Как кольца старого дерева наслаиваются одно на другое
по мере его роста, так и кольца Москвы показывают, как росла и расширялась
столица. Сначала - Кремль и Китай-город. Мать Ивана Грозного Елена Глинская
назвала так эту часть города в память о своей родине - Китай-городке на
Подоле. Три главные улицы Китай-города Никольская, Ильинка и Варварка пересекались
множеством запутанных улочек и переулков. Уже в XVI веке в Китай-город
наезжали иногородние и иностранные купцы, вели торговлю, которая строго
распределялась по рядам. В XVII веке рядов было 72, и названия некоторых
из них сохранились в именах переулков: Хрустальный, Рыбный, Ветошный. В
XIX - начале XX века в Китай-городе было возведено много зданий банков,
торговых контор, складов - это был деловой центр капиталистической Москвы.
Там же находились убогие кварталы старинного Зарядья, на месте которых
в 1969 г. была построена гостиница Россия по проекту группы архитекторов
под руководством Д.Н. Чечулина. В ней 3078 номеров на 5363 гостя. В здании
гостиницы расположен двухзальный кинотеатр "Зарядье", государственный
центральный концертный зал на 2500 мест, 9 ресторанов, много кафе, баров,
а вокруг гостиницы - архитектурный заповедник, уголок средневековой Москвы.
Например, в Китай-городе находится Английский двор, где с XVI века останавливались
посланцы английского короля, а сейчас проходят интересные выставки. Рядом
с Английским двором находится небольшая церковь Варвары, со сферическим
куполом и стройной колокольней, дальше - палаты бояр Романовых, чей внук
Михаил в 1613 году был избран на царство и открыл царскую династию Романовых,
правящих в России до 1917 г. На гребне небольшого холма близ Кремля находится
"Дом Пашкова", который называют самым прекрасным в Москве. Этот
шедевр мировой архитектуры - лучшее творение русского архитектора В.И.Баженова.
Таково первое кольцо - Китай-город, за которым начинается Бульварное кольцо.
Огромной зеленой дугой огибают центр города и краями упираются в Москву-реку
старые бульвары, воспетые поэтами. В былые времена по линии бульваров проходила
граница Москвы и стояли мощные крепостные каменные стены с башнями и воротами.
Поэтому некоторые площади, возникшие на месте воротных башен, и сейчас
носят прежние названия: Никитские ворота, Петровские, Покровские, Пречистенские,
рядом с которыми в 1960 г. был построен крупнейший в Европе открытый плавательный
бассейн "Москва", вмещавший 24 тыс. кубических метров воды. Бассейн
работал не только летом, но и зимой, ежегодно его посещало 3 млн. купальщиков.
Сейчас, увы! его снесли, и на его месте возводят культовое учреждение -
Храм Христа Спасителя.
Арка станции метро Кропоткинская открывает вход на Гоголевский бульвар.
На нем находится двухэтажное здание ( № 10) - ныне Дом союза художников.
Этот дом связан с именами К.Ф.Рылеева, который читал здесь друзьям свои
крамольные "Думы", и И.С. Тургенева. Соседний переулок Сивцев
Вражек обязан своим именем оврагу и речке Сивке. На Сивцевом Вражке в 1843
г. жил А.И.Герцен в доме № 27, где в 1976 г. открыт музей писателя. В конце
бульвара находится Арбатская площадь. Свое название и площадь, и улица
получили еще в XV веке, повидимому, от арабского слова "рабат",
что в переводе означает "пригороды, предместья", так как городом
считалась только территория Кремля. По всей видимости это восточное название
связано с тем, что здесь жили крымские татары или арабские купцы во время
своих посещений Москвы.
Во второй половине 18 века Арбат стал модным аристократическим районом.
А в наши дни старинная московская улица Арбат первой превращена в пешеходную
улицу, где воссоздан общий стиль старой застройки. И плитное покрытие улицы
вместо асфальта, и оригинальные светильники, и рекламное оформление - все
воссоздает старый Арбат.
За Арбатской площадью начинается Никитский бульвар (бывший Суворовский),
в начале которого в доме № 7 с 1848 г. жил Н.В.Гоголь. Здесь он прочел
актерам Малого театра свою пьесу "Ревизор", здесь он работал
над вторым томом "Мертвых душ", а в ночь на 12 февраля 1852 года,
в период душевного упадка, за десять дней до смерти, сжег в печи драгоценную
рукопись.
Следующий бульвар - Тверской - самый длинный на Бульварном кольце ( 875
метров). Он и самый старый: ему около 200 лет. Открывается он широкой площадкой,
в центре которой гранитный памятник К.А.Тимирязеву. На левой стороне бульвара
в трехэтажном доме № 11 в течение 39 лет жила великая актриса М.Н.Ермолова.
С 1970 г. там открыт мемориальный музей Ермоловой. Тверской - самый театральный
бульвар столицы: на нем находится и Московский драматический театр, и театр
им. Пушкина, и новое здание МХАТ. На пересечении Бульварного кольца и Тверской
находится самая популярная площадь столицы - Пушкинская. Наиболее живописным
участком Бульварного кольца является Страстной бульвар, он очень широк
(123 метра). Еще шире Чистопрудный бульвар (135 м.) Пруд существовал здесь
раньше бульвара и в XVII веке назывался Поганым: в него сбрасывали отбросы
боен, находящихся на Мясницкой улице, в 1703 г. его очистили и переименовали
в Чистый. От него и получил имя бульвар. Самый короткий из вереницы бульваров
Бульварного кольца - Сретенский, его длина всего 214 м.
И, наконец, Садовое кольцо. Оно опоясывает центр города и включает 17 улиц
и 12 площадей. Знакомство с Садовым кольцом можно начать с любой точки,
ведь " у кольца начала нет и нет конца". Возьмем за исходный
пункт улицу Крымский вал и Крымский мост (здесь некогда через брод полчища
крымских татар, переправляясь через реку, совершали набеги на Москву. Справа
мы увидим ЦПКО им.Горького, а напротив - Центральный Дом Художника, обойдя
который можно увидеть сад скульптур и вызывающий массу споров памятник
Церетели "Петр I". За Зубовским и Смоленским бульварами и площадями
на Садово-Кудринской улице мы увидим здание планетария с серебристым яйцеобразным
куполом. Оно построено в 1928 году по проекту архитекторов Барща и Синявского.
Вправо от Садового кольца уходит Малая Бронная улица, унаследовавшая свое
название от Бронной слободы. В XVI-XVII веках здесь жили бронники, изготавливающие
металлические кольчуги и панцири. В начале Садово-Самотечной улицы мы увидим
Центральный театр кукол, где установлены часы. Их огромный циферблат размером
42 кв.м. - это терем-теремок из 12 избушек, в каждой из которых вставлены
заводные игрушки. Пройдя через ряд улиц, мы выйдем к Таганской площади.
В XVI веке здесь была слобода, где ремесленники изготавливали медную и
бронзовую посуду - котлы, таганы. На углу улицы Чкалова и Таганской площади
находится Театр драмы и комедии на Таганке. Спуск от Таганской площади
приведет нас к Павелецкому вокзалу на улицу Бахрушина, где мы увидим Центральный
театральный музей того же имени. По Добрынинской улице через Октябрьскую
площадь мы опять вернемся к Крымскому валу.
Если пройти по всем улицам площадям и переулкам Москвы, то придется преодолеть
свыше 3 тысяч километров, на что потребуется около двух лет, так как в
Москве около 4 тысяч улиц, переулков и проездов. Названия их самые разные.
Есть улица и переулок в честь полководца новгородского князя Александра
Невского, в честь легендарного героя Куликовской битвы 1380 года монаха
Троице-Сергиева монастыря Родиона Осляби (Ослябьевский переулок). Название
Солянка происходит от находящегося здесь в XVII-XVIII в.в. царского Соляного
двора, в амбаре которого хранились московские соляные запасы. Ряд улиц
назван именами вождей крестьянских восстаний: Разина, 1 и 2 Пугачёвские
и Болотниковская. Улицы Рылеева, Пестеля,Бестужевых - это память о восстании
декабристов, а Кутузовский проспект, Багратионовский проезд, улицы Дениса
Давыдова, Раевского, Василисы Кожиной и другие- всего более 20 названы
именами героев Отечественной войны 1812 года. В столице 12 улиц названо
в честь женщин - Героев Советского Союза. Имена академиков, актрис, героев
гражданской и Великой Отечественной войны (Курчатов, Королёв, Цандер, Ермолова,
Федотова, Нежданова, Блюхер, Фрунзе, Ю.Фучек, М.Джалиль) нашли отражение
в названиях московских улиц. Интересно, что в Москве есть улицы, имеющие
отношение к произведениям искусства. Это улица Вешних вод в память о повести
И. С. Тургеневе и улица Ивана Сусанина, героя бессмертной оперы М.И.Глинки
"Иван Сусанин". В основе образа - реальная личность, герой борьбы
с польскими интервентами в начале XVII века крестьянин Иван Сусанин.
Конечно, нельзя объять необъятное и рассказать обо всех
улицах и площадях столицы, но мы с вами живём в Москве, и огромный город
открыт перед нами.
|