Этой весной — весной 2012 года — я жила в каком-то параллельном мире. В реальности, не имеющей пересечений с окружающей действительностью. Или почти не имеющей. И, похоже, не только я не замечаю (и не хочу замечать) выборов и инаугураций, кризисов, войн на Ближнем Востоке, изменений курса валют, митингов и демонстраций, массовых сидений около памятников и массовых протестных лежаний на площадях. Всего того, что заставляет пыхтеть СМИ и блогосферу интернета. В этом параллельном мире играют гусли и гармошки, нарядные девушки квикают в кугиклы и танцуют кадрили, радостно улыбаются кентаврообразные Полканы и двухголовые лошадки. Здесь даже бабульки, если и поют на английском, то его трудно отличить от деревенско-удмуртского говора. Сгустившийся накат фольклорного драйва превысил все ранее мною ощущаемые эманации подобного рода. Даже когда я отъехала в Англию на пару недель в апреле, в тамошних деревнях до меня докатился чудеснейший ручеёк совершенно нового и неизвестного мне английского народного деревенского ремесла — так называемый Canalia Art. Рулю я себе преспокойненько по каналам центральной части Ангии на уютненькой самоходной барже со всеми удобствами и вдруг замечаю на многих аналогичных посудинах на корме, на их крышах странно расписанные лейки, кувшины, горшки, кастрюльки, сковородки. Всё в одном стиле, примитивном, но безумно приятном и милом. На тёмно - зелёном фоне разбросаны яркие цветы или нарисованы какие-то горы, которых и поблизости-то нет, церкви, странные домики. И эти жестяные ёмкости закреплены на крышах барж, часто в них посажены цветы, кустики, но иногда они просто живописно стоят в каких-то натюрмортных композициях. На одной из стоянок я не выдержала и пошла знакомиться с англичанами с баржи, украшенной множеством подобных вещиц. Они-то и рассказали мне, что многие живущие на таких судах англичане (чаще всего пенсионеры) увлекаются росписью жестяной утвари уже много лет. И сложился стиль росписи, свойственный только этим, ходящим по искусственным каналам Англии, судам -  Canalia Art. Такой своеобразный народный промысел. Нам-то в России это не в диковинку. С нашими Жостово, Гжель, Хохломой и пр. А вот у англичан такое исконно народное, простое, без всяких рекламных заморочек, без пафоса «раскруток» и «государственных поддержек», я встретила впервые. Конечно же я уговорила пенсионеров с баржи продать мне несколько артефактов. Хотя продажей таких вещиц там никто не промышляет. И их нельзя найти в сувенирных лавках многочисленных водных клубов вдоль каналов. Люди делают это сами и исключительно для себя.






Вернувшись в Москву я, по-видимому на волне всё того же драйва народного искусства, сразу попала на несколько интересных фольклорных мероприятий.
27 апреля старейший детский фольклорный ансамбль «Веретёнце» отмечал своё 30-летие. Концерт был просто фантастическим! Несколько поколений, выросших на аутентичном фольклоре, пропагандируемом руководителем ансамбля Краснопевцевой Еленой Алексеевной, слились в единый яркий поток, объединивший сцену и зал. Это было концентрированное песенно-танцевальное чудо русской национальной красоты, направленной в вечность. Я не шла, а парила над землёй после концерта: я — русская, самая красивая и сильная, бессмертная и бесконечная...
13 мая поехала на Второй фестиваль традиционной музыки и ремёсел «Поляна», проводимый в музее К. Васильева в лианозовском парке г. Москвы. Погода была просто редкостной! И в этом весеннем потоке нового солнца все поют и танцуют на полянах, под сенью деревьев с молодыми, ещё не запылёнными промышленным лианозовским выхлопом, листочками. Все такие красивые и яркие. Илья Ахрамеев — руководитель Клуба народного творчества «Плетень», базирующегося в лианозовском парке, и проводящий там все фольклорные мероприятия, молодец и безусловно один из героев нашего времени. Я знаю его давно и не перестаю восхищаться его энергией, творческой неутомимостью и работоспособностью. Он в своей избе около музея К. Васильева и с детьми занимается, и ремёсла поддерживает, и почти во всех сторонних фольклорных мероприятиях участвует. Откуда только силы и время берёт?! Великолепный человек.
14 мая в Доме творчества «На огородной слободе» прошёл Первый (!) Российский фестиваль детских фольклорных инструментальных ансамблей «Улица». Инициатор фестиваля — известный московский фольклорист, основатель уникального ансамбля владимирских рожков Ефремов Борис Серафимович. Интересна сама идея фестиваля — возрождение инструментальных традиций русского фольклора. Здорово. Не знаю, получится ли что-нибудь из этого дела, но сама постановка вопроса, вне всякого сомнения, заслуживает уважения. Очень хочется, чтобы всё у Ефремова получилось. Желаем ему успехов.


27 мая прошёл опять же Первый детский фольклорный фестиваль — праздник «Благо» во Дворце детского и юношеского творчества «На Воробьёвых горах». Место это известное и почтенное. Поэтому я, как истинный птенец расположенного рядом МГУ, там и оказалась. К сожалению музыкально-исполнительский уровень участников мероприятия был низок. Но идея — правильная и нужная. Может быть организаторам стоит с кем-то скооперироваться и меньше внимания обращать на титулы и звания людей, приглашаемых ими в оргкомитет? Поменьше профессоров, директоров и методистов, а побольше людей, разбирающихся в фольклоре и любящих его. В любом случае — удачи! Тем более, что там была и интересные моменты: проводился блок мастер-классов для детей «Мозаика традиционных ремёсел», на которых, кроме достаточно обычных занятий по изготовлению куколок из лыка и тряпочек, можно было узнать, что такое накосник и изготовить фрагмент его. Кстати, накосник — это украшение не только косы, но и всей наспинной части костюма. Дети здесь могли поэкспериментировать с самым простым вариантом накосника — расшивание бисером концов атласных лент, вплетаемых в косы. Интересно. Занятие «Рушниковая история» - вышивка крестом в традиционном русском стиле. Занятие «Рожь поспела — берись за дело» - знакомство с традициями народного календаря: сенокос, зажинки и дожинки, обмолот пшеницы и работа с ручными жерновами. Занятие по кузнечному делу. Для детей всё это ново и увлекательно. Да и для многих взрослых тоже. А уж хоровод «Заплетися, плетень», который как всегда самозабвенно и увлечённо организовал на улице тот самый Илья Ахрамеев, и вообще раззадорил всех присутствующих. 
28 мая в МГУКе (университет культуры в Химках) прошла 4-я Мастерская русского танца. Как мне стыдно, что я не знала о предыдущих трёх Мастерских. Как было замечательно и весело! Как приятно было видеть студентов, сшивших народные костюмы, нашедших и реконструировавших почти потерянные танцы разных регионов России и с блеском исполнявших их. В этом есть глубинный пафос и смысл — молодёжь погружена в настоящее народное искусство, единственно прекрасное и вечное в наше время дурновкусовой попсы и бездумной глобализации. Особенно понравились мне танцы севера России в исполнении ансамбля 3 курса «Разноцветье». Узнала, что там хороводы не «водят», а «ходят». И это уже и не хороводы вовсе, а ходичи. А ходичи под песни Лешуконского района Архангельской области и села Усть-Цильма республики Коми — это вообще инопланетные напевы. Эрик Серра и Дива Плавалагуна из «Пятого элемента» отдыхают. Кадриль «Повалихинская козуля», семизарядная «Колхозная кадриль», танцы Иркутской области и Приангарья — всё это такое живое и яркое, такое вечное и юное. Отдохнула душой.


3 июня на Троицу поехала в Суздаль на Праздник народных ремёсел. Он проводился на территории живописнейшего музея древнерусского зодчества. Тётки деловито сидели в куче срубленных берёзовых ветвей и мастерили венки, увитые разноцветными ленточками. Пахло сырой землёй, суздальской медовухой и свежими берёзовыми листьями. Дети качались на качелях, девки водили хороводы, на импровизированной сцене на фоне старинной мельницы выступали фольклорные коллективы. Почти все слабенько и в эклектично-напутанных народных костюмах. Вокруг бродили ржущие интуристы. Но всё равно было хорошо. Девчонки кумились под сплетёной из берёзовых ветвей аркой, навязывая разноцветные тесёмки на запястья друг другу и клянясь в вечной дружбе. Я сидела на стоге сена и попивала горячий сбитень. Рядом махал косой совершенно равнодушный ко всей происходящей вокруг суете мужик в распоясанной косоворотке. Если бы не вульгарные лозунги-растяжки на стенах старинных изб и мельниц и не звукоусилительная аппаратура, абсолютно ненужная для выступления народных коллективов, то можно было бы вообразить себя вернувшейся в архаичное прошлое русской деревни.  Красивый город Суздаль, чудная речка Каменка, в которую бросили наряженную берёзку в конце праздника, отличная погода июня средней полосы России — дождик при солнце и много людей в разноцветье русских народных костюмов.





А апофеозом этой фольклорной весны стало, конечно же, выступление бурановских бабушек на Евровидении. И не надо корчить брезгливо рожу при этих моих словах. Евровидение — попсюшное барахло, всегда мною презираемое и осмеиваемое. Но при общей ничтожности современной России во всех сферах экономики, политики, культуры, эти спокойные и уверенные в своей жизни бабки в лаптях на сцене и в почти что лаптях — босоножках на шерстяной носок в жизни — это всё равно что полёт первого советского человека в космос в 1962 году. Уверенный в себе простой светловолосый парень Гагарин сказал «поехали» и махнул рукой. И полетел к звёздам. Простые деревенские бабки, без макияжа и стилистов, без навороченных лазерных прибамбасов и унисексовых подтанцовок, вышли на сцену в толпу попсовых еврогламурок в 2012 г. и всех «сделали». Их скрытая ирония над англоязычными текстами, которые они переиначили на свой деревенский лад, их непопадание в ритм, их беззубые улыбки, непосредственность и отрешённость от окружающей суеты — недоступная нам эстетическая и философская высота мироощущения. То, что им дали второе место — это фигня. Они лучшие и самые крутые. Недаром самый известный в наши дни коллекционер русских народных костюмов Сергей Глебушкин сказал на фестивале «Благо», что победа бурановских бабушек — это победа русского крестьянского искусства и включил в показ своей коллекции удмуртский народный костюм. Ибо этот костюм, как и сами бабульки -  наше всё. Русское. Прекрасное. Вечное. Не знаю уж, сколько там удмуртского, но русского — то самое «всё». И было здорово слышать, как после Евровидения бабульки отказались ехать на гастроли, потому что дома козы ухода требуют, картошку колорадский жук портит, домашние заждались. Здорово.
А у меня и личный праздник всепобеждающего русскофольклорного начала произошёл. Моя бывшая студентка, когда-то сделавшая на сайте СКРИНа страницу «Рок-н-ролл всласть», доросла до понимания русского фолка. Вспомнила свои корни и съездила в Каргополь. Потом зачастила туда. Собрала уникальный материал и написала несколько статей об этом замечательном северном городе, славном своими глиняными игрушками, лодками, костюмами. Её материалы с её же отличными фотографиями мы размещаем на сайте. А вообще-то поднатужимся и постараемся сделать в нашей виртуальной галерее большой зал, посвящённый Каргополю. И диск по Каргопольской игрушке. Если не мы, то кто?
Вот такая весна выдалась нынче. Фольклорная весна.
P.S. А вам интересно, что такое мизютка из названия статьи? Ладно, не мучайтесь. Я объясню. Есть такой старинный русский музыкальный... инструмент что ли. Нет, не совсем «инструмент». Пять тростниковых трубочек разной длины, похожих на флейту Пана, но не связанных между собой - это кугиклы, на которых квикают (как бы поют в них) только женщины. Каждая тростина имеет своё название: самая длинная — гудень, поменьше — подгудень, середняя, мизютка, а самая маленькая — примизютка. Как нежно и вкусно звучат эти словечки. Вкус давно забытого детства. Нашего и  нашей прекрасной России.