанов



ПОНЯТЬ ИСЛАМ
(Фрагменты из книги)



    Для ислама, а тем более, для суфизма, являющегося его сердцевиной (2), метафизическая доктрина состоит в том, что "нет иной реальности кроме единой Реальности", и что, в той мере, в какой мы обязаны считаться с существованием мира и нас самих, "космос есть лишь манифестация Реальности" (3); ведантисты сказали бы — повторим это еще раз, — что "мир ложен, Брахма истинен", но добавили бы, что "все сущее есть Атман", — и в этом втором утверждении заключены все важнейшие метафизические истины. Согласно этой второй истине, мы обретаем спасение; согласно первой — мы даже не "существуем", а только "пребываем" в зыбком мире возможностей. Дело обстоит так, словно мы обретаем спасение заранее, еще не существуя и что "один только Лик Божий пребудет вечно".
    Различие между реальным и нереальным в каком-то смысле совпадает с различием между Субстанцией и акциденциями; это соположение Субстанция — акциденции позволяет понять "более реальный" или "ирреальный" характер мира и указывает тем, кто способен это уловить, на непростительность заблуждения, приписывающего феноменам свойства абсолюта. Впрочем, — и это само собой разумеется — прямой смысл слова "субстанция" служит указанием на то, что существуют субстанции промежуточные, "акцидентальные" по отношению к чистой Субстанции, но исполняющие роль субстанций по отношению к собственным акциденциям; таковы, в восходящем порядке, материя, эфир, душевная субстанция, сверхчувственная и макрокосмическая или, если угодно, "ангелическая" субстанция, а затем — Субстанция универсальная или метакосмическая, являющаяся одним из полюсов Бытия или его "горизонтальным измерением", женским аспектом (4). Антиметафизическое заблуждение асуров состоит в том, что они принимают акциденции за "реальность" и отрицают Субстанцию, считая ее "ирреальной" или "абстрактной". (5) Прозревать ирреальность — или меньшую, относительную реальность — мира значит прозревать символику феноменов; сознавать, что только "Субстанция субстанции" абсолютно реальна — то есть единственно реальна, строго говоря, — значит видеть Субстанцию во всех ее акциденциях и сквозь них; благодаря этому первичному познанию Реальности, мир становится метафизически "прозрачным". Когда говорится, что бодисатва видит только пространство, а не то, что в нем содержится, или рассматривает его содержание как само пространство, это означает, что он видит только Субстанцию, которая по отношению к миру предстает "пустотой", или, напротив, мир предстает предстает пустотой в сравнении с изначальным Преизбытком; таким образом, здесь может идти речь о двух взаимоисключающих "пустотах" или преизбытках, подобных верхнему и нижнему отделениям водяных часов, которые не могут быть одновременно пустыми или заполненными.
    Уяснив, что соотношение между водой и составляющими ее каплями отвечает соотношению между Субстанцией и акцинденциями, которые являются содержимым мира, можно без труда постичь "иллюзорный" характер акциденций; если в Исламе говорится, что сотворенное служит доказательством существования Бога, то это означает, что природа феноменов "акциндентна", что они проистекают из высшей Субстанции. Сравнение с водой имеет лишь тот недостаток, что не подчеркивает трансцендентности Субстанции, но материальный мир не может подсказать нам лучшего образа, так как трансцендентность меркнет в своих отражениях по мере того, как выявляется та или иная акциденция.
    Субстанция связана с акциденциями прерывной связью, хотя их соотношениям присуща и некая тончайшая непрерывность, обусловленная тем, что субстанции в любом случае являются аспектами абсолютно реальной Субстанции; но в этом случае они рассматриваются исключительно в связи с породившей их причиной, а не в каком-либо ином отношении и, таким образом, сохраняют свою необратимость; иначе говоря, акциденция сводится тогда к Субстанции; оставаясь акциденцией, она становится "внешней" Субстанцией, чему соответствует, кстати, одно из божественных Имен: Эз-Захир, "Внешний". Все заблуждения относительно мира и Бога коренятся либо в "естественно-научном" отрицании прерывности, (6) а стало быть, и трансцендентности, хотя на ней-то и должна основываться любая наука, либо в непонимании метафизической и "нисходящей" непрерывности, которая вовсе не упраздняет прерывности, зарождающейся в относительном. "Брахма не есть мир", но все сущее есть Атман", "Брахма истинен, мир ложен", а также: "Он ("освобожденный", мукта) есть Брахма". В этих формулах заключен весь гнозис точно таким же образом, как он заключен в двойном исповедании веры (Шахада) и в христианских таинствах. (7) И вот что самое главное: метафизическая истина, вкупе со всем, что она в себе заключает, коренится в самой субстанции разума; отрицать или ограничивать истину — значит отрицать или ограничивать разум; осознавать силу разума — значит осознавать его субстанциональное содержание и, следовательно, суть вещей; именно поэтому сказано: "Познай самого себя" (греческий гнозис), а также: "Царствие Божие внутри вас" (Евангелие) и "Познавший самого себя познал Господа своего" (Ислам).
    Откровение — это объективизация Разума; вот почему оно способно объективизировать и рассудок, помраченный, но не загубленный грехопадением; это помрачение может быть случайным, а не обязательным, и в таком случае рассудок вправе взывать к гнозису. (8) Элементарная вера неспособна сознательно и отчетливо постичь полную истину, потому что и она на свой лад ограничивает рассудок, хотя, как это не парадоксально, порою может вступить в союз со своего рода рационализмом — что характерно как для вишнуизма, так и для Запада, — хотя и не растворяясь в нем, покуда не поколеблена сама вера. (9) Во всяком случае, духовная перспектива, придающая абсолютный характер относительным явлениям, как это делает семитический эзотеризм, не может претендовать на интеллектуальную полноту; но поскольку экзотеризм неотделим от эзотеризма, догматы первого становятся символами второго.

    Имя Аллах, являющееся квинтэссенцией всех коранических формул, включает в себя два слога, соединенных удвоенной буквой лам; эта буква схожа с телесной смертью, предшествующей встрече с инобытием и воскрешению, или со смертью духовной, за которой следуют озарение и обретение святости. Подобную аналогию можно выявить и во вселенском масштабе, как в онтологическом, так и в циклическом смысле: между двумя степенями реальности, будь они взаимно проникающими или последовательными, всегда имеется нечто вроде зазора, зияния (10), выраженного в Шахаде словом илля ("если не"). (11) Первый слог божественного Имени, согласно напрашивающейся здесь интерпретации, соотносится с миром и жизнью, понимаемыми в качестве божественной манифестации, а второй к самому Богу и инобытию или к бессмертию. Начинаясь чем-то вроде зияния между молчанием и возглашением (хамза), подобного "творению из ничего" (creatio ex nihilio), оно завершается продолжительным выдохом, как бы открывающимся в бесконечность, — причем конечное ха служит символом надбытийственной "недвойственности" — это указывает на то, что не может быть никакой симметрии между начальным небытием и Не-Бытием трансцендентным. Имя Аллах, стало быть, заключает в себе все сущее, от Абсолюта до малейшей пылинки, тогда как имя Хувва ("Он"), "персонифицированное" финальным ха, указывает на Абсолют как таковой в его недосягаемой трансцендентности и непостижимой тайне.
    Сами божественные имена служат вернейшим залогом своей действенности. В Амидизме (12) убеждение в спасительной силе молитвенной практики связано с "изначальным обетом" Амиды; но это, в сущности, говорит о том, что во всякой аналогичной практике в других традиционных формах такое убеждение также связано со смыслом, вкладываемым в мантру или божественное Имя. Шахада источает ту же благодать, что и "изначальный свет" (13) в силу самого своего содержания: она прежде всего является выражением Истины, а Истина по сути своей ведет к освобождению; отождествить себя с Истиной, насытить ею все свое существо и одновременно самому раствориться в ней — значит вырваться из пут заблуждения и злобы. Шахада является ничем иным, как доктринальным внешним проявлением Имени Аллах, она полностью соответствует возгласу, обращенному к Моисею из Неопалимой купины: "Я есмь Сущий". Именно посредством таких формул Бог возвещает, что "Он есть", то есть, раскрывает свое Имя; вот почему эти формулы — эти мантры — одновременно являются Именами Божьими.
    Мы только что сказали, что значение Имени Аллах заключено в формуле ла иляха илля' Ллах, то есть, что космическое проявление иллюзорно и только метакосмический Принцип реален. Для большей ясности нам стоит здесь повторить хакику, которой мы коснулись в главе о Коране: поскольку с точки зрения проявления — то есть с нашей точки зрения, ибо мы существуем, — мир несомненно обладает известной реальностью, необходимо, чтобы истина, касающаяся его с позитивной стороны, была включена в Шахаду, где она и присутствует в виде формулы Мухаммадун Расулу' Ллах, служащей как бы развитием слова илля ("если не") и гласящей, что проявление наделено относительной, зависимой от Принципа реальностью. Это свидетельство противопоставляет безоговорочному отрицанию преходящих вещей — или, если угодно, акциденций — относительное их утверждение, утверждение манифестации как божественного отблеска. Мухаммад — это мир, рассматриваемый в его соотнесении с совершенством; Расул указывает на его соотношение с причинностью и таким образом, связывает мир с Богом.
    Когда разум располагается на уровне абсолютной реальности, относительная истина как бы поглощается истиной абсолютной: с точки зрения словесных символов она обращается в некую метафизическую "условность", которой, в данном случае, является слово илля. Поскольку вне Аллаха нет ничего, мир также должен быть включен в Него и не может быть иным, нежели Он; именно поэтому имя Аллах включает в себя не только все сущее, но и все, что превосходит сущее (14).
    Чтобы уточнить место формулы освящения (Басмала) в этой системе соотношений, добавим вот еще что: подобно тому, как вторая часть Шахады возникает их первой — слово илля является в данном случае онтологическим "перешейком" и осью мира, — так и Басмала возникает из удвоенной буквы лам в середине имени Аллах (15); но в то время, как вторая часть Шахады — свидетельство о Пророке — соответствует восходящему и освобождающему движению, Басмала служит указанием на творческое нисхождение, связанное с откровением или милосердием. Басмала отличается от Шахады еще и тем, что она знаменует собой некий "выход", обозначенный словом бисми ("во имя"), тогда как Шахада является либо божественным "содержанием", либо "вестью", то есть, либо солнцем, либо образом солнца, но отнюдь не лучом, хотя с иной точки зрения ее можно уподобить "лестнице", соединяющей космическое "небытие" с чистой Реальностью.

Пер. Ю.Стефанова


VAD VAD  pages
Журнал "Комментарии"

VAD VAD  pages
Журнал "Комментарии"